Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Защита ап. Павлом своего апостольского достоинства (Гал. 1-2)



В самом начале послания к Галатам, в приветствии, Ап. Павел указывает на свое апостольское достоинство, которое имеет божественное происхождение и было возложено на него помимо всякого человеческого посредства. Ап. Павел хотел показать Галатам, что он не ниже старших Апостолов, призванных Господом в дни Его общественного служения, но даже выше, т.к. его призвал Господь уже вошедший в славу – Воскресший! В ответ на действия агитаторов, вносящих смуту в среду верующих, Ап. Павел вынужден приступить к защите своего апостольского достоинства.

Два положения доказательства:

1. Евангелие, которое проповедовал Ап. Павел – не человеческого происхождения, а он ему был научен через откровение Самого Иисуса Христа (Гал. 1, 11-20).

Лжеучители говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа не видел, Евангельскому учению научился от Апостолов, потом отступил от них и составил свое учение о ненужности закона Моисеева; чтобы прикрыть свое отступление, он, бывая с другими Апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними.

Ап. Павел в защиту утверждает, что получил откровение непосредственно от Самого явившегося ему Господа Иисуса Христа. Далее Ап. Павел рассказывает Галатам, какая перемена с ним произошла, как из жестокого гонителя Церкви Божией он стал проповедником учения Христовой веры. Он не стал советоваться с другими Апостолами и не пошел к ним в Иерусалим, а пошел в Аравию, где видимо и был посвящен в тайны христианского учения Самим Господом в многократных явлениях. Только спустя три года Св. Ап. Павел ходил в Иерусалим видеться с Петром, а не учиться у него. В это время он там никого не видел, кроме Иакова брата Господня, т. е. ни от кого из других Апостолов не почерпнул он свои знания Евангельского учения.

2. Его служение, возложенное на него свыше, было признано Церковью (Гал. 1, 21 – 2).

На Соборе, не взирая на агитацию лжебратьев, руководители Иерусалимской Церкви «не наложили на него ничего более», не потребовали то него обрезания сопровождавшего его Тита, христианина языческого происхождения.

На Сборе было произведено разделение сфер служения – Апостолы признали, что Ап. Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Ап. Петру для обрезанных. В знак полного согласия, Иаков, Петр и Иоанн, «почитаемые столпами», подали Св. Ап. Павлу и Варнаве руку общения – признали равноценность ап. служения.

Однажды Ап. Павлу пришлось выступить и против самого Ап. Петра – Антиохийский инцидент. Ап. Павел останавливается здесь на этом, т.к. он свидетельствовал о равенстве его и старших Апостолов. Он был не только равен им. Были случаи, когда он был вернее правде Евангельской, чем они. Если в Иерусалиме на Соборе Павел отстоял против непримиримых иудаистов свободу христиан из язычников, то поведение его в Антиохии показывает его убеждение, что иудо-христиане, несмотря на решения Собора, были тоже принципиально свободны от закона.

Сравнение автоапологий ап. Павла 2 Кор и Гал. (дополнение)

Послание к Галатам отличает резкий полемический тон и напоминает по эмоциональности 2 Кор. [Польсков]. Как и в Коринфе, брожение в Галатийских Церквах было вызвано агитацией еретиков-иудействующих, которые учили о невозможности спасения без соблюдения предписаний закона Моисеева и, в первую очередь, о необходимости обрезания. При этом они всячески пытались поколебать авторитет ап. Павла, зная его учение о христианской свободе, чем вынудили апостола к автоапологии. По-видимому, иудействующие, как и в Коринфской Церкви, начинали с того, что пытались обличить апостола Павла в том, что он не истинный апостол, Христа не видел, проповедует от себя, у Иерусалимских апостолов не учился, власти не получал [Польсков]. Но тот успех, который имели в Галатийской Церкви эти проповедники (Гал. 1, 6-7), заставил апостола с большей силой, чем в 2 Кор., настаивать на своем апостольском достоинстве, «которое имеет Божественное происхождение и было возложено на него помимо всякого человеческого посредства» [Кассиан]. Он пишет: «Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» (Гал. 1, 1). Уже с этих первых строк видно отличие автоапологии от 2 Кор. тем, что здесь Павел хотел показать – он не только не ниже старших апостолов («я думаю, что у меня нет ни в чем недостатка против «высших апостолов» (2 Кор. 11, 5)), призванных Господом в дни Его общественного служения, но даже выше их, потому что его призвал Господь, уже вошедший в славу [Кассиан]. В защите своего апостольского достоинства Павел доказывает два положения. Первое: его Евангелие – не человеческого происхождения, а он ему был научен через откровение Самого Иисуса Христа (Гал. 1, 11-20). Второе: его служение, возложенное на него свыше, было признано Церковью (Гал. 1, 21 – 2). Так, в отрывке Гал. 2, 1-10, относящемся к Иерусалимскому собору, Павел не только самосвидетельствует о своем апостольском достоинстве, как это было в 2 Кор., но и ссылается на членов собора, которые признали «равноценность его апостольского служения» [Кассиан]. Павел говорит также, что ему пришлось выступить и против самого Петра в Антиохии (2, 11-21). Этим он наглядно свидетельствовал не только о равенстве его и старших апостолов, но и о том, что он был вернее истине евангельской, чем они [Кассиан]. Это уже более сильный аргумент, если сравнивать полемику с иудействующими в 2 Кор., которые обвиняли его в слабости при личном общении, и где Павел ограничился лишь констатацией факта: «каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на делах лично» (2 Кор. 10, 10-11).

В послании к Галатам в своей автоапологии апостол Павел практически отождествляет себя с живущим в нем Христом (Гал. 2, 20). Так дерзновенно говорит он о том, что Христос действует в нем, что он умер со Христом, распялся со Христом, язвы Христовы носит, что живет «верою в Сына Божия, возлюбившего меня» (2, 20). В этом отношении автоапология дерзновеннейшая. Апостол живет верою, что действует в нем Христос, который его и спасает.

Защищая свое апостольское достоинство, Павел с еще большей силой защищает свободу христиан из язычников от бремени иудейского закона (Гал. гл. 3-6) [Кассиан], где апостол «говорит нам о том, что вера во Христа приводит нас к новому состоянию, новому бытию, дает нам новые права, вводит нас в новую жизнь. Это жизнь свободных чад Божиих. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Так возникает тема свободы» [Польсков]. В своей автоапологии, говоря о свободе во Христе, Павел пишет: «Я уверен о Господе, что вы не будете действовать иначе, а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн Христа прекратился бы». Это аргументация от противного, апостол Павел говорит: я гоним. Если бы я не проповедовал бы Христа распятого и Воскресшего, я не был бы гоним от иудействующих. Они иначе могут принять Христа Распятого и Воскресшего, как единого Своего Спасителя. А раз они меня гонят, я продолжаю проповедовать Христа, и в этом отношении я верен своему служению. Если бы я не проповедовал, тогда бы и не гнали, а раз гнали, значит, это подтверждение истинности моей проповеди [Польсков]. Это более развернутое самосвидетельство, нежели в 2 Кор., где апостол хвалится трудами и лишениями своего служения (2 Кор. 10, 21б-32), здесь же поднимается тема гонений, наличие которых во всей силе подтверждает верное направление деятельности апостола.

Если в 2 Кор. 10, 1-6 Павел, защищая свое служение, ополчается на тех, которые говорят о нем, будто он поступает по плоти, то в Гал. 5, 16-26 говорит о том, что свобода во Христе не есть угождение плоти, и развивает учение о том, что есть жизнь не по плоти, а по духу. В Гал. 6 гл. он продолжает противопоставление Духа и плоти уже в практическом применении.

Заканчивая свою автоапологию в Гал., апостол Павел пишет: «видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов» (6, 11-12). Хвалиться по плоти – это иметь славу, набирать маленькие иудейские школки, а не нести Крест Христов, как это делал апостол [Польсков]. «Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6, 17). Здесь ап. Павел снова возвращается к мысли о Кресте и говорит о своем участии в Страстях Христовых. Во 2 Кор. в автоапологии говорится об участии апостола в Страстях и Воскресении Христовом (гл. 4), также мы не должны забывать, что и Гал., кончающееся словом о Кресте (6, 12-14, 17), начинается с упоминания о Воскресении (1, 1) [Кассиан].

43. Противоположность закона и веры. Обетование Аврааму и дар Святого Духа (Гал. 3:1-25).

Необязательность Закона для Галатов. Доказательства этого, во-первых, видны в том, что Галаты приняли Св. Духа и Благодатные дары чудотворения, во-вторых, галатийская Церковь сравнивается с Родоначальником Авраамом, т.е. если Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность, то отсюда ясно, что все верующие благословляются с верующим Авраамом. Третье доказательство состоит в том, что невозможно исполнить все предписания закона и избегнуть Его клятвы. «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона» (Втор. 27.26).

Закон изначально не имел силы оправдывать перед Богом, это ясно из самого Закона: «праведный от веры жив будет» (Авв. 2.4). Праведники в Ветхом Завете были возможны благодаря вере в грядущего Искупителя. Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение Закона. Как кто-нибудь решает умереть за осужденного, и тем самым избавляет осужденного от смерти, так и Христос принимает на себя клятву тяготеющую над человечеством, и тем самым уничтожает ее.

Зачем же нужен Закон? Закон дан по причине преступлений, для обуздания преступности, что бы народ держался в страхе Божием, и жил праведно и делался достойным проявить в себе Обетованного. Закон дан вместо узды для научения, усмирения и удержания от нарушения хотя бы некоторых заповедей.

Закон имеет временное и преходящее значение. Закон придан народу израильскому как временная мера для обуздания их беззаконий, для предохранения их от идолопоклонства и в то же время показать ему его порочность, его бессилие спастись, и таким образом приготовить его к принятию Обетованного, в котором благословение. Следовательно, он имеет низшее значение, чем обетование.

Это видно и из того, что закон преподан ангелами посреднику Моисею, тогда как обетование дано было Самим Богом, без посредников. Закон дан как детоводитель ко Христу, т.е. он лишь воспитывал нас, подготовляя к принятию Христова учения.

С приходом оправдывающей веры Закон стал не нужен. Как воспитатель оберегает юношу от всего дурного и способствует тому, что бы он со всей внимательностью и усердием принимал наставления учителя, так и закон воспитывал в своих последователях надлежащую добродетель и приводил к учителю Христу, своими обличениями и указаниями грехов вызывая у них стремление искать Того, кто дает прощение и оправдывает верою. Ни воспитатель не стоит в противоречии с учителем, ни закон – с Новым Заветом. С пришествием веры, делающей мужа совершенна, человек уже не может находиться под руководством воспитателя, как ставший через нее совершенным и вышедшим из детского возраста. Как через веру человек стал совершенным мужем, то через веру он становится и сыном Божиим.

[Польсков] Если то, что совершил Христос не достаточно само по себе, а нужны и дела закона, то напрасно Христос пришел. Значит, Его спасительный подвиг не самоценный, а нужно еще какое-то прибавление к нему. Сказав это, апостол Павел начинает развернутую аргументацию. Мысль высказана, спасение только верою во Иисуса Христа, дела закона не спасают. Приводится шесть аргументов, подтверждающих то, что спасает вера во Христа.

Первый аргумент: Гал. 3, 1-5. Апостол говорит, что Галаты приняли Духа Святаго, когда Павел проповедовал им Христа Распятого. Почему же теперь, для того, чтобы обладать Духом Святым, нужно вновь исполнять дела закона. Столь много потерпели – неужели без пользы все это было. «Подающий вам Духа и Совершающий чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление веры?» (3, 5).

Второй аргумент: Гал. 3, 6-14. Это аргумент от Священного Писания. Апостол Павел знает, что для иудействующих проповедников авторитетнейшим источником веры было писание Ветхого Завета. К этому и обращается апостол Павел. Тем, кто ссылается на обрезание Авраама, описанное в 17 главе Бытия, апостол Павел приводит обещание Бога Аврааму, что в нем благословятся все народы. Это обещание было еще до обрезания. Следовательно, дары Духа Святого необрезанным – это исполнение обещания, данного Аврааму, когда обрезания еще не было, когда вера вменилась ему в праведность. Для иудеев самым великим деянием, которое совершил Авраам, было жертвоприношение Исаака. Но не это приводит апостол Павел, а веру Авраама, что не связано ни с какими делами, он просто поверил Богу и вышел. Если бы он привел пример жертвоприношения Исаака, это можно было бы истолковать, как дела закона, как делает апостол Иаков. Здесь же «вера вменилась [Аврааму] в праведность» (Рим. 4:9), и эта вера, которую имеют теперь уверовавшие во Христа язычники. Через эту веру праведность, за которую восхваляется Авраам, распространяется и на уверовавших язычников. «Христос искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3:13), дабы благословение Авраамово через Иисуса Христа распространилось на язычников, дабы получить обещанного Духа веры. «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Вот почему говорилось: если я вновь созидаю все, что разрушил – проклятие свое собственное созидаю, потому что по закону я должен быть проклят. Нельзя исполнить всего, написанного в книге закона, а кто не исполняет, тот проклят. «А что законом не оправдывается никто перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11). Здесь апостол Павел приводит весьма измененный стих из прока Аввакума. В посланиях к Римлянам и к Евреям этот стих прозвучит еще раз. В самой книге пророка Аввакума этот стих звучит: праведный Моею верою жив будет. Это можно понимать, что и «Моею верностью», Бог верен Своему слову, и праведник будет жить потому, что воздаст ему. Апостол Павел модифицирует: праведник верою жить будет, а не делами закона. Стих, параллельный 5 стиху из II Послания к Коринфянам. Христос стал за нас грехом. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано, проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). Это написано в книге Второзакония, что всякий, кто висит на древе, это вывешенный на поругание. Так вывешивали самых презренных и самых страшных грешников. Поэтому то, что Христос был распят и повешен на древе, это позорная смерть с точки зрения закона. Христос подвергся клятве, чтобы с нас снять эту клятву, чтобы благословение Авраамово перешло на всех нас. Самое Священное Писание свидетельствует в пользу апостола Павла. Вера и есть основание праведности.

Третий аргумент, 13-15, 13-25: юридический и исторический: «Завещание не может быть изменено после того как оно написано без воли завещавшего». Но закон пришел через 430 лет после благовествования Аврааму, когда Бог сказал Аврааму, что он праведен, и что в нем благословятся все колена земные. Будучи плодом обещания Бога, завет может ли зависеть от соблюдения закона. Вот что говорит апостол Павел, ведь Бог заключил завет с Авраамом еще до закона, что нового может принести закон в это завещание, как завещание человеческое не изменяется после того, как оно написано, так и в делах Божественных, одно из свойств Бога это верность. Если Бог обещал, то Он исполняет обещанное. Если Бог не изменился, значит, ничего нового закон Моисеев не принес к Завету, заключенному Богом с Авраамом. Но что же, закон совсем не нужен? Для чего закон, спрашивает апостол Павел, если он ничего нового не принес? Но закон имел свою функцию, говорит апостол Павел. Во-первых, закон дан по причине преступлений до времени пришествия, закон был дан как предупреждение заблуждающему Израилю, если переступишь эту черту, будешь грешником. Назначение закона не оправдать от греха, а указать границу греха, которую нельзя переходить. Тот закон был дан по причине преступления. Закон был для нас, для Израиля детоводителем ко Христу. Педагог это не учитель, это раб (рабская должность), который был телохранителем детей, дядькой, который водил ребенка в гимназию и из гимназии, следил за тем, чтобы дитятко себя не повредило, и делало то, что родители говорят. Вот и закон, назначение которого – довести Израиль до Христа. По пришествии веры мы уже не под руководством детоводителя. Что же случилось? Закон привел нас ко Христу, а затем мы по мере, крестимся во Христа, облекаемся во Христа, соединяемся со Христом. У апостола Павла «совлекаться» и «облекаться» не значит «одеваться», «раздеваться», а только в переносном смысле, соединяться, либо отлагаться от чего-то. Облачиться во Христа значит соединиться со Христом так, как он писал во второй главе «не знаю, живу ли я или живущий во мне Христос». Крещение соединяет нас со Христом воедино. «Так что нет уже ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, ибо вы все одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Так что получается, кто во Христе, тот новая тварь.

Четвертый аргумент. Закон довел, а далее Крещение вводит нас в состояние новой твари. Апостол Павел говорит: «галаты, вы были рабам стихий мира, но через искупление Сына Божия и Божественное усыновление сами стали сынами Божиими, получили свободу сынов Божиих». Почему же теперь вы вновь хотите стать рабами, на сей раз не стихий мира, а закона. Апостол Павел едва не рыдает: галаты, что вы делаете, получили свободу от одного рабства, получили права сыновства, а теперь вновь хотите стать рабами. «Доколе мы были в детстве, мы были порабощены вещественным началам мира, но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от Жены и подчинился закону» (Гал. 4:3-4) (здесь о двух рождениях Христа, от Отца Предвечнаго, и от Девы во времени «Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление… а как сыны, Бог послал в сердца наши Духа своего, вопиющего Авва Отче». По этому мы узнаем, что сыны. Еще в Послании к Римлянам есть об этом. Здесь – Дух вопиет «Авва Отче», а в Послании «Которым мы вопием Авва Отче!». Здесь впечатление, что Дух Святой это наша часть, которым мы действуем. Но главное, что мы усыновлены Духом Святым. Мы можем Бога назвать Отцом, как называл Сам Христос. Посему ты уже не раб, а сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. Через веру Бог дает наследство. «Ныне же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога» (Гал. 4, 9а). Не человек познает Бога, а получает познание от Бога. «Для чего же опять обращаетесь к немощным и бедным вещественным началам, и хотите снова поработить себя им, наблюдаете дни, месяцы, времена, годы…» (Гал. 4, 9б). Здесь апостол иронизирует, называя иудейские обычаи, которые вновь начали соблюдать галаты. «Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился» (4, 11). Итак, вера во Христа дает Богосыновство, а вы его размениваете на рабство закону – вот еще один аргумент.

Пятый аргумент (4, 12-20). Это морально-нравственный аргумент. Апостол Павел обращается к совести галатов, говоря, раньше галаты были милы и гостеприимны, «как блаженны были вы, свидетельствую о вас, что, если бы было возможно, исторгли бы очи и отдали мне» (4, 15). А что же произошло теперь «неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину» (4, 16). Что изменилось? Я проповедую того же Иисуса, то же Евангелие, значит не я изменился, а изменились вы. Изменение привело к тому, что вы проповедовавшему вам Евангелие стали врагами. Значит, то, что вы приняли, порочно, делает вас злыми, неблагодарными. Здесь апостол Павел буквально плачет, здесь звучат самые интимно-проникновенные слова, которые можно найти у апостола Павла «ревнуют по вас нечисто, хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по ним» (4, 17), противники апостола Павла набирают себе учеников, спекулируют на Евангелии. Павел ничего не хочет, а они ищут себе славы. Хорошо ревновать добром всегда, а не только в присутствии у вас. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, пока не изобразится в вас Христос» (4, 19). Он сравнивает то, что испытывает с муками рождающей женщины. Здесь – никакого нововведения, в Ветхом Завете о любви Бога к своему народу, как о материнской любви. Утроба, которая упоминается – это то, где женщина вынашивает ребенка. Как мать любит ребенка, который у нее под сердцем, так Бог любит народ, материнской любовью. Здесь апостол Павел говорит о физических муках, подобных мукам рождения для того, чтобы изобразился Христос. По-гречески интересное слово «принять форму», чтобы Христос принял форму в Галатах. Чтобы и они, как сам Павел, не знали, живут ли они или живет в них Христос. Вот ради чего он страдает и мучается, а они отвечают ему неблагодарностью. Что же изменилось – вы поддались человеческому искушению, хотел бы я изменить голос мой, «потому что я в недоумении о вас» (4, 20).

IV, 21-31 – здесь апостол Павел выказывает себя как толкователя Священного Писания. Он его толкует так, «как был научен при ногах Гамалеила», как толковали Священное Писание в раввинских школах. Здесь мы имеем ярчайший пример аллегорического толкования Священного Писания, которое апостол Павел ставит себе на службу, как один из аргументов в свою пользу. Аллегория – технический термин, который происходит из этого отрывка. Он говорит: в этом есть иносказание. Иносказание – апостол вспоминает двух сынов Авраамовых, одного, Исаака, который родился от свободной, другого, который родился от рабы Агари. Один притеснял свободного и был изгнан, и свободный стал наследником всего. Апостол Павел говорит о том, что Агарь означает гору Синай. Это место, где Моисею был вручен закон, в Аравии, соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он со своими детьми в рабстве. Кто продолжает жить по закону, тот продолжает находиться в рабстве, тот не познал свободы, и истинного сыновства. А Вышний Иерусалим свободен, он матерь всем нам. «Итак, братья мои, мы не дети рабы, но свободной» (4, 31). Те, кто принимает веру во Христа, тот освобождается и получает свободу законнорожденного сына.

Вот апостол Павел назвал шесть аргументов в свою пользу. Из этого можно сделать выводы: апостол Павел говорит нам о том, что вера во Христа приводит нас к новому состоянию, новому бытию, дает нам новые права, вводит нас в новую жизнь. Это жизнь свободных чад Божиих. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Так возникает тема свободы.

44. Воплощение Сына Божия и усыновление спасаемых Богу. Вера – начало христианского единства (Гал. 3:26 – 4:7).

[Общее] «Через веру вы сделались сынами Божиими, и вы остаетесь такими, пока находитесь во Христе». Единство в крещении (нет теперь различия между женским полом и мужским, язычником и иудеем). Смысл веры (стремление совершенного единения с объектом веры). Наследие (в образе наследника мы можем понимать израильский народ, которому были даны закон и пророки). Богосыновство (Ветхозаветное богосыновство Израильтян было более номинальным и идеальным, чем действительным). «Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5).

Воплощение.?

Ап. Павел говорит нам, что мы становимся сынами Божиими через веру во Христа.

Здесь надо пояснить, что выражение в Синодальном тексте «по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26) не соответствует греческому тексту. Скорее всего, это место можно было перевести как «через веру вы сделались сынами Божиими, и вы остаетесь такими, пока находитесь во Христе».

Единство в крещении. И далее Апостол говорит о том, что в крещении мы облекаемся во Христа, т.е. мы как члены Его Тела облекаемся в одежду нетления. После того, как мы стали единым телом во Христе, нет теперь различия между женским полом и мужским, язычником и иудеем. Ибо вас соединяет вера в Того, в Кого вы крестились и облеклись, а это делает вас семенем Авраамовым, и вследствие этого вы становитесь наследниками обетования, данного Аврааму.

Вера, по ап. Павлу, есть стремление к единению со Христом (Рим. 8), которое возможно через принятие Св. Духа. Таинство Крещения является для верующего началом приобщения его к Домостроительству Духа Святого, утверждаемого Христом. По облечении в новую славную одежду (Ис. 52, 1-2) – Самого Христа (Гал. 3, 27), верующие становятся «носителями» Бога, возрождаются нравственно, принимают во Христе один и тот же с Ним образ (Златоуст), переходят на новое положение по отношению к Богу Отцу – становятся «сынами Божиими». Св. Духом дается благодать усыновления, что актуально выражается сыновней молитвой: «Авва Отче» (Гал. 4, 4-7; Рим. 8, 14-16). Это мистика непосредственного единения с Богом. Во Христе отец верующих Авраам передал обетование Божие всем народам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3, 28-29).

Смысл веры. Положительное значение веры сказывается, во- первых, в том, что верующие по вере во Христа усыновляются Богу (ст. 26-28). Все человеческие различия стираются, и все верующие становятся одним человеком во Христе. В ст. 28 русский перевод «вы одно во Христе» не отвечает подлиннику. Лучшие рукописи имеют «вы один» (человек). Этот один человек есть Христос. Мы снова встреча­емся с мыслью о Церкви как Теле Христовом, которую мы отметили в 1 Кор. (ср. 10:17; 12:27). Это единство и создается верою, которая запечатлевается крещением (Гал. 3:27). Из сказанного вытекает сущ­ность веры в понимании ап. Павла. Вере в его учении принадлежит главное место. Вера в понимании ап. Павла носит большую смысловую нагрузку, чем просто некий «символ веры». Для него это, прежде всего, «вся полнота духовной жизни». Другими словами можно сказать так, что это есть стремление кого-то к объекту своей веры и стремление совершенного единения с этим объектом. Поэтому с верой неразрывно связана любовь. Именно в таком пони­мании вера во Христа есть начало христианского единства. Во-вто­рых, значение веры сказывается в том, что на верующем исполняются обетования, данные Аврааму, иначе говоря, верующий вступает в полноту наследственных прав сына (3:29 – 4:7). Ссылаясь на Авраа­ма, ап. Павел и здесь, как и в других местах своих Посланий (ср. гл. 4; Рим. 4:9), отдает дань своему раввинистическому прошлому и счита­ется с иудейскою полемикою. Но ему самому дорога мысль об усынов­лении спасаемых Богу, в которой его учение о спасении достигает высшей полноты выражения (ср. еще Рим. гл. 8; Ефес. 1:5 и др.). Очень вероятно, что в основании образа 4:1-2 лежат институты римского права. Что же касается той зрелости, которую ап. Павел имеет при этом в виду, то она наступила в полноту времен, когда совершилось воплощение Сына Божия, для искупления подзаконных и усынов­ления нас Богу в благодатном даре Святаго Духа.

Наследие. Далее Апостол дает нам понять, что израильский народ есть наследник, но только еще маленький, и поэтому он должен слушаться, т.е. подчиняться домоправителям, попечителям и т. д. Такое его состояние не отличается ничем от состояния раба. Хотя он и есть наследник, но не может пользоваться своей властью. Но это будет только до определенного момента. И тогда он, т.е. наследник получит свое наследство.

В образе наследника мы можем понимать израильский народ, которому были даны закон и пророки. Это и есть домоправители и попечители наследника, который не всегда еще может жить по воле Божией. Но это будет до времени.

Мы же пока были детьми, были порабощены вещественным началам мира, т.е. ап. Павел говорит, что Моисеев закон привязывал религиозную жизнь к материальным вещам. Например: все заповеди о пище, о чистоте, жертвенные законы и т.п. относятся к материальным состояниям. От этого религиозная жизнь получила характер связанности, которая чувствовалась тем сильнее, чем более евреи полагали значения в Законе, и чем более хотели они укрепить специфический характер теократической общины и религии точным и пунктуальным исполнением буквы закона.

Богосыновство. Ветхозаветное богосыновство Израильтян было более номинальным и идеальным, чем действительным. Теперь же, когда пришла полнота времени, т.е. народ израильский повзрослел, то «Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5). Теперь же, – говорит Апостол, – вы сыны Божии, а раз так, то Бог послал Духа Сына Своего в сердца ваши, Который вопиет: «Авва Отче!» Сделавшись сынами Божиими, вы уже не рабы, а это значит, что вы наследники Божии через Сына Его – Иисуса Христа.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1713 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...