Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прощальная беседа и Первосвященническая молитва [Емельянов]



«И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30) – окончание, обычное для ритуальной трапезы.

Смысл Евхаристии:

- В Евангелии от Иоанна нет описания установления Таинства Евхаристии на Тайной Вечери, но в 6-й главе приведено учение о Евхаристии в Беседе о Хлебе Жизни: Основная мысль беседы Ин. гл.6 заключается в том, что Иисус есть хлеб, сшедший с неба (ст.35а), и потому не только вера в Него есть условие жизни и воскресения (ст. 35б, 40, 47-48), но общение с Ним как с хлебом жизни, сшедшим с неба, надо понимать и буквально как принятие Его в снедь. Вкушение плоти и крови Сына Человеческого есть исполнение веры (ст. 48-50). Будучи выражено глаголом τρώγω (ст. 54, 56, 58), буквально «жевать», или «глодать», – оно не допускает спиритуалистического перетолкования, почему и вызвало соблазн присутствующих (ст. 60 и сл.). Как исполнение веры вкушение плоти и крови Сына Человеческого понимается в беседе о Хлебе Животном тоже как условие жизни и воскресения. Воскресение в последний день говорит о полноте жизни в будущем веке. Упоминание «восхождения» Сына Человеческого позволяет понимать и полноту жизни в будущем веке, которую откроет нам участие в евхаристической трапезе, как обожение. Учение беседы о Хлебе Животном сводится к тому, что участие в евхаристической трапезе мыслится как условие жизни и обожение и ставится в теснейшую связь с действованием Духа Святого [Кассиан, 125].

- Евхаристия – воспоминание Христа (Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24).

- Евхаристия – участие в смерти и воскресении Христа (1 Кор. 11, 24).

- Евхаристия – пришедшее Царство: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 17-18), «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20).

19. Прощальная беседа. Заповедь о любви.

В конце Тайной Вечери Господь обратился к ученикам со Своей последней, Прощальной, беседой (Ин. 13, 31 – 16), с которой непосредственно связана и Его торжественная Первосвященническая молитва к Отцу (Ин. гл. 17).

Место Прощальной беседы. Прощальная бе­седа есть достояние Ин., и из контекста Ин. вытекает, что начало ее надо мыслить не иначе как в горнице. Но только начало. В 14:31 Иисус, желая явить миру Свою любовь к Отцу и послушание Его воле, приглашает учеников встать и вместе с Ним выйти «отсюда», может относиться только к горнице, где была совершена вечеря. О том, чтобы они действительно вышли, евангелист не го­ворит. Но в 18, 1 Иисус вместе с учениками переходит на другую сто­рону потока Кедрона, отделявшего Иерусалим от подножия горы Елеонской. Когда они успели дойти до Кедрона? Единственным отве­том на этот вопрос было бы допущение, что вторая часть Прощальной беседы (гл. 15-16) имела место во время пути и где-то под откры­тым небом Иисус вознес к Отцу и Первосвященническую молитву (гл. 17) [Кассиан].

Заповедь любви. На время разлуки Господь дает ученикам новую заповедь любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (13, 34-35). В учении Прощальной беседы заповедь люб­ви связана с символическим актом омовения ног. Исполнением ее (заповеди) верующие покажут людям, что они воистину ученики Христовы (13, 34-35). Заповедь о любви Христос называет новой не потому, что раньше Он не учил их любить друг друга, а потому что говорит здесь, как Царь, основывающий Свое царство. Его новое царство основано и на новых началах – прежде всего на любви, которая отныне в царстве Христовом становится основным законом жизни членов этого царства. Заповедь о любви, какую дает Христос, является новой даже по отношению к той заповеди о любви, какая существовала уже в Ветхом Завете: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18). В Ветхом Завете в требовании «любить ближнего» делалось подразделение между людьми: одни были ближе, другие дальше [Лопухин]. Новизна преподанной заповеди о любви в том, что наивысшие проявления ветхозаветной нравственности в законополительных книгах не поднимались выше понятий о внутриэтническом милосердии. В прощальной же беседе заповедь о любви постулируется как догматический принцип отношения в Церкви и во всем мире. Догматическое обоснование присутствует также в Мф. 5, 48 («будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») и в параллельном месте у Лк. 6, 36 («Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»).

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) – эта любовь в духе Христовом служит отличительным признаком истинного последователя Христова (ср. 1 Ин. 3, 10) [Лопухин].

О какой славе говорит Господь в начале беседы. Первое слово беседы говорит о явлении славы, которое надо понимать как взаимное прославление Отца и Сына в Страстях и чрез Страсти Сына. Но за первым явлением славы следует и им обусловлено второе явление славы, о котором Господь говорит не в формах аориста, а в формах будущего времени (13, 32). Это второе явление славы и имеет совершиться в пришествии Духа-Утешителя, которое Господь ставит в зависимость от Своего отшествия к Отцу (ср. 16, 7).

По определению Христову, кто любит Его, кто друзья Его: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15); «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21); «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин. 14, 23-24)

Отрывок 15, 1 – 16, 4 обращен к ученикам, объединенным в союзе любви. Читателю ясно, что Гос­подь говорит о Церкви, хотя термин «Церковь» и не употребляется. Учение о союзе любви отправляется от притчи о лозе. Лоза – это Христос: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 1-6). Это образ Церкви. Лоза есть живой организм, и отдельные ветви на лозе подобны отдельным членам живого организма. Возвращаясь к началу Прощальной беседы, Господь глубже раскрывает «новую заповедь» любви (15, 9-17). Исполняя заповедь любви, ученики пребывают в любви Христовой, как и Сам Христос, возлюбленный Отцом, пребывает в Его любви, исполняя Его заповеди. Таким обра­зом, «новая заповедь» любви приобщает учеников Христовых, исполняющих ее, к полноте Божественной Жизни [Кассиан].

* Тема о любви и исполнении заповедей Христовых имеет одно из центральных мест в прощальной беседе. Эти два понятия суть состояния человеческой души и тесно связаны между собой. Они получают в словах Христовых значение условия и следствия: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей; как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15, 10). Таким образом, пребывание в любви Христово имеет своим обязательным условием исполнение заповедей. В то же время, исполнение заповедей Отца Сыном является залогом единения Отца и Сына, которое понимается контекстом беседы как единение в любви. Сам Христос показал миру, что любит Отца в Ин. 15, 10. Христос неоднократно подчеркивает то, что Его миссия – исполнять волю Отца; значит, единение в любви приобретает значение единения в делании, которое, несомненно, есть делание жизни (см. 5, 17 и 21).

Пребывание в любви Христовой, условием чего является исполнение заповедей, предстает залогом единения верующих со Христом, с Отцом и друг с другом (см. контекст первосвященнической молитвы). Сама же любовь объясняется Спасителем как высшая добродетель и как заповедь новая. Как высшая добродетель любовь понимается как принцип единения Отца и Сына, т.е. как принцип жизни пресвятой Троицы.

[Кассиан]: Любви между уче­никами противополагается ненависть мира, которую союз учеников неизбежно встретит на своем пути (15, 18 – 16, 4). Но предупрежде­ние о ненависти неожиданно прерывается новым обетованием Духа-Утешителя, Который будет свидетельствовать о Христе, и призывом свидетельствовать – подразумевается, в благодати Духа, – который Господь обращает к ученикам (15, 26-27).

Высшее проявление любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

20. Прощальная беседа. О единстве Отца и Сына.

В конце Тайной Вечери Господь обратился к ученикам со Своей последней, Прощальной, беседой (Ин, 13, 31 – 16), с которой непосредственно связана и Его торжественная Первосвященническая молитва к Отцу (Ин. гл. 17).

Место Прощальной беседы. Прощальная бе­седа есть достояние Ин., и из контекста Ин. вытекает, что начало ее надо мыслить не иначе как в горнице. Но только начало. В 14:31 Иисус, желая явить миру Свою любовь к Отцу и послушание Его воле, приглашает учеников встать и вместе с Ним выйти «отсюда», может относиться только к горнице, где была совершена вечеря. О том, чтобы они действительно вышли, евангелист не го­ворит. Но в 18, 1 Иисус вместе с учениками переходит на другую сто­рону потока Кедрона, отделявшего Иерусалим от подножия горы Елеонской. Когда они успели дойти до Кедрона? Единственным отве­том на этот вопрос было бы допущение, что вторая часть Прощальной беседы (гл. 15-16) имела место во время пути и где-то под откры­тым небом Иисус вознес к Отцу и Первосвященническую молитву (гл. 17) [Кассиан].

О какой славе говорит Господь в начале беседы. Первое слово беседы говорит о явлении славы, которое надо понимать как взаимное прославление Отца и Сына в Страстях и чрез Страсти Сына. Но за первым явлением славы следует и им обусловлено второе явление славы, о котором Господь говорит не в формах аориста, а в формах будущего времени (13, 32). Это второе явление славы и имеет совершиться в пришествии Духа-Утешителя, которое Господь ставит в зависимость от Своего отшествия к Отцу (ср. 16, 7).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...