Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Если в первом случае первично государство, вторично право, здесь первично право и вторично государство. 4 страница



Право онтологически связано с моралью и нравственностью не столько через свой атрибутивный элемент (правопритязание, субъективное право), сколько через обязанность. Субъективное право в психологическом плане всегда воспринимается как расширение личности человека за счет возрастания ее возможностей, а обязанность, наоборот, как умаление личности, ее ограничение. Поэтому для исполнения обязанности требуется более сильная и глубокая мотивация, чем для использования права. Без включения психических механизмов «оправдания» обязанности, вырабатываемых моралью, право будет неминуемо терять свои коммуникативные возможности и превратится в систему, поддерживаемую не внутренним самоопределением субъектов, а исключительно внешними принудительными мерами, при которых ценностная легитимация права будет стремиться к нулю, а сама система неизбежно распадется.

Следует иметь в виду, что существуют социальные феномены, имеющие сходство как с правом, так и с моралью, и все же иные по своей природе. Среди них необходимо выделить нравы и обыкновения (нравственность в широком смысле).

Нравы – императивные правила поведения, сложившиеся в конкретном обществе, соблюдение которых поддерживается силой общественного мнения. От права нравы отличаются односторонней (обязывающей) структурой, а от морали – нетребовательностью к мотивам совершения тех или иных действий.

Обыкновения – повседневные договорные правила и стереотипы поведения, существующие в обществе.

Вывод: в отличие от морали и нравственности, право всегда есть должное, реализующееся в сущем, т.е. всегда есть наличное право, идеал-реальное бытие.

25. Понятие и структура правосознания

Теория правосознания является одним из основных разделов общей теории права. Право не существует вне человеческого сознания, право становится правом, лишь пройдя через сознание социального субъекта. Поэтому наши представления о человеческом сознании, о его соотношении с правом определяют специфику правопонимания.

Например, психологическое направление в теории права (представители – Петражицкий, Сорокин) рассматривают право как часть правосознания. Другие исследователи (Лившиц) трактуют правосознание как составную часть права. Третьи (Алексеев, Матузов) полагают, что право и правосознание являются самостоятельными феноменами, но взаимодействующими между собой в рамках единой правовой системы.

С позиций коммуникативной теории права правосознание выступает скорее в качестве правовой субстанции, опосредующей как правовые тексты, так и правовое поведение, реализацию прав и обязанностей.

Человеческое сознание всегда опосредует правовую реальность. Только через свое осмысление и ценностную интерпретацию правовые тексты получают правовую легитимацию и трансформируются в нормативные установления, способные воздействовать на волю, поведение субъектов, определяя его как правовое. Человек вправе делать что-либо потому, что это соответствует установленному в обществе правилу и соответствие действий субъекта этому правилу – социально оправдывает их.

Ценностное восприятие правового текста невозможно без установления ценностного отношения между объектом и субъектом. Такое отношение представляет собой интеллектуально-эмоциональное переживание социальными субъектами значимости той или иной правовой нормы, т.е. является частью правового сознания личного и общественного. В этом смысле право не существует вне правосознания, хотя это и не означает, что право и правосознание есть одно и то же.

Нормы права как явление нематериальное не могут быть непосредственно усмотрены в мире физического бытия, вне сознания человека, также как не могут быть там обнаружены субъективные права и правообязанности. Какова же связь права с сознанием человека? Различные философские традиции по-разному отвечают на этот вопрос. В русском дореволюционном неоплатонизме предлагался следующий вариант: феномен права не порождается записью текста нормы на бумаге. Но он не исчерпывается и актом сознания – индивидуального или общественного. Смысл права, или его идея, существует независимо как от материальных носителей, так и от индивидуального или общественного правосознания. Право не имеет вневременного бытия, оно возникает, длится и исчезает во времени. Согласно концепции Франка, бытие государства и права предполагает не только вообще бытие людей, в отношении которых оно имеет силу, но и их подчинение данного явления. Своеобразие бытия общественного явления, в том числе права, заключается в том, что оно есть образцовая идея, цель человеческой воли, сила, действующая на волю в форме того, что должно быть, что является идеалом. Природа общественного бытия, таким образом, имеет одновременно и объективную и субъективную стороны.

Исходя из этого, можно сделать обоснованный вывод о том, что право, формируясь как субъективное социальное явление, как правовая коммуникация, представляет собой и объективированную идею, чей смысл воплощается во внешних знаковых формах, в т.ч. материальных (текстуальные источники права) и определенную сферу социального правосознания, в которой правовая идея, как передаваемый текст сообщения, вторично интерпретируется в соответствии со своим социокультурным смыслом и значением, и находит свое отражение как в правовых нормах, так и в реальном взаимно обусловленном поведении субъектов, осуществляемом в форме прав и обязанностей.

Т.о., право как явление коммуникативное неразрывно связано с человеческим сознанием и представляет собой сложный когнитивно-психический и социокультурный феномен, в рамках которого право можно рассматривать как психосоциокультурную целостность.

Т.о., правосознание – это особая разновидность, особая форма социального сознания. С позиций традиционной для советской России философии – под сознанием понимают человеческую способность идеального воспроизведения действительности в чувственных и мыслительных образах. В таком случае сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, который получается путем отображения объективной действительности в виде представлений, мыслей, переживаний, созерцаний, идей и других духовных феноменов, из которых и состоит содержание сознания. Теория отражения основывается на противопоставлении субъекта и объекта познания, а само познание понимается как копирование объекта. Такая трактовка сознания не является единственно возможной. Иначе решается эта проблема в феноменологической философии и феноменологической социологии. В феноменологии сознание понимается всегда как осознание чего-либо, направленное на что-либо. В этом смысле субъект и объект коррелируют друг друга. Поэтому, в феноменологии сознание можно трактовать как явление, неразрывно связанное с социальной коммуникацией.

С т.зр-я постнеоклассической науки, сознание не отражает объективную действительность, а существует в рамках субъективной действительности, составляя ее часть.

Но каким бы образом не трактовать сознание в нем всегда на ряду с когнитивным можно выделить и ценностный аспект (избирательность сознания) и аспект практический.

Поэтому под правосознанием можно понимать непосредственное и опосредованное восприятие правовой действительности в чувственных и мыслительных образах, имеющих коммуникативно-волевую направленность!

Совокупность наиболее характерных, типичных ментальных образов (текстов) правовой действительности образует систему общественного правосознания или систему правосознания общества.

Нерсесянц дает следующее определение правосознания: правосознание – это совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям. Правосознание носит оценочно-волевой характер и может выступать в различных ипостасях. Выделяет гносеологический и социологический аспекты правосознания.

Спиридонов полагает, что правосознание – это один из видов общественного сознания, отражающий юридическую действительность. И дает следующее определение:

Общественное правосознание – это отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях, и т.п.

Структура правового сознания.

Структура правосознания: правовая онтология, правовая аксиология, правовая праксиология. Основными видами отношений сознания к миру являются познание, ценностные отношения и практика. Соответственно и в правосознании можно выделить познавательные, ценностные и коммуникативно-волевые элементы, из которых складываются как индивидуальное, так и общественное правосознание. Совокупность этих элементов в их взаимосвязи образует структуру правосознания. Эти элементы в ракурсе правосознания можно определить как правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию.

Однако, правовая реальность чаще всего отражается в правосознании субъекта в «нерасчлененном» виде, как правовой жизненный мир, мир правовой повседневности, который периодически взрывается правовыми конфликтами. Поэтому на практике элементы структуры правосознания как бы сращены, и их содержание в чистом виде доступно только через феноменологическую редукцию.

Элементом структуры правосознания является правовая онтология. Правовая онтология представляет собой сознание (т.е. познание и знание) того, что есть право вообще (каковы его всеобщие признаки и свойства, каково его место в правовой системе) и что есть право в конкретном обществе (какие возможности оно предоставляет субъектам и что оно от них требует).

Наиболее общие знания о праве как таковом называются теоретической правовой онтологией. А сознание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо вести себя в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией. Эта часть правосознания представляет собой результат нормативной социальной интерпретации различных правовых текстов, облеченных в формы законов, подзаконных актов, обычаев, договоров и т.п. и, одновременно, индивидуальная сфера правосознания, субъекты которой сознают себя носителями определенных прав и обязанностей, определяющих их поведение по отношению к другим субъектам.

Второй элемент структуры – правовая аксиология, содержанием которой является интеллектуально-эмоциональное восприятие права.

Правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию.

Активной составляющей является правовая идеология, которая выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация правовых текстов, придающая им нормативный правовой смысл и значение. И такая легитимация осуществляется на уровне правовой психологии.

Третий элемент – правовая праксиология: тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Известно, что существует неразрывная связь между человеческим сознанием, познанием и деятельностью (практикой), уходящей своими корнями вглубь биологической природы человека.

Правовая праксиология – есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика (политика права) – это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной (революционной), либеральной и авторитарной, национально ориентированной и космополитичной, буржуазной и творческой. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется. Основное требование, предъявляемое к правовой политике – требование ее органичности. Она должна определяться не случайными, частными интересами и модными идеологиями, а творческим совершенствованием социальной жизни при помощи правовых средств.

Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии.

Правовая установка – это состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой активности в определенной ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведенческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру. Можно выделить неосознаваемые установкиисложные правовые установки,а также – индивидуальные, групповые и этнические.

Спиридонов в структуре выделяет: область обыденного правосознания, в которой в свою очередь выделяет рациональную сферу и эмоциональную сферу.

Нерсесянц выделяет гносеологический и социологический аспекты правосознания. При этом, социологический аспект имеет два уровня – обыденный и теоретический (правовая психология и правовая идеология).

Гревцов различает уровни правосознания:1 уровень – материализовавшееся правосознание; 2 уровень – отдельная личность; 3 уровень – правовое сознание общества, его коллективных образований.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...