Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Аггея



1. Личности и служение пророка

Пророк Аггей (евр. Хаггай – «праздничный», «торжествен­ный»), по свидетельству его книги (1, 1; 2, 1-11) пророчествовал во второй год царствования персидского царя Дария Гистаспа, в 520 году до Р.Х., во время построения второго Ие­русалимского храма при вожде Заровавеле и первосвященнике Иисусе.

С Аггея начинается последний пророческий период – послепленный. Содержание пророческих речей коренным образом изменяется: если до плена основная тема пророческих писаний бы­ла – наказание, в плену – утешение, то теперь – восстановле­ние. Возвратившись из плена в соответствии с эдиктом Кира обратно в Палестину (538 г.), евреи сразу принялись за постройку храма, но по проискам самарян строительство до­ма Божия было прервано на 15-16 лет до времени царствования Дария Гистаспа, который снова подтвердил эдикт Кира, и снова было возобновлено это строительство. Испытав первые невзгоды, многие евреи к это­му времени впали в маловерие и уныние. Решив для себя, что благоприятное время для восстановления храма еще не настало, многие занялись благоустройством своих личных домов. Для воодушевления упавших духом иудеев-репатриантов и побуждения их к окончанию постройки второго храма и был послан Богом про­рок Аггей.

О личности Аггея из Священного Писания почти ничего не известно. По преданию же пророк Аггей происходил из священни­ческого рода и был из числа пленников, возвратившись из Ва­вилона (ср. 1 Ездр. 5, 1; 6, 14), по-видимому, уже в преклонном возрасте. Служение его, описанное в книге, продолжалось менее года: речи его точно датированы. Возможно, он дожил до освя­щения второго Иерусалимского храма в 515 г. до Р.Х. Память пророка Аггея празднуется Церковью 16/29 декабря.

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит че­тыре точно датированные речи.

В первой речи (1 гл.), произнесенной в первый день шес­того месяца (2-го года царствования Дария Гистаспа) перед Заровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает из возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень». Пророк обличает их, говоря: «А вам самим время – жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает им скудостью в урожае, неуспехом в труде.

Во второй речи (2, 1-9) пророк от лица Божия призывает Заровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов. «Ибо Я с вами... и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» Далее пророк утешает иудеев будущей славой второго храма.

В третьей речи (2, 10-19) пророк, указывая на жестоковыйность, нерадение иудеев, убеждает строителей храма в необходимости душевного очищения («обратите сердце ваше») и утеша­ет их обещанием Господних милостей в плодородии земли.

В четвертой речи (2, 20-23) пророк, называя Заровавеля рабом Господним, утешает его и весь народ надеждой на испол­нение обетовании Господа дому Давида в лице Заровавеля, его потомка.

3. Пророчество Аггея о славе второго храма (2, 7-10; Р.Б. 2, 6-9).

«...еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое злато, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Гос­подь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф».

«Желаемый всеми народами» – это Мессия, предсказанный к «чаяние языков» в пророческом благословении патриарха Иакова Иуде (Быт. 49, 10). Под «славою» второго храма следует пони­мать пришествие в него Христа Спасителя.

«... Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы...» – образное выражение, говорящее о победе силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами, проявившейся в моральном влиянии истинной религии Израиля на весь язычес­кий мир (Феодорит).

«Мое серебро и Мое злато....» – слова, призванные обод­рить унывающих строителей второго храма. Слава этого храма будет не во множестве золотых и серебряных украшений, как храма Соломонова, а в том, что в нем будет проповедовать Свое учение Мессия – «и на месте сем Я дам мир». «Мир» – следует понимать как в политическом, так и духовном смысле. Прежде всего иудеи мечтали и ждали мира политического, ибо устали от постоянной вражды с соседними народами. О мире, как нравственной категории, проповедовал Христос. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), мир души и совести примиренной с Богом.

Апостол Павел, убеждая христиан быть достойными членами Церкви Христовой, прообразом которой был в Ветхом Завете Ие­русалимский храм, приводит в Послании к Евреям (3, 3) пророчест­ва Аггея.

За богослужением книга пророка Аггея не употребляется.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...