Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История Коринфской смуты (1 и 2 Кор, Деян)



Во 2 послании к коринфянам ап. Павел неоднократно упоминает о некотором «огорчении», происшедшем в Коринфе, и ссылается на свое обличительное послание, которое пробудило в коринфянах покаяние. По словам апостола, упомянутое послание, «какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!.. Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» (2 Кор. 7.11,12).

Древние толкования. В традиционных толкованиях этим «обличительным» посланием называется Первое послание к коринфянам. Предметом обличения в Первом послании является грех блудодеяния, о котором сказано в 1Кор. 5, 1-5. Там коринфянам предписывалось изъять из среды христиан согрешившего, «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:2,5). Традиционные толкователи говорят, что «оскорбитель и оскорбленный» – это блудодействовавшие, которые одновременно явились и виновниками, и пострадавшими (блаж. Феофилакт, Экумений).

Современные толкования. Современная наука придерживается иной точки зрения на этот вопрос. В частности, еп. Кассиан (Безобразов) обращает внимание на то, что, по его мнению, 1 Кор. не отличается строгостью настолько, чтобы могло огорчить читателей. Еп. Кассиан видит в «обличительном» послании из 2 Кор. 7, 8 ссылку на недошедшее до нас послание ап. Павла.

Развитие событий. При этом события развивались следующим образом. В 1Кор. 16,4-7 ап. Павел говорит о своем намерении посетить Коринф (послание, как считается, написано в Ефесе). Прибыв в Ефес, апостол увидел, что «коринфская община ему изменила». Горе Апостола было усугублено личною обидою, которая была ему нанесена. Что Павел в 2 Кор. 2:5-8 имел в виду вполне определенный случай и определенное лицо, вытекает из его слов об оскорбителе и оскорбленном в 7:12. В современной науке господствует мнение, что под оскорбленным ап. Павел разумеет самого себя (ср. 2:5). Для восстановления положения Павел думал вновь посетить Коринф (1:15-16). Очевидно, он уехал оттуда в Ефес тотчас после кризиса. Но свое намерение он не привел в исполнение (ср. 2 Кор. 1:23-2: 1), а послал вместо себя строгое послание (ср. 2:4, 9; 7:8-12), до нас не дошедшее. Его подателем был Тит. Навстречу Титу, который должен был осведомить Апостола о положении в Коринфе, он выехал в Троаду и дальше в Македонию (ср. 2:12-13), куда и привез ему Тит добрые вести (ср. 7:5-7, 13-15). В настроении Коринфян строгое послание произвело перелом.

Есть все основания предполагать, что, происшедшее в Коринфе, было дело иудейских агитаторов.

Измена, видимо, выражалась в том, что коринфяне были увлечены лжеапостолами-иудеями, которые доказывали свое превосходство перед апостолом Павлом в том, что они видели Господа во время Его земного служения (в связи с этим ап. Павел настаивает на том, что знание Христа «по плоти» не имеет значения (2 Кор. 5, 16)).

Видимо, о людях, производящих разделения в коринфской общине на основании «древности» своей веры, сказано еще в 1 главе 1 Послания к коринфянам, где апостол упрекает своих адресатов в том, что у них появились разделения, и один говорит: «Я Павлов», другой: «Я Кифин», а третий: «Я Христов».

Лжеучители пытались навязать коринфянам свое понимание христианства – христианства «иудаистического толка», против которого направлено Послание к галатам. В Деяниях, при изложении событий в описываемом периоде, также упоминается о возмущениях, сделанных против апостола иудеями (Деян. 20, 3). (Слова об «оскорбителе и оскорбленном» во 2 Кор. трактуются в этой версии как упоминание о некой личной обиде, нанесенной апостолу одним из коринфян.)

Затем апостол покидает Коринф, и вскоре пишет туда несохранившееся до нас «обличительное» послание, которое произвело в коринфянах благоприятную перемену. По мысли современных толкователей, «коринфская смута», скорее всего, не имела целиком благоприятного исхода, или, во всяком случае, затянулась. Намек на это можно найти в том, что, поскольку среди сопровождавших ап. Павла в Иерусалим с благотворительной миссией представителей различных общин не упоминаются коринфяне (Деян. 20, 4), то можно сделать вывод (достаточно шаткий), что коринфяне оказались не вполне послушными апостолу Павлу.

31. Единство Церкви – главная тема 1 Кор.

После вступительного благодарения ап. Павел сразу переходит к причине написания послания (1, 10). Эта причина – разделения, сделавшиеся известными апостолу в коринфской общине. Коротко, ап. отвечает на это тем, что его благовестие – благовестие о Кресте, который для иудеев, соблазн, а для еллинов безумие.

Из членов коринфской общины немногие мудры по плоти, так что все, что они имеют – от Бога, а по сему источник для похвалы имеют один «хвалящийся – хвались Господом». То, что от плоти, не может принимать того, что от Духа Божия, а плотские дела и есть «зависть, споры, разногласия».

Основанием единства Церкви ап. полагает Христа. Каждый, кто строит на этом основании, спасется в день Господень, даже если его дело сгорит.

В плане послания главы 1-4 имеют значение введения. Ап. ставит основную тему послания – единство Церкви, и дает оценку служения апостольского, которая оправдывает его последующие наставления. Эти наставления посвящены частным вопросам, волновавших коринфских христиан. Каждый из этих вопросов мог углубить разделения в общине. Вопросы, на которые ап. отвечает следующие.

Значение телесной чистоты (гл. 5-7). В этом вопросе ап. касается невиданного случая блудодеяния, бывшего в общине, вопроса о суде внутри общины и вопроса о браке. Поскольку все должно быть посвящено Господу, то ап. решает вопрос о блуднике так, чтобы дух его в день Господень спасся. В браке, в котором человек также призван для служения Богу, несколько труднее реализовать служение Богу, потому что женатый «имеет скорбь по плоти», и Павел дает совет оставаться в девстве. Основанием для возможности служить Богу и в супружестве является переоценка ценностей во Христе (7:22). О суде друг с другом Павел выражается так, что уже и то унизительно, что друг с другом судитесь, а для Царства Божия лучше оставаться праведным, хотя и обиженным. Да и судьи, к которым обращались коринфяне, ничего не значат в Церкви.

Общий принцип телесной чистоты ап. выразил так «Вы храм живущего в вас Святого Духа».

Об идоложертвенном (гл. 8-10). При обсуждении вопроса об идоложертвенном ап. призывает руководствоваться двумя принципами: «идол в мире ничто», т.е. самих «богов» не существует, хотя бесы есть. И второе: «Все мне можно, но не все полезно, не все назидает». Христианин имеет свободу, но свобода эта должна служить любви. Реально Павел признает опасность участия в трапезе бесовской, но главным является забота о немощном брате, который, возможно не обладает тем знанием бессилия идолов и если этот немощной брат погибнет из-за твоего отношения к пище, то в том будет грех против Христа: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (8, 9). Теоцентричность в вопросе об идоложертвенном состоит в принципе, что все, что делает человек, он должен делать во славу Божию.

Поведение на богослужебных собраниях (гл. 11). Здесь ап. касается поведения женщин на собраниях, о самой Вечере Господней и о даре языков. В вопросе о поведении женщин важно не то решение, которое Павел предлагает, а то принципиальное основание, на котором он стоит. Это основание дано в 11:3. Оно состоит в иерархическом соотношении мужа и жены, возводимом через Христа к Богу. Он утверждает царственное положение мужа, как образа и славы Божией. Но иерархия не исключает равенства мужа и жены, в их происхождении друг от друга и обоих от Бога. Иерархия сопряжена и с их единством, которое есть единство в Господе. Так, по специальному вопросу, ап. Павел, неизбежно, возвращается к теме о союзе супружеском.

Разделения Коринфян сказываются, когда они собираются вместе на Вечере Господней, под которой имеется в виду Евхаристия. Ап. видит в ней основу единства – «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Возражая против разделений, которые проявились и в нестроениях при совершении вечери Господней, ап. Павел сознавал, что Евхаристическая трапеза есть мистическое основание единства Церкви.

Дары духовные (гл. 12-14) и дар языков. Проявление дара языков приводило к соблазнам, поэтому Павел ставит общий вопрос о дарах духовных. Все они имеют один источник – Дух Святый, и все нужны, как нужны различные члены в составе одного тела. Эти члены живут одной жизнью, друг о друге взаимно пекутся, и то тело, которое обладатели даров составляют, есть Тело Христово. Среди всех даров дар языков – занимает низшее место, тогда как любовь превосходит все дары. Итак, даров много, но все они от единого Духа: «Дары различны, но Дух один и тот же» (12, 4).

О воскресении (гл. 15). В связи с известиями об отрицании воскресения мертвых, ап. Павел ставит вопрос о возможности воскресения и о воскресении Христа. Таким образом, тема о Христе звучит дважды: в начале послания, где ап. утверждает, что все имеет началом Господа, и в конце – в вопросе о воскресении – Господь – первый среди воскресших.

Заключительная часть. Здесь ап. делает распоряжения касательно денежных сборов в пользу Иерусалимской Церкви. Позже, в своем Втором послании он обоснует необходимость сборов и покажет, что жертва – выражения единства всей Вселенской Церкви.

Свое послание ап. Павел завершает благословением любовью.

Итак, основной темой 1 Кор. является забота о единстве Церкви. Единство Церкви покоится на основании нравственном и на основании мистическом. Нравственному основанию посвящены – преимущественно, хотя и не исключительно – главы 5-10. Оно особенно ясно в решении вопроса об идоложертвенном в духе братской любви. В глл. 11-14 Апостол выдвигает – опять-таки, преимущественно, а не исключительно – начало единства мистическое. Такова Евхаристическая трапеза (11), таков Единый Дух Святой, являющий себя в многообразии даров духовных (12). Но, как в первой части Апостол помнит и о мистической опасности идоложертвенного (10, 14-22), так и во второй части он ценит дары духовные в зависимости от того назидания, которое они приносят Церкви (14). Цель христианского делания есть жизнь будущего века, и гл. 15, с ее учением о Воскресении, естественно заключает основную часть послания. Совершенно ясно, что, считаясь с местными нуждами Коринфской Церкви, ап. Павел дает в глл. 1-15 учение, имеющее общецерковное значение.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 512 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...