Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Античное зодчество (архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, Римский Пантеон)



Античное зодчество (архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, Римский Пантеон).

В Древней Греции сформировались многие архитектурные формы, каноны зодчества. Появляется традиционный стиль жилого здания. Древние греки изобретают 3 основных ордера – ионический, дорический и коринфский. Колонны были изобретены до греков. Они встречаются и у египтян, но именно греки придали им формы, которые считаются классическими. Жилая часть древних Афин состояла из многочисленных маленьких глиняных домиков со световыми окнами сверху. Их стены были очень непрочные. Более богатые люди могли позволить себе дома из камня. Священная часть города – Пникс (площадь, где люди решали политические проблемы), Ареопаг (судебный холм), Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода. Этот ансамбль создан под общим руководством архитектора Фидия. В его состав входят:

Пропилеи (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл) - парадный вход на Акрополь, представлявший собой глубокий сквозной портик с колоннадой;

Храм Ники Аптерос (449–420 до н.э., архитектор Калликрат) – В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники. (Ника считается одним из воплощений Афины). Это посвященный богине победы Нике прямоугольный маленький, легкий и изящный храм ионического ордера. Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) отличается стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой. Расстояние между колоннами 5 радиусов. Их высота – 18 радиусов.

бронзовая колоссальная статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу.

Храм Эрехтейон (421–406 до н.э. архитектор неизвестен) Это храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Отличается легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях. У южной стены храма - знаменитый портик кариатид – коллонада в виде женских скульптур. Все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Главный храм Акрополя и Афин Парфенон (Афины-девы 447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат) – строгий, величественный, подчеркнуто монументальный, сочетавший дорический и ионический ордера. Дорическому ордеру с его мощными пропорциями свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сужающаяся вверху и расширяющаяся в середине, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Высота колонн 16 радиусов, расстояние между ними 3 радиуса. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений.

Античный Римский город представлял собой крепость, римское городское укрепление – прочная стена (изобрели что-то вроде бетона). Везде каменные заборы. В домах окон либо нет, либо очень маленькие слюдовые и для прохода воздуха и света на потолке. В доме есть атриум – веранда, где находится очаг, внутренний сад.

ПАНТЕОН, древний храм в Риме. Название храма греческое и означает «храм всех богов». Пантеон – одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до 19 в. не существовало купола большего диаметра. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое называлось Пантеоном, впервые возвел на этом месте Марк Випсаний Агриппа (завершено в 25 до н.э.), император Адриан восстановил Пантеон ок. 126 н.э., упоминается также реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э. Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора. Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности (правда, они были отреставрированы), посетитель выходит в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); Коринфский ордер - похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами. Колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.
Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 634 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...