Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В начальный период развития звукотехники считалось, что зву-
ковые системы в идеале должны обеспечивать такую передачу, при
которой выходные сигналы были бы в точности' подобны исходным.
"Поэтому усилия специалистов сосредоточивались на разработке
методов устранения различных искажений. Когда же эти методы
были найдены, оказалось, что с их помощью каждый иа входных
сигналов может быть свободно трансформирован по одному или
сразу по нескольким своим параметрам. Появилась возможность
создания большого композиционного разнообразия для передаваемых
звучаний в поиске такого из вариантов, при котором обеспечивалась
бы наивысшая эмоциональность восприятия. Процесс звукопереда-
чи стал процессом творческим.
Очевидно, что наиболее полное использование возможностей си-
стемы связано не только с ее высокими техническими показателя-
ми, но и с тем, в какой мере они могут быть изменены при реше-
нии конкретных творческих задач и каковы удобства выполнения
таких операций. Следовательно, полный перечень этих показателей
должен содержать в себе требования к самой системе, к элементам
управления и к эксплуатационным данным, обеспечивающим удоб-
ство работы с системой.
Общие технические требования к системам звукопередачи по
четырем классам качества нашли отражение в ГОСТ 11551—65. Для
профессиональных систем высшего и I классов эти требования пред-
ставляются следующим образом (в скобках даны параметры систем
I класса):
рабочий диапазон частот — ЗО-г-15 000" (50-ьЮООО) Гц;
неравномерность частотной характеристики на краях в пределах
от fH до 1,5 fH и от 0,66 fB до fB - 6 (6) дБ;
неравномерность в средней части характеристики — 2 (2) дБ;
коэффициент гармоник при частоте испытательного сигнала до
100 Гц-1-т-2 (34-6)"%, от 100 до 200 Гц-0,741,5 (1,7-7-3,5) %,
от 200 до 4000 Гц —0,6-М (1,2-7-2,5)% и выше 4000 Гц— 1-=-2
(2,545)%.
Как видно из перечня требований, величины вошедших в него
лараметров выбирались исходя из особенностей источников и при-
емников звука. Так, неравномерность частотной характеристики
выбиралась с учетом того, что меньшая заметность относится к
краям, а большая — к середине частотного диапазона.
В ГОСТ приведены также нормы для предельно допустимых ве-
личин коэффициента гармоник, которые хорошо согласуются с выво-
дами, сделанными в результате анализа -заметнвсти нелинейных ис-
кажений. Принято во внимание и то, что при измерениях на повы-
шенных частотах коэффициент гармоник может увеличиваться из-
аа смещения гармоник больших номеров за пределы передаваемого
диапазона, и то, что он зависит от особенности восприятия вновь
возникающих гармоник (четных и нечетных).
Требования к управлению системой звукопередачи пока твердо
не установлены, и их можно сформулировать только в самом общем
виде. Они должны исходить из того, какие параметры сигнала и на
сколько нужно трансформировать, чтобы в ходе передачи можно
было бы создать любую звуковую ситуацию художественного плана
из числа встречающихся в практике работы опытных режиссеров.
Пределы изменения этих параметров могут быть дополнительно
расширены в целях создания новых, еще не использованных ситу-
аций, представляющих художественную ценность. -
Анализ особенностей художественной передачи звучаний (гла-
ва 3) показывает, что для монофонических систем в числе управляе-
мых параметров должны быть такие, как уровень передаваемых
сигналов, ширина частотного диапазона, высота пиков и провалов
частотной характеристики на ее краях и в середине, акустическое
отношение и время реверберации. Кроме того, интересные резуль-
таты дает изменение временных параметров сигнала.
Небезынтересно отметить, что к настоящему времени уже опре-
делился достаточно большой перечень элементов звукопередающей
системы, которые выполняют функции управления сигналами и
позволяют осуществлять разнообразную их'обработку. Так, пользу-
ясь поканальными регуляторами уровней, можно устанавливать
звуковой баланс различных музыкальных звучаний или в соответ-
ствии с художественной задачей выделять звучания отдельных" ис-
точников звука или их групп. Управление общим уровнем сигнала
и использование ограничителей уровня позволяют управлять дина-
микой звучаний, исключать нелинейные искажения, появляющиеся
в результате возможного выхода за пределы прямолинейного участ-
ка амплитудной характеристики системы. Смещение вверх нижней
границы частотного диапазона часто улучшает передачу речи, а
ограничение его в нижней и верхней части позволяет создавать но-
вые звуковые эффекты (например, эффект телефонного разговора),
устранять мешающие призвуки некоторых музыкальных инструмен-
тов и помехи системы.
. Различные по величине пики и провалы в середине частотной
характеристики системы могут быть использованы для коррекции
частотных характеристик микрофонов, для подчеркивания, подав-
ления или изменения характерных оттенков отдельных звучаний,
что может улучшить передачу или придать ей необычность^ и но-
визну..
Пики на участках средних частот позволяю.т,усилить формант-
ные области музыкальных инструментов и голоса, сделать звучание
более рельефным, ярким, увеличить носкость голоса, придать- зву-
чанию те особенности, которые принято связывать с эффектом при-
сутствия. Подъем в области высоких частот создает эффект прибли-
жения источника и повышает разборчивость.
Общие характеристики звукопередающих систем позволяют, сфор-
мулировать следующие требования к предварительной обработке
сигналов:
1. Электроакустические характеристики микрофонов, отбирае-
мых для звукопередач, должны максимально соответствовать харак-
теристикам сигналив и помещений, из которых ведется передача.
2. Количество одновременно используемых микрофонов и кана-
лов должно определяться из необходимости правильной передачи
всех-элементов сложного звучания.
3. Распределение ^микрофонов по группам и их размещение от-
носительно источников звука и друг друга должны быть такими,
чтобы обеспечить создание музыкального и речевого баланса или оп-
равданного нарушения его в отношении какого-то из источников,
4. Расстояние между каждым из микрофонов и соответствующим
источником или их группой должно выбираться из условий вос-
создания нужной звуковой перспективы.
К специальным элементам управления нужно предъявить осо-
бые требования. Эти элементны должны:
1. Обеспечивать регулировку уровней сигналов в каналах и на
выходе системы для получения звукового баланса- и динамики зву-
чания, которые соответствовали бы реальному сигналу или его
творчески переработанной модели.
2. Осуществлять ограничение частотного диапазона для устране-
лия помех и призвуков, для создания новых звуковых эффектов.
3. Позволять проведение коррекции частотной характеристики, в
любой" ее зоне и в пределах, необходимых для повышения качества
звучания.
4. Допускать введение таких изменений сигнала, которые связа-
ны с улучшением его временных и пространственных характерис-
тик.
Основные эксплуатационные требования:
1) аппаратура должна быстро приводиться в рабочее состояние
и обеспечивать стабильные результаты работы всех ее элементов;
2) она должна быть простой в управлении и обеспечивать мак-
симальные удобства выполнения различных регулировок;
, 3) она должна быть устойчивой к изменениям 'атмосферного
давления^ температуры, влажности воздуха и силы ветра;
4) ее переносные элементы (микрофоны, пульты и др.) должны
иметь возможно малые размеры и массу, малую чувствительность к
сотрясениям и ударам;
5); устройства управления должны быть независимыми, и при
их работе не должны возникать шумы, шорохи и пр.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 534 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!