![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Драматургия Л.Андреева
Андреев считается создателем своего театра, своей совокупности пьес (их у него 21 штука). Плюс, написал 7 одноактовых сатирических пьес.
1910-е – пик продуктивности Андреева-драматурга. Горький считал, что в пьесе Андреев сможет полностью реализовать себя (т.е. прозу ему необязательно писать). А вообще драматургия Андреева это 1905-16гг.
Периодизация:
1. 1905-06гг.
Первая пьеса «К звездам» - далась Андрееву с трудом. Это пьеса об астрономе, живущем в горах, отдельно от людей. «Жидкая пьеса», - говорил про нее сам Андреев. Блок о «К звездам»: «Бледная тень Ибсена».
Вторая – «Савва». Следует в русле чеховско-горьковской традиции, близок к традиционной драме. Это истинный дебют Андреева-драматурга. Проблематика пьесы – чисто Андреевская «Ignes sant» («Огонь исцеляет»). Сын трактирщика покусился нарушить основы веры, т.е. вызвать вселенский огонь, в котором сгорит все старое. Савва не приемлет мир. (Критики писали даже о горьковском пафосе в этой пьесе).
Места дейсвтия: трактир, большой монастырь (как оплот веры), кладбище, дорога. Чудотворная икона собирает толпы поклонников. Савва ищет того, кто может подложить бомбу в алтарь и взорвать его. Еремей – нищий странник, безрукий (убил сына и в порыве раскаяния засунул в печь руку). Одна правда – бесконечное страдание. Все сомневаются в существовании Бога.
Останутся люди свободные со смелой душой (человек-утопия, который останется после вселенского огня).
Савва скептически настроен к революции, считает, что они глупостями занимаются. Предвосхищает футуристов: «все нужно уничтожить, срыть города с их каменными тюрьмами» (имеются в виду дома).
Савва – босяцкий анархизм и антиутопия. Борьба со старой культурой – т.к. она создана старой верой. Савва – богоборец, бросает вызов и Богу, и цивилизации + он лицо грядущего «хама», анархиста. Т.е. в нем заключены высокие идеи революции вместе с мерзостью хулигана.
Поворот очень интересен: вера не только не разрушилась, но и укрепилась.
Гг.
1906 – первая редакция «Жизни человека».
Андреев ставит задачу реформировать драму, «подложив под нее систему бомб».
Интеллектуальная драма представлений, где на сцене не сама жизнь, а мысль о жизни.
Отказ от традиционной театральной действительности, от чеховских переживаний.
Не должно быть индивидуальных эмоций. Хотел написать 5 пьес:
«Жизнь человека» - роль философского пролога. Основа: пьесы «Царь Голод», а также «Война», «Революция», «Бог, дьявол и человек» (эти три не были написаны).
Также написал пьесы «Anatoma», «Черные маски», «Океан», которые не разрешила экранизировать цензура.
Все эти пьесы – эстетическая провокация, требовавшая от театра необычных решений. Таких, например, как ХОР (посредник между тем, что на сцене, и зрителем + дан в форме разговора, комментария к происходящему, это делали старухи и т.п.).
Реквием человеку, гибнущему в конфликте со средой. Мысль о несвободе, предопределении – высказана в прологе.
Некто в сером – хладнокровный сценарист жизни. Утверждает бессмысленность всего, что происходит с героями. Однако уникальность каждой человеческой жизни при внешнем пессимизме. Человек осознает свою конечность, заглядывает в будущее, рассматривает прошлое – вот в чем уникальность.
Человек и судьба находятся в состоянии трагического партнерства.
Необычная типология персонажей:
- единичные, лишенные социально-бытовых качеств (Жена Человека, Человек)
- хоровые персонажи (старухи, соседи, гости – в «Жизни человека», рабочие, голуби, ученые, голодные в «Царе Голоде»)
- аллегорические персонажи, воплощающие отвлеченные понятия (Некто в сером – в Жизни человека)
Использованы худ. Средства других видов искусств (прорабатывает свет и музыку постановок в ремарках). В «Жизни человека» для Андреева очень важен баланс света и тьмы.
Гг.
Пьесы: «Профессор Сторицын», «Тот, кто получает пощечины», «Екатерина Ивановна», «Дни нашей жизни», «Gaudeamus». Приближается к современному театру, «панпсихическому», или театру «чистого психизма», «театру души». Отображает трагическое состояние души современного человека.
Характерные черты:
- «зрелищность, театральность, психологизм»
- условный театр, интеллектуальный. Переосмысление жизни в философских формах.
Станиславский таким образом ставит «Жизнь человека» (с абстрактно-схематическими рисунками).
В итоге – возвращается к театру Чехова, понимает, что условный театр не способен передать психологизм. Этот период – переворот представлений о драматургии и театре. С 1916 г. в творчестве Андреева уже военная тематика, публицистика (с 1917 публикуется в «Русской воле»).
1912-14 – опубликованы «Письма о театре» - теоретический трактат о театре, развернутая характеристика современного театра, предлагает свою программу.
Андреев – активный участник споров о театре, активно вмешивался в постановку своих пьес. Эти письма – реплика в этом споре, апогей которого приходится на 1908-14 гг.
Основные идеи теоретич.концепции:
1. современная драматургия должна стать драматургией, глубокой мысли и чувств, при этом отказаться от прямолинейного идеологического изображения героев (т.е. Андреев спорит с собой времен второго периода). Человек с идейной позицией и сложной психологической разносторонностью.
2. отрицает действие (основу чеховского театра), сюжет, интрига умерли. Действие предлагает передать кинематографу. Кино – новое искусство, считает его одной из причин разложения театра. (Чуковский: «Кинематограф – разновидность изобразительной беллетристики», т.е. не все принимали это новое искусство, как Андреев). Психология на экране не изобразима, поэтому нужно отдать ее театру. Современная жизнь интересна не событийностью, а сложным психологизмом.
Панпсихический театр подчиняет драматургию этой задаче. Современная драма должна быть интеллектуально-психологической. Резко критикует совр. мещанскую драматургию, которая заполняет. В ней нет подлинного героя (Ни Самсона, ни Далилы). «половые пьесы» также ругает. (Например, у Арцебашева в «Ревности и войне» сплошная гендерная проблематика).
Трагедия должна быть на сцене. Неведомые древним источники трагизма нужно найти.
Чеховские пьесы на сцене МХТ вернутся к ним. Все на сцене должно быть подчинено воплощению определенных настроений. Зритель должен сопереживать всему происходящему.
Идеальный театр будущего – без зрителя, т.к. он становится частью действа, ликвидировать рампу, вынести сцену в зрительный зал.
Драматургия Андреева выражена наиболее полно вторым периодом («Жизнь человека»).
«Собачий вальс», «Реквием» - последние пьесы, снова возвращение к аллегорическому театру, к прежним идеям.
Андреев первым из писателей говорит о кино, говорит, что писателям нужно специально для него работать. Предсказывает рождение кинодраматургии и кинодокументалистики, говорит, что необходимо воспитывать актеров для кино специально, т.к. не все театральные актеры смогут играть в кино.
По его произведениям было снято 7 фильмов при жизни (иногда он сам писал сценарии). 1913 – по пьесе «Анфиса», 1915 – «Король, закон и свобода» (про оккупацию Бельгии). Мечтой Андреева была экранизация трагедии «Anatoma», но запретили.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2154 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!