Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творческий путь Л.Н. Андреева



Родился в 1871 году, а умер в 1919 году. Отец страдал запоями, что Андреев унаследовал. После окончания школы пошёл на юрфак СПбГУ, вместе со всеми ребятами. В 1893 переезжает в Москву и переходит в МГУ. Получил диплом второй степени, по-нашему глухой троечник. Любимый псевдоним Андреева - Джеймс Линч. Пытался публиковаться ещё в Питере, но возвращались отказы. Первый рассказ выходит в 1892 году, называется "В холоде и золоте". В 1896 - "Загадка" и "Он, она и водка". "Я хочу показать, что на свете нет истины, нет счастья, нет свободы, нет равенства, нет и не будет". Несостоятельность фикций: Бог, нравственность, всеобщее счастье и т.д. Апостол самоуничтожения - называет себя 20-летний Андреев.

1898-1903. До "Жизни Василия Фивейского". Пятилетие прозы. Жанры: рассказ, очерк, повесть.

1904-1908. Андреев - сверхпопулярный писател. Как медийная фигура - стоит вровень с Толстым. "Иуда Искариот", "Тьма", "Красный смех", "Рассказ о семи повешенных". Обращение к драматургии - "К звёздам", "Савва", "Жизнь человека".

1909-1919. Популярность стремительно падает, хотя много экспериментов. "Чем громче Андреев пытался кричать, тем меньше его слушали".

Переписывался с Горьким активно, в дальнейшем Андреев стал автором "Знания". Первая книга вышла в 1901 году, называлась "Рассказы", общий тираж - 47 тыс. экз. "В тумане", "Бездна", "Мысль" в 1902-03 году вызвали интерес. В 1900 году Толстой поставил Андрееву пятёрку, впрочем, потом с ним воевал. Чехов отмечал, что в его рассказах "мало авторской нервности", мало искренности и простоты - речь не о фальши и надуманности, а о том, что он "оперный певец русской прозы", как сказал Бальмонт. Андреев был сложен для восприятия, критики говорили о шарадах и ребусах в его произведениях. Андреев не пытался дать ответы на те вопросы, которые он ставил в произведениях. Это вечные вопросы, формирующие ту стену, перед которой останавливается человеческая мысль. Уже в ранней прозе Андреев не пытался объяснить события социально-бытовыми причинами, в отличие от многих коллег.

Троцкий, в бытность критиком написал статью "О Леониде Андрееве" и опубликовал её в иркутской газете. Он писал, что Андреев - реалист, "если этим словом хотят обозначить то, что автор не лжёт против жизни", если его правда - "правда психологическая". Андреев - "историограф души, преимущественно в моменты общих кризисов, когда обычное становится чудесным, а чудесное выступает как обычное". Он стремится вывести среднего литературного героя из равновесия. Андреева не интересует привычная среда, его интересуют "могучие эмоции", он освещает мир душевного запустения, отчаяния и т.п.

Проблемы, волнующие Андреева - одиночество и изоляция человека. Эта проблематика воспринималась тогда как "андреевская". Спутниками этого являются невозможность взаимного понимания, контакта с другими людьми ("Большой шлем", "Жили-были", "Жизнь Василия Фивейского"). Двойственность человеческого существования - между точностью разума и инстинктами. В этом вопросе Андреев - пессимист.

Много брани обрушилось на Андреева со стороны критики. Проза его была очень непривычной, так что они ничего не понимали. "Так говорил Заратустра" - любимая книга Андреева, его модель творчества. Черты философской прозы были либо непонятны, либо неприемлемы для критиков. Художественные образы равноправны с идеями. Очень часто главная идея высказана в первых фразах. Само произведение становится как бы развернутой образной иллюстрацией этой идеи. Так, в первом абзаце "Жизни Василия Фивейского" изложена вся суть. К слову, в этом произведении, всё андреевское понимание жизни.

Создавались образы идей. В философской прозе Андреева образы становятся иллюстрациями идей. Бытийные, сущностные вопросы - экзистенциальные, считай. С течением времени интерес к этой проблематике становился более отчётливым. Андреев - первопроходец литературного экспрессионизма. "Красный смех" - образец андреевского экспрессионизма, но его элементы есть в каждом произведении. Он ставил перед собой цель воздействовать на животную природу читателя, с целью подчинить его описываемым эмоциям.

С 4 по 8 год - исключительная чуткость к злободневным проблемам. Первая русская революция, война, перемены в общественно-духовной жизни. Усиливается публицистичность. Темы - современные, не теряющие своей актуальности. Злободневными являются даже произведения не о России и не о современности.

Писал письма, теоретически обосновывавшие его представления о театре. Реплика в споре о театре, который достиг апогея в 1908-1914 гг. Основные идеи Андреева. Современная драматургия должна стать драматургией глубоких мыслей и чувств. По его мнению, в новых пьесах человек должен быть сложным, психологически разносторонним существом. Зритель, приходящий в театр, ни на минуту не должен забывать, что он в театре. Андреев одобрял кинематограф, однако. Кино он отдавал действие, а психологизм оставлял театру. Современная жизнь интересна не событийностью, а психологической сложностью. На сцене должен господствовать психизм, а сам театр должен быть панпсихическим, задача - подчинить глубокой психологии любую постановку. Резкая критика современной драматургии. Ни Самсона, ни Далилы. Самсон Ильич с Далилой Савишной решает половую проблему в Пятисобачном переулке. Театр будущего, по Андрееву - театр без зрителя, когда не существует рампы, и все присутствующие становятся участниками спектакля.

Андреев - первый из русских писателей, придававший серьёзное значение кино. В 1909 заговорил о необходимости кинодраматургии. Увидел появление кинодокументалистики. Он абсолютизировал и утверждал, что нужно отдельно воспитывать киноактеров. 7 фильмов по произведениям Андреева, начиная с 1912 - Протазанов снял по "Анфисе". Сохранилось 1300 метров плёнки фильма "Король, закон и свобода" (1915), уже военная пьеса об оккупации Бельгии немецкими войсками. Мечтой Андреева была экранизация трагедии "Анатом". Обращались даже к Распутину, чтобы осуществить проект, но что-то не удалось.


18. Злободневное и вечное в прозе Л.Н.Андреева 1900-х годов.
Андреев связан с горьким, его крестник в литературе. Именно Горький обратил внимание на первый рассказ Андреева. Но у Андреева был свой путь в литературе. Он хотел быть знаменитым (отсюда мотив жажды славы), хотел показать, что истины и счастья нет, хотел быть «апостолом самоуничтожения», вызвать сильную эмоцию- подействовать на животную природу людей, чтобы, читая его произведения, человек бледнел от ужаса. Андреев - человек с суицидальными наклонностями, неврастенического склада. Он необыкновенно сосредоточен на определенных образах и мотивах. К определенному направлению он себя не относил – не реалист, не модернист – что-то промежуточное. «Я слишком материален для модернистов, а для реалистов слишком символичен». Но путь А.все же ближе к модернизму.

И «Мысль»(1902), и «Жизнь Василия Фивейского» (1903) относятся к первому периоду творчества Андреева. Основные жанры этого периода – рассказ и повесть. Рассказ «Мысль» относится к периоду творчества А., когда его заметили как писателя. «Жизнь В.Ф.» закрывает этот период – после этого наступает период пика популярности А. (встал вровень с Л.Толстым!).

Адреев может быть сложен для восприятия. Он не пытался давать ответы, а большинство вопросов у него – философские, вечные – и на них каждый человек должен сам найти ответ. Андреев не объясняет социальных причин поведения своих героев, ведь он не реалист-бытовик. Его правда – правда психологическая. Андреев пытается вывести своего героя из равновесия, поставить его рядом с яркой эмоцией. Андреева волнуют проблемы, возникающие перед человеком: одиночество и изоляция, невозможность взаимопонимания, контакта, двойственность человеческого существования – соотношение разума и инстинкта в человеке. И если по Горькому побеждает разум (антропологический оптимизм), то Андреев не верит в это, он пессимист. Разум и его сила - иллюзия. Человек может погружаться в бездну безумия. Андреева волнует и проблема алогизма существования каждого человека и человечества в целом. Андреева интересуют бытийные, экзистенциональные идеи.

Многие критики Андреева не понимали и не принимали (непривычно,острые темы и вообще…). Называли его «маленьким Достоевским».

Особенности прозы Андреева:

1. Художественные образы равноправны с идеей (главная идея высказывается в самом начале, а само произведение идею иллюстрирует). В «Жизни В.Ф.» - в самом начале суть представлений Андреева о человеческой жизни – над ней «суровый и загадочный рок». Образы-идеи. Образы-иллюстрации идей

2. Андреев – писатель-экспрессионист





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1872 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...