Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
«И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30) – окончание, обычное для ритуальной трапезы.
Смысл Евхаристии:
- В Евангелии от Иоанна нет описания установления Таинства Евхаристии на Тайной Вечери, но в 6-й главе приведено учение о Евхаристии в Беседе о Хлебе Жизни: Основная мысль беседы Ин. гл.6 заключается в том, что Иисус есть хлеб, сшедший с неба (ст.35а), и потому не только вера в Него есть условие жизни и воскресения (ст. 35б, 40, 47-48), но общение с Ним как с хлебом жизни, сшедшим с неба, надо понимать и буквально как принятие Его в снедь. Вкушение плоти и крови Сына Человеческого есть исполнение веры (ст. 48-50). Будучи выражено глаголом τρώγω (ст. 54, 56, 58), буквально «жевать», или «глодать», – оно не допускает спиритуалистического перетолкования, почему и вызвало соблазн присутствующих (ст. 60 и сл.). Как исполнение веры вкушение плоти и крови Сына Человеческого понимается в беседе о Хлебе Животном тоже как условие жизни и воскресения. Воскресение в последний день говорит о полноте жизни в будущем веке. Упоминание «восхождения» Сына Человеческого позволяет понимать и полноту жизни в будущем веке, которую откроет нам участие в евхаристической трапезе, как обожение. Учение беседы о Хлебе Животном сводится к тому, что участие в евхаристической трапезе мыслится как условие жизни и обожение и ставится в теснейшую связь с действованием Духа Святого [Кассиан, 125].
- Евхаристия – воспоминание Христа (Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24).
- Евхаристия – участие в смерти и воскресении Христа (1 Кор. 11, 24).
- Евхаристия – пришедшее Царство: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 17-18), «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20).
19. Прощальная беседа. Заповедь о любви.
В конце Тайной Вечери Господь обратился к ученикам со Своей последней, Прощальной, беседой (Ин. 13, 31 – 16), с которой непосредственно связана и Его торжественная Первосвященническая молитва к Отцу (Ин. гл. 17).
Место Прощальной беседы. Прощальная беседа есть достояние Ин., и из контекста Ин. вытекает, что начало ее надо мыслить не иначе как в горнице. Но только начало. В 14:31 Иисус, желая явить миру Свою любовь к Отцу и послушание Его воле, приглашает учеников встать и вместе с Ним выйти «отсюда», может относиться только к горнице, где была совершена вечеря. О том, чтобы они действительно вышли, евангелист не говорит. Но в 18, 1 Иисус вместе с учениками переходит на другую сторону потока Кедрона, отделявшего Иерусалим от подножия горы Елеонской. Когда они успели дойти до Кедрона? Единственным ответом на этот вопрос было бы допущение, что вторая часть Прощальной беседы (гл. 15-16) имела место во время пути и где-то под открытым небом Иисус вознес к Отцу и Первосвященническую молитву (гл. 17) [Кассиан].
Заповедь любви. На время разлуки Господь дает ученикам новую заповедь любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (13, 34-35). В учении Прощальной беседы заповедь любви связана с символическим актом омовения ног. Исполнением ее (заповеди) верующие покажут людям, что они воистину ученики Христовы (13, 34-35). Заповедь о любви Христос называет новой не потому, что раньше Он не учил их любить друг друга, а потому что говорит здесь, как Царь, основывающий Свое царство. Его новое царство основано и на новых началах – прежде всего на любви, которая отныне в царстве Христовом становится основным законом жизни членов этого царства. Заповедь о любви, какую дает Христос, является новой даже по отношению к той заповеди о любви, какая существовала уже в Ветхом Завете: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18). В Ветхом Завете в требовании «любить ближнего» делалось подразделение между людьми: одни были ближе, другие дальше [Лопухин]. Новизна преподанной заповеди о любви в том, что наивысшие проявления ветхозаветной нравственности в законополительных книгах не поднимались выше понятий о внутриэтническом милосердии. В прощальной же беседе заповедь о любви постулируется как догматический принцип отношения в Церкви и во всем мире. Догматическое обоснование присутствует также в Мф. 5, 48 («будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») и в параллельном месте у Лк. 6, 36 («Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»).
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) – эта любовь в духе Христовом служит отличительным признаком истинного последователя Христова (ср. 1 Ин. 3, 10) [Лопухин].
О какой славе говорит Господь в начале беседы. Первое слово беседы говорит о явлении славы, которое надо понимать как взаимное прославление Отца и Сына в Страстях и чрез Страсти Сына. Но за первым явлением славы следует и им обусловлено второе явление славы, о котором Господь говорит не в формах аориста, а в формах будущего времени (13, 32). Это второе явление славы и имеет совершиться в пришествии Духа-Утешителя, которое Господь ставит в зависимость от Своего отшествия к Отцу (ср. 16, 7).
По определению Христову, кто любит Его, кто друзья Его: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15); «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21); «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин. 14, 23-24)
Отрывок 15, 1 – 16, 4 обращен к ученикам, объединенным в союзе любви. Читателю ясно, что Господь говорит о Церкви, хотя термин «Церковь» и не употребляется. Учение о союзе любви отправляется от притчи о лозе. Лоза – это Христос: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 1-6). Это образ Церкви. Лоза есть живой организм, и отдельные ветви на лозе подобны отдельным членам живого организма. Возвращаясь к началу Прощальной беседы, Господь глубже раскрывает «новую заповедь» любви (15, 9-17). Исполняя заповедь любви, ученики пребывают в любви Христовой, как и Сам Христос, возлюбленный Отцом, пребывает в Его любви, исполняя Его заповеди. Таким образом, «новая заповедь» любви приобщает учеников Христовых, исполняющих ее, к полноте Божественной Жизни [Кассиан].
* Тема о любви и исполнении заповедей Христовых имеет одно из центральных мест в прощальной беседе. Эти два понятия суть состояния человеческой души и тесно связаны между собой. Они получают в словах Христовых значение условия и следствия: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей; как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15, 10). Таким образом, пребывание в любви Христово имеет своим обязательным условием исполнение заповедей. В то же время, исполнение заповедей Отца Сыном является залогом единения Отца и Сына, которое понимается контекстом беседы как единение в любви. Сам Христос показал миру, что любит Отца в Ин. 15, 10. Христос неоднократно подчеркивает то, что Его миссия – исполнять волю Отца; значит, единение в любви приобретает значение единения в делании, которое, несомненно, есть делание жизни (см. 5, 17 и 21).
Пребывание в любви Христовой, условием чего является исполнение заповедей, предстает залогом единения верующих со Христом, с Отцом и друг с другом (см. контекст первосвященнической молитвы). Сама же любовь объясняется Спасителем как высшая добродетель и как заповедь новая. Как высшая добродетель любовь понимается как принцип единения Отца и Сына, т.е. как принцип жизни пресвятой Троицы.
[Кассиан]: Любви между учениками противополагается ненависть мира, которую союз учеников неизбежно встретит на своем пути (15, 18 – 16, 4). Но предупреждение о ненависти неожиданно прерывается новым обетованием Духа-Утешителя, Который будет свидетельствовать о Христе, и призывом свидетельствовать – подразумевается, в благодати Духа, – который Господь обращает к ученикам (15, 26-27).
Высшее проявление любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
20. Прощальная беседа. О единстве Отца и Сына.
В конце Тайной Вечери Господь обратился к ученикам со Своей последней, Прощальной, беседой (Ин, 13, 31 – 16), с которой непосредственно связана и Его торжественная Первосвященническая молитва к Отцу (Ин. гл. 17).
Место Прощальной беседы. Прощальная беседа есть достояние Ин., и из контекста Ин. вытекает, что начало ее надо мыслить не иначе как в горнице. Но только начало. В 14:31 Иисус, желая явить миру Свою любовь к Отцу и послушание Его воле, приглашает учеников встать и вместе с Ним выйти «отсюда», может относиться только к горнице, где была совершена вечеря. О том, чтобы они действительно вышли, евангелист не говорит. Но в 18, 1 Иисус вместе с учениками переходит на другую сторону потока Кедрона, отделявшего Иерусалим от подножия горы Елеонской. Когда они успели дойти до Кедрона? Единственным ответом на этот вопрос было бы допущение, что вторая часть Прощальной беседы (гл. 15-16) имела место во время пути и где-то под открытым небом Иисус вознес к Отцу и Первосвященническую молитву (гл. 17) [Кассиан].
О какой славе говорит Господь в начале беседы. Первое слово беседы говорит о явлении славы, которое надо понимать как взаимное прославление Отца и Сына в Страстях и чрез Страсти Сына. Но за первым явлением славы следует и им обусловлено второе явление славы, о котором Господь говорит не в формах аориста, а в формах будущего времени (13, 32). Это второе явление славы и имеет совершиться в пришествии Духа-Утешителя, которое Господь ставит в зависимость от Своего отшествия к Отцу (ср. 16, 7).
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!