Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианская свобода (по всему Посланию Гал.)



Аллегорическое толкование истории двух сыновей Авраама (Гал. 4, 8-31).

Послание апостола Павла к Галатам преследует цель защиты христианского благовестия от нападений иудействующих, успешная проповедь которых среди Галатов, в большинстве обращенных в христианство Павлом из язычников, привела в крайнее беспокойство апостола, целиком собственноручно написавшего это послание (6.11), в отличие от остальных его посланий, в основном записанных руками павловых секретарей.

Еретики-иудействующие учили о невозможности спасения без соблюдения предписаний закона Моисеева, и, в первую очередь, о необходимости обрезания. При этом они всячески пытались поколебать авторитет ап. Павла, зная его учение о христианской свободе, чем вынудили апостола к автоапологии.

Апостол в Гал. отстаивает приоритет веры над законом в деле спасения. В полемике с иудействующими он ссылается на пример Авраама, получившему обетование до дарования закона. Значение закона – временное. Закон – «детоводитель ко Христу». Вера же во Христа усыновляет людей Богу (3, 26).

Апостол, показывая, что истинная верность закону соблюдается только в христианстве, аллегорически толкует историю двух сыновей Авраама. Измаил – сын рабыни Агари, рожден по плоти, и рожден в рабство, как и те, кто рождены заветом горы Синай (апостол проводит параллель между Агарью с одной стороны и Моисеевым законом и Иерусалимом земным). Напротив, Исаак – сын обетования, свободный, как рожденный от свободной Сарры. И именно христиане, дети обетования по Исааку, свободны в отличие от иудеев и являются детьми вышнего Иерусалима. Сарра является прообразом Нового Завета, в котором и рождены Галаты в результате проповеди ап. Павла и от которого отпадают в рабство, принимая проповедь иудействующих.

Предостережения против обрезания. Апостол предостерегает Галатов от впадение в рабство Ветхому закону через принятие обрезания, т.к. обрезанный «должен исполнить весь закон» (5, 3), что следует из постановлений Апостольского Собора и констатирует отпадение от Христа и потерю спасающей благодати теми, кто, принимая обрезание, надеются оправдаться законом. Христиане же свободны, ибо полагают свою надежду в вере во Христа.

Вера, действующая любовью. Вера же понимается не просто как исповедание Символа Веры, но «веры действующей любовью», т.е. такой веры, которая есть движущее начало, устремляющее верующего к объекту его веры, его любви – ко Христу. «Во Христе, говорит апостол, – не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера действующая любовью» (5, 6). Любовь и вера по апостолу являются чем-то единым. Они и являются основой единства христиан с Богом и друг с другом.

Нравственное учение апостола Павла, преподаваемое Галатам вытекает из догматических посылок. Апостол призывает Галатов к свободе, но свобода эта имеет два ограничения: она не должна служить поводом к угождению плоти и в отношении к ближнему должна быть направляема любовью.

Вера во Христа осуществляется на практике в любви к ближнему. Видимо, именно поэтому апостол цитирует лишь заповедь о любви к ближнему, поскольку вера в Бога по апостолу, как уже было отмечено, неотрывна от истинной любви.

Христианская свобода. Апостол призывает Галатов к христианской свободе, в которой только и может быть уврачевано разделение, посеянное в Галатийской общине проповедью иудействующих еретиков.

[Польсков] Уже во II главе апостол Павел говорил о том, что свобода, о которой он пишет в II главе «свобода во Христе». Это не демократическая свобода, или свобода прав человека, это свобода во Христе. Свободу во Христе апостол Павел понимает двояко, мы имеем положительное и отрицательное содержание этого термина в послании к Галатам. Отрицательное – не значит плохое. Это значит нечто отрицающее. Свобода в отрицательном понимании. «Свобода во Христе», «свобода чад Божиих» отрицает наше рабство закону. «Вы свободны от дел закона» – говорит апостол Павел. Но это не значит, что нам все позволено и никаких преград нету. Это есть свобода от греха. Апостол Павел говорит о свободе жизни от греха. Это есть свобода от детерминированности плоти, это есть свобода жизни по духу, когда не плоть владеет нами, а мы водимся Духом. Положительное содержание – это есть Богосыновство, наследие всех тех обетований, которые даровал Бог Аврааму, которые воплотились через Христа.

«Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, не подвергайтесь опять игу рабства. Вот я, Павел, говорю вам, если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал. 5, 1-3), а весь закон исполнить невозможно. «Вы, оправдывающиеся законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы Духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе, не имеет силы ни обрезывание, ни необрезывание, но вера действующая любовью» (5, 4-6). Когда мы будем читать у апостола Иакова, что вера без дел мертва, то, чтобы не последовать сторонникам противопоставления Павловой линии и линии Иаковлевой, мы будем отмечать, что они говорят об одном и том же. Вера без каких дел? Без дел милосердия, любви, благотворительности. Вера должна действовать любовью – говорит апостол Павел. «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете действовать иначе, а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня братия, если я и теперь проповедую обрезание. Тогда соблазн креста прекратился бы» (5, 10-11). Это аргументация от противного, апостол Павел говорит: я гоним. Если бы я не проповедовал бы Христа распятого и Воскресшего, я не был бы гоним от иудействующих. Они иначе могут принять Христа Распятого и Воскресшего, как единого Своего Спасителя. А раз они меня гонят, я продолжаю проповедовать Христа, и в этом отношении я верен своему служению. Если бы я не проповедовал, тогда бы и не гнали, а раз гнали, значит, это подтверждение истинности моей проповеди. «О, если бы удалены были смущающие вас» – по дерзновению это сильно, хотя по-русски в этом ничего особенного. По-гречески это слово «кастрировать», «оскоплять». Во Второзаконии, во втором стихе есть тот же глагол, и у Иустина в апологии.

В Галатии, в Малой Азии был распространен культ языческой богини Кибелы. Жрецы Кибелы, приходя в исступление, себя оскопляли. Апостол Павел и говорит, хорошо бы, чтобы были оскоплены те, кто вас смущает. Фактически он сравнивает обрезание с языческим оскоплением. Для иудея это богохульство. Апостол Павел говорит, что, если бы они не только обрезывали себя, но и оскопили, все бы поняли, что они никакие не иудеи, а обыкновенные язычники. А если они обрезывают, и еще хотят Христа проповедовать, и настаивают на исполнении закона – так пусть лучше себя оскопят и никого не смущают. Фактически он говорит, что иудейское обрезание хуже, чем языческое оскопление. В послании к Римлянам апостол пишет к Церкви по преимуществу языкохристианской, он будет говорить по иному, что это добрая вещь. Апостол Павел всегда сообразуется с аудиторией, к которой пишет. Если бы он так сказал в Иудее, его бы побили камнями. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом ко угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13). Вот истинная свобода. В антропологии апостола Павла «плоть» – это родовое понятие человечества, зараженного грехом. Плоть всегда желает противного духу. «Дела плоти известны, они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, вражды, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, безчинство» (5, 19-21) и тому подобное. Плоть это естество зараженное грехом, отделенный от Бога человек. Плоть человеческая противна духу. Человек, который не познал Христа, он всегда будет рабом плоти и будет делать ее дела. А тот человек, который познал Христа, получил Дух, приносит плод Духа «любовь, мир радость, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5, 22-23) – все это единый плод Духа. Каждому Дух подается на свое. На таковых нет закона. Блаженный Августин говорит: «возлюби Христа и делай что хочешь». Если ты возлюбил Христа, принял Духа Святаго, «что хочешь» – это любовь, или радость, или мир, или долготерпение. Если мы живем Духом, то по Духу поступать должны. В VI главе продолжается противопоставление Духа и плоти, уже в практическом применении. Это богословие. Отрывок, который мы слышим на преподобнических чтениях: «носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов» (6, 2). Вот закон Христов! Не в исполнении Моисеева закона, а в делах любви. «Сеющий в плоть свою от плоти и пожнет тление, а сеющий в дух от духа и пожнет жизнь вечную» (6, 8). Вот что дает свобода во Христе. Делаем добро и не унываем. Заканчивая это послание – апостол Павел пишет: «видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться, только для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов» (6, 11-12). Хвалиться по плоти – это иметь славу, набирать маленькие иудейские школки, а не нести Крест Христов. «Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закон, но хотят, чтобы вы обрезывались, чтобы хвалиться вашей плотью. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе ничего не значит не обрезывание, ни не обрезывание, но новая тварь» (6, 13-15). Тем, которые поступают по сему правила, мир и милость и Израилевым Божиим. Есть разные традиции толкования. Здесь апостол Павел – говорит одна из традиций – впервые здесь апостол называет Церковь новым Израилем.

[Подробнее: Учение ап. Павла об избавлении от Закона благодаря искуплению во Христе] Апостол Павел в своих Посланиях, в противоположность «баснословным речам иудеев (Тит. 1, 14; 1 Тим. 1, 4; 4, 7) о вечности закона» Моисеева [9, с. 249], говорит о его «временном, преходящем» [10, с. 246] значении и доказывает, что закон Моисеев, как руководство к религиозно-нравственной жизни людей, имел власть и силу только определенное время. С пришествием же в мир Христа закон Моисеев стал ненужен и иудеям, время его кончилось [11, с. 112]. Во Христе Иисусе «объявлена новая воля Божия» [12, с. 134] – «отменение закона» [12, с. 66], свобода от него, а эта свобода, как говорит еп. Никанор, «прежде всего заключается в свободе от греха, а потом и в свободе от закона» [9, с. 385], служение Богу «в обновлении Духа, а не в ветхой букве» (Рим. 7, 6).

А что же закон? Закон был дан для того, чтобы обозначить границы греха, обличая своими правилами грех и беззакония в людях (Рим. 7, 5), пробуждать в них чувство виновности (Рим. 3, 20; 7, 24). Он является всего лишь сводом заповедей, постановлений и правил [12, с. 79], от которых нельзя ожидать подаяния животворной силы – апостол нарочито подчеркивает, что закон дан на скрижалях каменных (2 Кор. 3, 7), дабы показать, что в законе «все характеризуется безжизненностью камня» [10, с. 177]. Впрочем, слова закона сами по себе – «живые (Деян. 7, 38), но сила греха парализовала» их живоносность, и даже более того, она сделала буквы закона для человека-грешника смертоносными (2 Кор. 3, 6-7) [4, с. 143]. Посредством закона человек начинает осознавать, сколь недостаточны его силы для достижения отображенного в законе идеала праведности, какая непреодолимая преграда между ним и Богом, поскольку никто из людей не исполнял закон «в такой степени, чтобы обладать оправдывающе-жизненными свойствами» [13, с. 89]. Человек видит в себе как бы «иной закон», противоборствующий закону Божию (Рим. 7, 15, 21, 23). И поскольку всякое, даже малое нарушение закона неминуемо влечет за собой наказание, то человек познает через закон не только свой грех (Рим. 3, 20; 7, 7), но и плоды этого греха – Божественное проклятие и осуждение на вечную смерть (Рим. 7, 23; 5, 12; 2, 8). Ни один человек не сделался посредством закона праведным (Гал. 3, 11) [10, с. 245], и ему остается лишь только воскликнуть: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 24), т.е. от рабства греху и проклятия, и услышав благую весть об Искупителе, о спасении во Христе верою, с радостью ухватиться за нее как за единственную надежду [13, с. 220].

Христос, будучи Сам безгрешен, умирая, освобождает нас от последствий грехопадения, в том числе и от смерти. Тем самым Его подвиг носит характер выкупа или платы за наше освобождение от власти греха и смерти. Священное Писание говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). «Христос искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3, 13). Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его» (Еф. 1, 7).

Христос искупил, выкупил нас от клятвы и смерти, и цена, которую Он заплатил за это искупление, есть Его кровь. В данном случае искупление и оправдание одно и то же, оправдание о тех грехов, которые лежали на человечестве [6]. Об этом апостол Павел скажет, когда будет сравнивать двух Адамов, наследство, которое оставил первый Адам, и то, что дал Второй Адам (1 Кор. 15, 22, 45). Христос оправдал нас от того долга, который был на всех нас. Различают искупление (оправдание поставляет нас перед Богом праведными) и спасение, освящение (возвышение над естественным состоянием) [6]. Христос вернул нам ту праведность, которую мы утеряли во грехе. Далее, Духом Святым, Который Он посылает от Отца, мы освящаемся, делаемся сыновьями Божиими (Рим. 8, 15).

В IV-ой главе Послания к Римлянам Апостол Павел приводит пример спасительной веры Авраама, который был отцом верующих, отцом Израиля. «Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность» (Рим. 4, 9). Когда вменилась: по обрезании или до обрезания? Обрезание – символ силы закона. Не по обрезании, а до обрезания вменилась ему праведность (Рим. 4, 10). Ап. Павел говорит, что «знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность» (Рим. 4, 11). В послании к Галатам ап. Павел также пишет: «так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал. 3, 6). Апостол говорит о такой спасительно вере не только по отношению к Аврааму, «но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4, 24-25). Апостол сделал принципиально важное утверждение. «Идя от утверждения мысли о греховности и язычников, и иудеев, он подвел читателя к необходимости спасения и путь спасения указал как путь веры в Иисуса Христа, Распятого и Воскресшего, пролившего кровь Свою. Веры той, которую имел уже Авраам» [6].

Всем своим содержанием закон вел подзаконное человечество ко Христу как «детоводитель», чтобы в Нем оно могло оправдаться верою (Гал. 3, 24). Естественно, что с пришествием Христа миссия закона как Божественного временно-приспособительного учреждения прекращается (Гал. 3, 25) [9, с. 372]. «Конец закона – Христос» (Рим. 10, 4) – «и потому, что в Нем исполняется предуказанное в законе, и потому, что в Нем исполняется самый закон и то, для чего дан закон» [14, с. 105]. С пришествием Христа период духовной незрелости человечества кончается, и все принявшие Христа верою люди обязуются служить уже не закону, а Христу (Рим. 7, 1-4) как своему Искупителю от грехов и от самого закона, дарованного вследствие грехов» [15, с. 100-101].

46. Дела плоти и плоды Духа (Гал. 5:16-6:2).

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Условием христианской нравственности ап. Павел провозглашает свободу, – свободу от греха и закона Моисеева, а главным принципом ее является христианская любовь: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слово заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (5,13-14).

Христианство провозгласило свободу, но мы обязаны употребить ее не к угождению плоти, а к получению более высокого состояния, чем то, какое мы имели под законом. Апостол указал легкий, достойный всем способ достичь этого: любить друг друга. Любовь обладает внутренней живительной силой, почему она, хотя и связана всегда с самопожертвованием, легка и приятна и ведет к совершенству. Там же, где, вместо любви, блюдется закон, там появляется несогласие, зависть, распри, лишь внешне сдерживаемые законом, но не искореняемые им (5,15).

Почему же Апостол указал только на любовь к ближнему, а не к Богу? Еп.Феофан, ссылаясь на блаж. Августина, объясняет это так: любовь к ближним видима и осязаема; она всегда предполагает и любовь к Богу. Наоборот, любовь к Богу неосязаема и невидима, и, дабы никто ошибочно не предположил, что уже имеет её, Апостол первым условием поставил любовь к ближним.

Освободившись от закона, верующие приняли Духа Святого, Который в сердцах их пишет Свои духовные законы. По ним и должны жить верующие, преодолевая плотские похоти: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть делает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся» (5,16-17).

«Плотию» назвал здесь Апостол наклонность воли к греховным и страстным чувствам, которые, исходя из души, проявляются в нашей чувственной, телесной природе. Среди «дел плоти» Апостол упоминает только самые грубые, но типичные среди языческого мира, всего 18 видов греховных дел (5,19-21). Приверженные хоть одному из этих грехов «Царствия Божия не наследуют» (5,21). Под «плодами духа» Апостол понимает добродетели, возращенные обитающей в душе благодатью Св. Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5,22-23).

Апостол замечает, что между этими двумя началами: законом плоти и законом духа всегда идет непримиримая борьба: это борьба света и тьмы, борьба добра со злом (5,17). Этой борьбы незаметно там, где дух раболепствует плоти, как у сластолюбивых и невоздержанных грешников, хотя и у них временами пробуждается мучительное сознание своего нравственного падения. Но как только человек решается жить духовно, желает возвратить своему богоподобному духу его права, – тотчас начинается борьба и противоборство со стороны плоти. Этой борьбы не избегает никто, и вестись она должна до полной победы духа над плотью: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотьми» (5, 24). Только с течением времени, при содействии благодати Божией борьба все слабеет и слабеет, даруя подвижнику минуты высшего блаженства единения с Богом.

Изложив начала духовной жизни христиан и показав, как тяжела духовная борьба, в которой человек может временами падать и восставать. Апостол теперь обращается к «духовным», т.е. предстоятелям общин, и заповедует им не тщеславиться собой, своим совершенством, ибо оно есть плод благодати Св. Духа, а впадших в прегрешение исправлять в духе кротости, снисхождения, долготерпения и любви.

«Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такового в духе кротости... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (6,1-2).

Закон Христов, таким образом, есть закон любви; любовь же есть: служение, ношение «бремени друг друга». Апостол предостерегает от самообольщения, самохвальства, зная, сколь изменчиво и непрочно наше дневное состояние, как легко мы теряем его, не укрепляемые благодатью: поэтому «каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (6,4). И усовершившийся в чем-либо должен сравнивать себя не с немощным братом, а с совершенной нормой христианства: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен» (Мф. 5, 48). Рассматривая себя так, мы убедимся, что нечем нам гордиться.

Апостол призывает верующих оказывать пресвитерам всякую честь я помощь в их нуждах, давая тем самым повод к обнаружению дел любви и милосердия: «Наставляемый словом, делись всяких добром с наставляющим» (6,6). Суетно и неразумно христианину полагаться на жизнь плотскую, – ведь все, что отдано плоти, посеяно в плоть, оканчивается тлением и исчезает. Только «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (6,8).

Ап. Павел призывает пребывать в добре независимо от награды и не унывать, если эта награда приходит не скоро. Награда бывает не в начале рабочего дня, а в конце его: «в свое время пожнем» (6,9), – говорит Апостол. Нельзя также откладывать делание добра на будущее, ибо в любой момент может случиться так, что даже и при желании делать добро уже будет поздно, ибо время неумолимо идет к концу, «Итак, доколе есть... время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (6,10).

[Дополнение] Ап. Павел противополагает дела плоти и плод духа, чтобы раскрыть свою мысль об ограничении свободы: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу» (5, 13); «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (5, 15).

Он знает борьбу духа и плоти, парализующую волю человека. Области духа противополагается область закона, который тем самым сближается с плотью. Что же касается духа, то, если это понятие и относится в гл. 5-й к духу человеческому, то духу человеческому сообщается дар Святого Духа, и сказанное о Святом Духе в глл. 3 и 4 здесь подразумевается.

Заслуживает внимания, что о делах плоти апостол Павел говорит во множественном числе: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство…» (ст. 19), а о плоде духа – в единственном: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение…» (ст. 22). Он явно противополагает дурной множественности греха единство духовной жизни.

Он еще раз показывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (6, 2), что закон Христов сосредоточен в любви (только в этом смысле он и может сочетать эти два понятия, взаимно исключающие друг друга). И если никто не должен возлагать своего бремени, иначе говоря, своей ответственности, на другого: «ибо каждый понесет свое бремя» (6, 5), это не исключает того, что каждый должен стараться помогать другому нести его бремя (6, 2).

И то, и другое вытекает из любви.

[Польсков] В антропологии апостола Павла «плоть» – это родовое понятие человечества, зараженного грехом. Плоть всегда желает противного духу. «Дела плоти известны, они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, вражды, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, безчинство» (5, 19-21) и тому подобное. Плоть это естество зараженное грехом, отделенный от Бога человек. Плоть человеческая противна духу. Человек, который не познал Христа, он всегда будет рабом плоти и будет делать ее дела. А тот человек, который познал Христа, получил Дух, приносит плод Духа: «Плод же духа: любовь, мир радость, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5, 22-23) – все это единый плод Духа. Каждому Дух подается на свое. На таковых нет закона. Блаженный Августин говорит: «возлюби Христа и делай что хочешь». Если ты возлюбил Христа, принял Духа Святаго, «что хочешь» – это любовь, или радость, или мир, или долготерпение. Если мы живем Духом, то по Духу поступать должны. В VI главе продолжается противопоставление Духа и плоти, уже в практическом применении. Это богословие. Отрывок, который мы слышим на преподобнических чтениях: «носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов» (6, 2). Вот закон Христов! Не в исполнении Моисеева закона, а в делах любви. «Сеющий в плоть свою от плоти и пожнет тление, а сеющий в дух от духа и пожнет жизнь вечную» (6, 8). Вот что дает свобода во Христе. Делаем добро и не унываем. Заканчивая это послание – апостол Павел пишет: «видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться, только для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов» (6, 11-12). Хвалиться по плоти – это иметь славу, набирать маленькие иудейские школки, а не нести Крест Христов. «Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закон, но хотят, чтобы вы обрезывались, чтобы хвалиться вашей плотью. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе ничего не значит не обрезывание, ни не обрезывание, но новая тварь» (6, 13-15). Тем, которые поступают по сему правила, мир и милость и Израилевым Божиим. Есть разные традиции толкования. Здесь апостол Павел – говорит одна из традиций – впервые здесь апостол называет Церковь новым Израилем.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 454 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...