Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о Воскресении. Эсхатология 1 Кор (15 гл.)



С древнейших времен Воскресение Христово переживалось Церковью как важнейшее событие. Св. ап. Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера» (1 Кор. 15:14). Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха – телесной смертью. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. Видимо в Коринфе некоторые отрицали воскресение мертвых (15, 12). К устранению этого заблуждения и направлены усилия Апостола.

Историческое свидетельство.

Особое место занимает историческое свидетельство о Воскресении Христовом, доказывающее возможность воскресения вообще. Это свидетельство есть древнейшая письменная запись благовестия о Воскресении. Апостол ссылается на явление Воскресшего Христа св. ап. Петру, 12 ученикам, 500 братиям, ап. Иакову, другим ученикам Христовым и, наконец, самому св. ап. Павлу. Из истины Воскресения Христова св. апостол выводит затем, как неизбежное следствие, истину общего воскресения всех в предопределенное Богом время.

Первенец мертвых.

В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая, и благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь будущий урожай. Св. ап. Павел использует данный образ и говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20). Воскресение Иисуса Христа является залогом нашего Воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 22).

Ожидание всеобщего воскресения – основа упования христиан.

После всеобщего воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира. Но если только допустить, что всеобщего Воскресения не будет, то надо отвергнуть тогда и истину Воскресения Христова. А это отрицание ниспровергает все христианство, ибо «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14), «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 19).

Ибо на чем основывается вера наша на отпущение грехов? На том, что Христос, умерши на кресте, принес за них искупительную жертву, а то, что жертва сия принята, это свидетельствуется Его Воскресением. Если Он не воскрес, то жертва Его не принята, и смерть Его обыкновенная человеческая смерть, не могущая иметь искупительного значения. Тогда и умершие в вере и претерпевшие мученичество за Христа – не более, как обыкновенные, несчастные погибшие. И вообще, все христиане оказываются несчастнейшие из людей: и здесь всего лишаются, подвергаясь гонениям и сами себя ограничивая, и там в будущей жизни, на которую надеются ничего не получат. Тогда нет никакого смысла руководствоваться в этой жизни нравственными правилами и бороться со своими греховными наклонностями. Тогда больше смысла в языческой мудрости эпикурейцев: «станем есть и пить, ибо завтра умрем» (ст.31).

Воскресший Христос противостоит Адаму, в лице которого род человеческий попал под власть смерти.

Своим Воскресением Христос ведет творение к той Божественной полноте, когда «Бог будет всяческая во всех» (ст.28).

Отрицание истины воскресения привело бы к признанию бесцельности крещения, которое не имело бы никакого смысла. Все труды и подвиги Апостолов и всех святых последующих эпох были бы тщетными, а нравственная жизнь людей безсмысленной.

Как воскреснут мертвые.

В конечных стихах 15 главы св. ап. Павел говорит об образе воскресения мертвых: сначала он решает вопрос, как воскреснут тела умерших, т.е. какою силою, потом – в каком виде воскреснут они и, наконец, как совершиться самое воскресение.

Первый вопрос Апостол решает, сравнивая тело человека с зерном. Как зерно, чтобы дать росток истлевает, так и тление тел умерших людей не является препятствием к воскрешению их силою Божиею. Здесь апостол Павел пересказывает приточный образ, который Христос на Страстной седмице привел, в Евангелии от Иоанна (XII): семя, если не умрет, то не воскреснет.

На второй вопрос апостол говорит, что тела воскресших людей будут отличны от нынешних грубых тел: это будут тела «духовные», подобные телу Воскресшего Христа. Они будут нетленны, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствие Божия, и тление не наследует нетления» (15, 50). «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (15, 53). «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15:42-44) – тело будет нетленным, безсмертным, сильным. Имеется в виду не физическая сила, оно будет исполнено Духа Святаго. При том, что будет общее воскресение и новые тела, апостол Павел говорит, в этом новом состоянии не будет никакой уравнительности. Все эти духовные тела будут славны в различной степени, в зависимости от нравственного совершенства каждого человека. «Звезда от звезды разнится в славе, иная слава солнцу, иная слава луне» (ср. 15, 41). Так и в воскресении каждый будет иметь ту славу, ради которой работал на земле.

Заканчивает свои мысли о воскресении мертвых св. ап. Павел торжественными словами пророков (15, 54-55): Исаии о том, что некогда «поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25, 8) (ср. «поглощена будет смерть победою» 1 Кор. 15, 54), и Осии: «смерть, где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13, 14), и благодарением Богу, дарующему нам победу над смертью.

Важным дополнением учения о Воскресении является отрывок о Втором Пришествии Христовом и о воскресении мертвых в послании к Солунянам. Этот отрывок составляет апостольское чтение в чине погребения усопших.

Начинает св. апостол свое учение со слов утешения братии смущающейся помыслами «Дабы вы не скорбели, яко и прочие не имущие упования» (1 Фес. 4, 13). Эти «прочие» – и язычники, и иудеи, которые хотя и не были лишены веры в бессмертие души, но представляли себе загробную жизнь весьма смутно и безотрадно, в виде крайне стесненного состояния. Для христиан же смерть не должна представляться чем-то мрачным, ибо «веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (ст.14), так и в послании к Филиппийцам апостол пишет, что «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21). Потому что, воскресение Христа есть залог воскресения всех. Христос, воплотившись, стал Главою всех верующих, составляя с ними одно тело. Если Глава воскрес, то не может быть, чтобы члены тела остались мертвыми: воскреснут и они. «Он всех людей воскресил своею плотию, почему и называется перворожденным из мертвых» (Кол. 1, 18).

Далее, на основании откровения, бывшего ему от Бога, св. апостол уверяет солунян, что оставшиеся в живых в момент 2-го Пришествия Господня не предварят умерших, но все будут в равном положении. Умершие воскреснут, а живые изменятся: получат тонкие нетленные духовные тела, вместо дебелых тел нынешнего века. «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор. 15, 51). Затем последует суд и отделение добрых от злых. Апостол, далее, утешает солунян, что мы верующие, «всегда с Господом будем» – причастниками Его славы и блаженства, и уже никогда не разлучимся с Ним (1 Фес. 4, 17).

Признаки Второго Пришествия (?).

[Польсков] Воскресение умерших, поучает апостол Павел христиан, произойдет в связи с тем, что называется Апокалипсисом, последнее свершение, некий суд, о котором говорит апостол. В 1 Фес. 4, 16 использует традиционные для апокалиптической литературы образы. Апокалиптический Судия сходит с неба, глас труб. Также и в 1 Кор. «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 52). Во II послании к Коринфянам он будет говорить об эсхатологической битве: Христос убьет мечом уст своих антихриста. Воскресение будет иметь форму апокалиптического свершения. Для апостола Павла не характерно описание будущего последнего свершения как Апокалипсиса. Когда апостол Павел будет говорить о последних днях, то всегда будет говорить скорее о том, какие люди будут в последние дни, каково будет отступление и мера греха. Практически ничего он не будет говорить об огненном прещении, о том, что с неба спадут звезды. Апостол Петр во II послании прямо говорит, что небо совьется как свиток и звезды спадут. Во II послании к Фессалоникийцам – штрих «в пламенеющем огне совершающего отмщение» (2 Фес. 1, 8). Весь акцент апостол Павел переносит на победу над смертью, преображение умерших и живых, на сретение со Христом, на вечность пребывания во Христе. Эсхатология апостола Павла оптимистичная, в ней отсутствуют катастрофы, но все же будущее свершение имеет форму апокалиптическую. Воскресение умерших, изменение оставшихся в живых – об этом четко сказано «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15, 51). Те и другие, эсхатологический остаток Церкви вознесется в сретение Господа. И потом: мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господа на воздухе. Это вознесение эсхатологической Церкви, традиционный для апокалипсиса. Если прочитать межзаветный апокалипсис, это есть, но апостол Павел христианизирует: «и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17) – вот что самое главное. Что воскресение будет встречей с Господом и пребыванием с Ним, с Богом, с Которым мы пребудем во веки. И так произойдет, потому что Бог верен Себе. «Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5, 24). Верность Бога Своим обещаниям это одна из основополагающих ветхозаветных категорий.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 741 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...