Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о Евхаристии



Впервые речь о Евхаристии в Первом послании к Коринфянам заходит в 10 главе.

Мистическое общение со Христом через Евхаристию. Вкушение идоложертвенного и для Павла сопряжено с опасностью идолослужения (ср. 10, 14), потому что трапеза идоложертвенная есть трапеза бесовская, а трапеза бесовская несовместима с трапезою Господнею (ср. 10, 15-22). Чтобы еще яснее показать греховность участия в пиршест­вах, Апостол напоминает коринфянам об истинной, жертве Тела и Крови Христовой. Приобщение Тела и Крови Христовой (10, 16) в Евхаристии ведет к мистическому единству всех со Христом и друг с другом: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 16-17), тогда как участники идольских жертв входят в общение с диаволом. Поэтому ап. Павел и говорит, что «языч­ники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (10, 20). Участие в идоложертвенном, для христианина, который участвует в трапезе Господней, есть мистическое предание Тела Христова.

Участие в трапезах бесовских и еда, от них остающаяся. Апостол наставляет: все вкушайте, не рассуждая и не исследуя, пока вам не объявят, что «это идоложертвенное – тогда не ешьте ради того, кто объявил. «Идол все же остается ничем; но бес не ничто, а богопро­тивное существо. Он научил этим жертвам, он и принимает их, ему и угождают принимающие их и вкушающие от них. Трапеза от жертв идольских есть настоящая бесовская трапеза, несмот­ря на то, что идол ничто и мясо жертвенное остается тем же, чем было». (Еп. Феофан Вышинский)

Благоговейное поведение на вечерях. Мысль Апостола возвращается к теме Евхаристии в 11 главе. Его смущает неблагоговейное совершение вечери Господней (стт. 20 и сл.).

[Польсков] Для апостола Павла собраться в Церковь тождественно понятию вкушения вечери Господней. Евхаристия это Таинство, когда Дух Святой, собирает человеческие ипостаси в единое Тело Христово через вкушение Единого Тела и Крови. «И если вы собираетесь в Церковь и не вкушаете вечерю Господню, а каждый поспешает прежде других есть свою пищу, так, что иной бывает голоден, а иной упивается» (ср. 11, 20-21) – апостол считает это осквернением Евхаристии.

[Кассиан] Под вечерею Господнею, он несо­мненно, разумеет вечерю любви, или Агапу, братскую трапезу, которую совершали древние христиане. В Новозаветную эпоху с агапою было соединено совершение Евхаристии. Потому и посвящает ап. Павел этой теме столько вни­мания.

Как и на Тайной вечере Христа Спасителя, совершение Евхаристии имело место после трапезы. Из отдельных замечаний ап. Пав­ла ясно, что он считал вполне естественным, – а в иных случаях да­же желательным, – вкушение пищи перед Евхаристией (ст. 34, ср. ст. 21). Очень скоро, может быть, в связи с гонениями, совершение Евхаристии было отделено от агапы.

Предание об установлении Евхаристии. Отрывок 11, 20 и слл. представляет интерес потому, что ап. Павел дает в нем предание об установлении Евхаристии параллельное синоптическому: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (11, 23-25). Вполне возможно, что ап. Павел и в тайну Евхаристии был введен Самим Господом (ср. толкование в курсиве русского перевода ст. 23), минуя всякое человеческое посредство (ср. Гал. 1).

Подготовка к Трапезе Господней. Нестроения, которые были отмечены в Коринфе на вечерах любви «ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (ст. 21-22) и стали известны ап. Павлу, заставили его указать на смысл Евхаристии, как приобщения к смерти Господней «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (ст. 26-27), и потребовать от верующих самоиспытания (ср. ст. 28-34). На этом требовании ап. Павла и основана христианская практика, «подготовки» к святому причащению.

Возражая против разделений, которые проявились и в нестроениях при совер­шении вечери Господней, ап. Павел сознавал, что Евхаристическая трапеза есть мистическое основание единства Церкви.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...