Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Увещания к приобретению Премудрости



Зачем же Соломон составляет эту книгу? Об этом он говорит в самом начале: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы… Начало мудрости – страх Господень; …а благоговение к Богу – начало разумения» (Притч.1:1-7).

Нередко приходится встречать рассуждения о том, откуда заимствованы поучения этой книги, о сходстве ее с другими произведениями этого жанра, дошедшие до нас с древних времен. В связи с этим хочется заметить, что и у верных, и у язычников и техническое устройство быта, и область душевная (которой ведает психология) – примерно та же. Но область духовная – резко отличается. Отсюда объясняется и некоторое внешнее сходство содержания, и существенное отличие смысла.

Итак, в первом разделе Соломон убеждает своего слушателя приобрести премудрость. В самом общем смысле мудрость – это умение правильно (целесообразно) жить, то есть это не просто знание, но нечто большее. С точки зрения Библии, правильно жить может только праведник. Напротив, человек нечестивый именуется безумцем: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"» (Пс.52:2).

Начало премудрости – страх Господень. В этом и заключается особенность библейской премудрости. Это не просто сборники умных мыслей по разным поводам: как лучше солить грибы, доить корову и так далее. Эти размышления конкретно связаны с тем, каким образом следует человеку жить для того, чтобы угодить Богу, каким образом должна быть построена жизнь человеческая с точки зрения спасения. Об этом говорил еще пророк Моисей: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его»? (Втор.4:5-8).

Премудрость не есть что-то такое, что человек может просто достичь какими-то своими усилиями: прочитать все книги, выслушать все лекции и сделаться премудрым. Человек мудрый – это праведник, – человек, который умеет выстроить свои отношения с Богом. Приобретение премудрости требует больших, если не сказать всецелых, усилий. «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Прит.2:1-6).

Оказывается, что премудрость есть дар Божий, что источник этой премудрости в Боге, который сотворил мир, и только Бог может человеку эту премудрость даровать. Исходящая от Бога исходит, она к Богу ведет, – только такая премудрость почитается в Писании и в Книге Притч как истинная.

Далее следует заметить, что премудрость у Соломона предстает персонифицированной: она что-то говорит, кого-то зовет, что-то делает. Возникает ощущение, что это некое лицо. В связи с тем, что уже было сказано выше, можно ожидать, что речь идет об Ипостасной Премудрости Божией.

«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30), – пишет апостол Павел.

В противоположность мудрому, глупый – это не просто не очень умный человек. Безумный это не значит то, что у него ума нет, а безумный – это понятие, связанное с нечестием: «рече безумен в сердце своем: несть Бог» – вот главное безумство, которое может иметь человек, которое проявляется в его нечестии. Помните, Христос в Нагорной проповеди говорит: «…кто скажет (брату своему) «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5,21). Поэтому, когда здесь речь где-нибудь идет о глупости, то нужно понимать, что глупость восходит как бы к самой сердцевине человеческой жизни, а именно к его самоопределению по отношению к Богу, в противоположении к мудрости библейской. И поэтому премудрость Божия совершенно непостижима для глупца. Казалось бы – это дар Божий и можно было бы дать его и глупцу, но поскольку глупец – это тот, кто отвращается от Бога, в первую очередь, то соответственно таковой не может получить этот дар премудрости.

«Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего» (Ис.32:6). «Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко» (Прит.14:6).

И даже человек, который ищет премудрости просто из любопытства, для того, чтобы посмотреть, какая она, эта божественная премудрость, тратит свои силы зря. Человек, который не ищет премудрости ради нее самой, а ради того, чтобы сделаться праведником, ее никогда от Бога не получит.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...