Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Порядок книг Соломоновых



Святитель Григорий Нисский приводит, а именно: Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней, – совершенно не случайно. И он говорит, видите, что оно возводит нас к любомудрию. Каким образом? Давайте доверимся в этом вопросе тоже святителю Григорию. Мы видели в начале, что книга Притчей обращена к некому юноше, который призывается к этой премудрости, которая говорит: кто мною обладает, тот имеет великое сокровище, что любящих меня я люблю, тот пребывает в безопасности и так далее; а в книге Песнь Песней основными действующими лицами являются, условно скажем, некие жених и невеста.

И вот святитель Григорий говорит по этому поводу следующее: что «Книга Притчей действительно относится еще к состоянию младенческому и не вполне пришедшему в возраст, поэтому, чтобы ребенок охотнее слушал родителя, отец обещает ему детские украшения за прилежание к учению, ибо детям приличны украшения: цепь на шее и венок, сплетенный из каких-нибудь красивых цветов. Так Соломон начинает описывать сыну премудрость в разных чертах и видах, объясняя благообразие несказанной красоты, чтобы к причастию благ возбудить не страхом каким и необходимостью, но вожделением и любовью, потому что описание красоты привлекает как-то пожелания юных указуемых, возбуждая к стремлению, к общению и благообразности». Итак, пообещав разные награды за приобретение премудрости, он, тем самым, как бы приготовляет этого юношу к тому, чтобы он принял невесту, которую ему Господь уготовал в лице этой премудрости. После сего начинает Соломон приуготовлять юношу к таковому сожительству, повелевая ему иметь уже в виду божественное брачное ложе, ибо говорит: «не оставь ее и будет с тобой, возжалей ее и соблюдет тебя, огради ее и вознесет тебя, почти ее, да тя обымет, и даст главе твоей венец благодати; венец же сладости защитит тя». Сими брачными уже венцами украсив невесту, повелевает быть неразлучным с нею, и, представив в слове саму премудрость, повествующую о себе, чем наиболее привлекает она любовь слушателей, говорит при том, между прочим, и это: «аз любящих мя люблю», – потому что надежда быть взаимно любимым сильнее располагает любителя к вожделению.

Затем говорится о том, что «вместе с сим предлагая ему и прочие советы в каких-то решительных и вместе неопределенно выраженных изречениях, и, приведя его в совершенство, потом в последних притчах, в которых восписал похвалы он доброй жене», – действительно, книга Притчей заканчивается словами о доброй и благоразумной жене, – «ублажив сие доброе сожительство, наконец уже присовокупляет в Екклесиасте (следующей книге) любомудрие, предлагаемое достаточно проведенному в вожделении добродетели призрачными наставлениями», – какими? Если вспомним Екклесиаста, то там все суета сует, томление духа и всяческая суета, то есть отвержение человека от всего, что могло было бы привлекать, помимо главного предмета. И в этом слове, похулив приверженность людей к видимому, все непостоянное и преходящее назвав суетным, когда говорит: «все грядущее суета», – выше всего, восприемлемого чувствам, поставляет врожденное движение души нашей красоте невидимой, и, таким образом очистив сердце от расположений к видимому, потом уже внутрь божественного святилища тайноводствует ум Песнею Песней, которая (как) написано есть некое брачное уготовление, а подразумеваемое единение души человеческой с божественной. Даже очень интересно смотреть, что он говорит: «поэтому, кто в притчах именуется сыном, тот здесь (то есть в книге Песни Песней) поставляется невестою; премудрость же поставляется на место жениха, чтобы уневестился Богу человек, из жениха став непорочною девою и, прилепившись ко Господу соделался с Ним духом чрез срастворение с пречистым, бесстрастным, и из тяжелой плоти переменившись в чистый дух».

Екклесиаст (по Афанасьеву)

I. О суетности в физических явлениях подсолнечного мира и в делах человеческих, направленных к устроению земного счастья (1:2 – 2:26).

II. О суетности явлений в сфере жизни человеческой и о суетности стремления человека среди таких явлений упрочить свое счастие на земле (3:1 – 5:19).

III. О суетности «богатства и имущества и славы» для земного счастия человека (6:1 – 8:15).

1. Суетность богатства, имущества и славы для доставления полного земного счастья (6:1 – 8:15);

2. Наилучшее (с нравств. точки зрения) поведение человека по отношению к счастливым и несчастливым случаям жизни и ко всем людям (7:2 – 24);

3. Указание причины (в грехе) ненормальных явлений в обществе людей и указание на суд Божий в будущем, имеющий прекратить эти явления (7:25 – 8:15);

II. О суетности жизни земной вообще (8:16 – 12:8).

1. Учение о значении земной жизни человека по отношению к загробной (8:16 – 9:10);

2. Наставления о мудром поведении в независимых от человека обстоятельствах жизни (9:11 – 10:20);

3. Учение о пользовании человеком богодарованными богатством и собственными силами (11:1 – 12:7).

III. Эпилог (12:8 – 14)

Указание на главный предмет книги и исторические сведения об авторе.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...