![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
г) познавательный (когнитивный) эффект: полученная
информация тем или иным образом меняет картину мира
человека либо в ее переменных (знание о положении ве
щей), либо в ее постоянных (знание о закономерностях,
управляющих миром).
Двумя полюсами, вокруг которых организуются все разновидности коммуникации, являются межличностная и массовая коммуникации. Каждый из этих двух типов обладает специфическими характеристиками, которые существенны с точки зрения коммуникации как типа деятельности.
Межличностная коммуникация предполагает: а) непосредственный контакт отдельных индивидов при общении, б) наличие обратной связи, то есть возможность непосредственной реакции, в) смену направления передачи информации и, следовательно, коммуникативных ролей, г) более мягкое отношение участников коммуникации к соблюдению норм и правил, регулирующих общение, его «неофициальный характер. Можно также отметить два периферийных признака межличностной коммуникации: д) он допускает обмен как индивидуально, так и социально значимой информацией и е) характеризуется непериодичностью, то есть не предполагает регулярности общения.
Массовая коммуникация обладает следующими характеристиками: она а) обычно предполагает опосредование при помощи технических средств, б) отсутствие об-
Социальная коммуникация
Социальная коммуникация
ратной связи, в) однонаправленность при передаче информации и стабильность ролей, г) строгое соблюдение норм и правил, выработанных обществом. Есть и два периферийных признака, отличающих массовую коммуникацию от межличностной в рамках массовой коммуникации: д) происходит обмен социально значимой информацией, а е) этот обмен обычно осуществляется с более или менее четкой периодичностью.
Что касается массовой коммуникации, то ее исследование имеет несколько основных направлений.
Во-первых, это исследование сообщений массовой коммуникации. В этой области проводится большое количество исследований, в том числе с использованием такого метода, как контент-анализ. Однако в настоящее время существует много нерешенных вопросов. Так, например, еще не разработаны средства описания и изучения таких сложных сообщений, включающих в себя разнородные (словесные и несловесные) средства, как телевизионная передача.
Во-вторых, массовая коммуникация изучается с точки зрения отправителя сообщений, что предполагает анализ институтов и структур, которые формируют сообщение, а также факторов, которые влияют на этот процесс. Поскольку в этом случае речь идет главным образом о средствах массовой информации, важную роль играет учет того, в чьей собственности находится то или иное СМИ.
В-третьих, массовая коммуникация может изучаться и в связи с получателем сообщения, то есть аудиторией, которой это сообщение адресовано. Если раньше считалось, что аудитория пассивна и просто «заглатывает» те сообщения, которые ей отправляют, то в настоящее время ее рассматривают как активного участника построения смысла сообщения. И действительно, любой человек в состоянии определить, хочет ли он или не хочет смотреть передачу, читать статью и т.д., и может ли он принять ту информацию, которая там содержится. В зависимости от конкретной ситуации интерпретация сообщения будет иметь различный характер.
Коммуникация может быть институционализованной и неинституционализованной. Институционализапия предполагает, что коммуникация, понимаемая как обме>. сообщениями (информацией), становится основной функцией той или иной социальной структуры, а сама коммуникация имеет общественно значимый характер. Очевидно, что институционализации подвергается главным образом массовая коммуникация. Так, средства массовой информации обеспечивают обращение информации, которая рассматривается как значимая для жизни общества в целом, и тем самым косвенно обеспечивают целостность, единство нации.
Но в качестве примера мы возьмем межкультурную коммуникацию. Ее также можно рассмотреть как институт, обеспечивающий контакт общества (культуры) с другими обществами (культурами). В зависимости от того, является ли общество закрытым или открытым, будут по-разному протекать процессы межкультурной коммуникации.
Для института межкультурной коммуникации характерна внутренняя дифференцированность. В целом можно выделить две основных группы ролей, которые свойственны для данного института:
1) роли, в обязанности которых входит «ввоз» ино-
культурных текстов, ценностей и норм;
2) роли, в обязанности которых входит «вывоз» тек
стов, ценностей и норм культуры, их распространение в
другой культуре.
Очевидно, что данное разграничение соотносится с противопоставлением открытого и закрытого общества. Закрытое общество в большей степени направлено на регулирование процесса «ввоза» инокультурных артефактов, чем на их адаптацию и на «вывоз» собственных ценностей. Последнее, впрочем, может входить в его цели (ср. экспансию американской культуры, которая характеризует современную культурную ситуацию). В открытом обществе, наоборот, ограничения на «ввоз» инокультурных текстов, ценностей и норм минимальны, хотя этот
Социальная коммуникация
процесс может контролироваться при помощи развитых механизмов их интерпретации и адаптации к особенностям культуры данного общества.
Роли, ориентированные на «ввоз» инокультурных текстов, ценностей и норм, — это, как правило, переводчики, интерпретаторы, а также индивиды, которые выбирают их в качестве правил при построении своего стиля жизни. Нередко утверждается, что поведение последних грозит целостности и вообще существованию национальной культуры. Однако может существовать и более мягкая точка зрения, в соответствии с которой группы, выбирающие «чуждый» образ жизни, будучи при этом членами того общества, с которым они коммуницируют, осуществляют межкультурную коммуникацию.
Роли, ориентированные на «вывоз» инокультурных текстов, ценностей и норм, — это, как правило, роли, выполняющие функции «послов» в сфере культуры. Прекрасным примером этого типа может служить деятельность С. Дягилева, благодаря которому русская культура (балет, музыка, живопись) стала важным компонентом европейской культуры.
Информационные барьеры — это препятствия, которые возникают в процессе передачи и восприятия сообщений. В этом качестве могут выступать:
• технические препятствия (помехи в канале комму
никации);
• семиотические, то есть связанные с используемыми
знаками (способность распознавать знаки; владение
определенным языком; умение восстанавливать
смысл знака и т.д.);
• психофизиологические факторы (например, неспособ
ность человека сконцентрировать внимание);
• ситуационные факторы (например, неактуальность
информации для человека в данной ситуации).
Общественное мнение и социальные стереотипы
л Общественное мнение д и социальные стереотипы
Общественное мнение и социальные стереотипы представляют собой наиболее значимые результаты массовой коммуникации.
Общественное мнение представляет собой совокупность мнений людей по общественно значимым вопросам. Как правило, общественное мнение — это оценочные суждения групп людей относительно тех или иных проблем и событий. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой может возникнуть дискуссия, и коллективного субъекта, который способен осознать собственные интересы и обсуждать возможности их реализации.
Считается, что автором термина «общественное мнение» является английский писатель и общественный деятель XII в. Джон Солсбери. Понятие общественного мнения можно также встретить и в работах Э. Роттердамского, Дж. Локка, Гегеля.
Существует точка зрения, что общественное мнение выражает коллективную позицию, причем это фактически понимается как мнение большинства. В действительности же словосочетание «выражение коллективной позиции» должно применяться к общественному мнению в целом как к совокупности часто противоречащих друг другу мнений и взглядов на те или иные события.
Общественное мнение является важным спутником гражданского общества. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что интерес к общественному мнению по-настоящему сформировался в Новое время, в эпоху Просвещения.
Для того чтобы общественное мнение возникло, должны быть удовлетворены следующие условия:
а) вопрос, по поводу которого формируется общественное мнение, должен быть актуальным, находиться в цент-
Общественное мнение и социальные стереотипы
ре внимания если не всех, то большинства людей; другими словами, вопрос должен быть общезначимым;
б) вопрос, по которому возникает дискуссия, должен
иметь несколько вариантов решения, а следовательно,
предполагать возможность разобщения общества: никто
не станет спорить о правильности или истинности табли
цы умножения;
в) значительная часть общества, если не все входящие
в него люди, должна быть компетентной в обсуждаемом
вопросе: никто не станет публично обсуждать проблемы,
встающие, например, перед производителями продуктов
(если эти проблемы не имеют непосредственного отноше
ния к здоровью и безопасности потребителей, каковыми
являются все члены общества).
Общественное мнение выполняет следующие функции:
1. Экспрессивная функция заключается в том, что в
общественном мнении всегда имеется оценка любого со
бытия общественной жизни, включая действия полити
ческих лидеров, других значимых фигур и социальных
институтов. Благодаря этому общество способно влиять
на государственную и политическую сферы.
2. Экспрессивная функция является основанием для
контролирующе-директивной и консультативной функ
ций общественного мнения, которая проявляется в том,
что общественное мнение оказывается силой, влияние
которой приходится учитывать политикам и государствен
ным деятелям. Эта функция проявляется также при во
леизъявлении народа на выборах и референдумах.
Общественное мнение может быть рассмотрено как своеобразный институт, который обладает определенной структурой, функциями (о них мы уже сказали) и действенной силой, поскольку оно одобряет или осуждает, награждает и наказывает. С другой стороны, данный общественный институт далеко не всегда эффективен, как это понималось ранее, когда ориентация на общественное мнение считалась признаком «настоящей» и «хорошей» политики. На это указывает по меньшей мере два
Общественное мнение и социальные стереотипы
момента. Во-первых, поддержкой общества пользуются не только формы правления, тяготеющие к демократии, но и тоталитарные режимы. Во-вторых, общественное мнение нередко отражает скорее увлеченность населения популистскими идеями, чем реальную оценку происходящего.
Общественное мнение исследуется при помощи статистических методов — путем опроса выборки из населения. Исследованием общественного мнения в Росси занимается порядка двадцати организаций. Наиболее длинную историю имеет Всероссийский центр изучения общественного мнения, и уже во времена перестройки или после нее возникли такие организации, как Фонд «Общественное мнение», Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Центр А. Кис-сельмана, Агентство региональных политических исследований и др.
Социальный стереотип — это упрощенный образ социальных объектов или событий, который обладает значительной устойчивостью.
Социальный стереотип во многом оторван от реальности. Образ врага (в лице США или «лиц кавказской национальности») не имеет никакого реального соответствия в действительности, так как общности, стоящие за ним, имеют гораздо более сложную и неоднозначную структуру. Однако стереотип обладает важным качеством: он определяет то, как человек относится к какому-то явлению действительности, как он его оценивает и, следовательно, как он будет вести себя по отношению к этому явлению. Наиболее ярко это проявляется во время войн, а также при террористических акциях, поскольку объектом агрессии в данном случае оказывается некая социальная общность в целом («русские», «американцы», «мусульмане», «чеченцы» и т. д.). В то же время реально страдают конкретные люди, которые, возможно, не согласны с официально (на уровне общности) узаконенной враждебностью.
Общественное мнение и социальные стереотипы
Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь, такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Стереотипам свойственна как положительная, так и отрицательная роль. Основная их функция состоит в том, что они помогают ориентироваться в обстоятельствах, которые не требуют аналитического мышления. С одной стороны, стереотипы обеспечивают целостность социальной общности (так, образ «лиц кавказской национальности» и враждебное отношение к нему — это социальный стереотип, который непосредственно связан с осознанием целостности такой общности, как «русские» или «славяне»). С другой стороны, социальные стереотипы лишают нас возможности воспринимать реальность объективно (среди так называемых «лиц кавказской национальности» есть немало достойных людей, хотя немало и тех, кто заслуживает негативного отношения или даже наказания).
X. |
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Социальные изменения — это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития.
С понятием социальной эволюции связывают:
• постепенное накопление изменений;
• естественно обусловленный характер этих изменений;
• органический характер процессов, обусловливающий
развитие всех процессов на основе естественных фун
кциональных взаимосвязей.
С понятием социальной революции связывают:
• относительно быстрые изменения;
• субъективно направляемые изменения на основе зна
ния;
• неорганический характер процессов.
Существуют три точки зрения на процессы развития
общества.
1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий развития; на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества.
Одной из наиболее известных социологических концепций данного типа является схема развития общества, которую попытался построить К. Маркс, хотя сам Маркс опирался в своих размышлениях на концепцию истории Гегеля. Он предложил выделить несколько следующих друг за другом общественно-экономических формаций, причем основанием для их выделения были уровень развития производительных сил и производственных отно-
Социальные изменения
Социальные изменения
шений. В соответствии с этим были описаны первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Другим хрестоматийным примером такого способа рассмотрения социальных, равно как всех остальных, изменений является идея эволюционизма, которая в науке об обществе получила название «социального дарвинизма».
Данный тип объяснения, а точнее, описания и представления социальных процессов имеет глубокие истоки в христианской традиции, в соответствии с которой мир был создан богом и впоследствии — после Страшного суда — прекратит свое существование.
Основным положением подобных подходов к описанию развития общества является утверждение о наличии постепенных глобальных изменений, которые претерпевают все без исключения общественные системы. Следовательно, это универсальный процесс, который не знает исключений. Можно выделить несколько направлений, в которых происходят такие изменения:
• изменения способов накопления и передачи соци
ального опыта: с этой точки зрения можно разли
чать дописьменные и письменные способы (иногда этот
перечень дополняют электронными технологиями);
• изменение способов добычи средств существова
ния: здесь различают общества, обеспечивающие
жизнь а) охотой и собирательством, б) скотоводством
и земледелием, в) промышленным производством,
которое характеризует индустриальное общество, и
г) высокими технологиями, которые свойственны так
называемому постиндустриальному обществу; термин
«постиндустриальное общество» был предложен со
циологом Д. Белл ом;
• уровень сложности общества.
Сторонниками данного подхода к описанию социальных изменений были Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, А. Тоффлер, Д. Белл и др. Такие ученые, как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, рассматривали развитие общества как
постепенный переход от неразвитого состояния, характеризующегося отсутствием значительной дифференциации внутри подсистем, к более сложным дифференцированным системам. В настоящее время крайне популярной среди социологов является концепция индустриального общества. Она предполагает, что к настоящему моменту общество прошло три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную (то есть стадию, на которой мы сейчас находимся). Если индустриальное общество характеризуется развитой автоматизацией и механизацией, то в постиндустриальном обществе наибольшую ценность приобретают информация, интеллект, знание. Авторами этой концепции являются Р. Арон и У. Ростоу.
2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой, в которой циклические процессы очень распространены (смена дня и ночи, смена времен года, рождение и смерть и т.д.).
Соответствующим образом выделяются и циклы в жизни общества. Так, например, период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д.
Существует несколько форм циклических процессов.
а) Маятниковые изменения, как это явствует из их
названия, аналогичны движению маятника. В качестве
примера можно привести спады и периодический рост
производства.
б) При волновых процессах растет и падает количе
ство каких-то фактов или событий на определенный пе
риод времени, например, числа технических нововведе
ний. Принципиально важно, что данная модель не может
быть распространена на маятниковые изменения. И дей
ствительно, к экономическому росту такую метафору при
менить трудно.
Социальные изменения
Социальные изменения
в) Наконец, в основе спиралевидного процесса лежит принцип «возвращение к старому на новом уровне». Так, например, можно провести аналогию между колониальной политикой европейских стран Нового времени, проявлявшейся в первую очередь в виде завоеваний новых территорий, и современным американским экономическим «колониализмом», который не стремится к политическому господству над другими государствами (по крайней мере непосредственно), но делает их зависимыми от американской экономики, совершая инвестирование экономики данного государства, создавая на их территории подразделения своих компаний, и т.д.
Другим ярким проявлением циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, — от возникновения через расцвет к распаду. В качестве основы при осмыслении социокультурных процессов эту идею использовали такие ученые, как Д. Вико, Н. Данилевский, О. Шпенг-лер и др.
3. Нелинейная схема представления социальных изменений возникла в результате критики линейной схемы. Сторонники нелинейного подхода обратили внимание на тот факт, что общество не является совершенно закрытой системой, поскольку взаимодействует со средой (это не стоит путать с разграничением открытых и закрытых обществ). Линейная же схема предполагает, что общество развивается как замкнутая в себе сущность, не имеющая таких связей с окружающей средой, которые могли бы повлиять на ее развитие.
Кроме того, из социальных изменений исключается такая важная характеристика, как их возможная случайность. Существование любой системы представляет собой чередование состояний равновесия и неравновесия; из последних система стремится выйти как можно быстрее, для чего разрабатываются специальные процедуры. Однако история знает множество случаев, когда социальная система была не в состоянии восстановить равно-
весне при помощи обычных способов. В такие моменты возникает состояние выбора между несколькими различными вариантами, которые не укладываются в рамки предыдущего поведения системы, то есть не могут быть предсказаны с точки зрения ее более раннего поведения. Следовательно, процесс социального изменения далеко не всегда логичен и далеко не всегда может быть объяснен при помощи причинно-следственных отношений.
XI. |
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
4% Понятие социального конфликта.
Функции конфликта
В целом конфликт можно определить как столкновение индивидов, социальных групп, обществ, связанное с наличием противоречий или противоположных интересов и целей.
Конфликт привлекал социологов конца XIX и начала XX в. Карл Маркс предложил дихотомическую модель конфликта. В соответствии с ней в конфликт всегда вовлечены две стороны: одна из них представляет труд, другая — капитал. Конфликт является выражением данного противостояния и в конечном счете приводит к трансформации общества.
В социологической теории Г. Зиммеля конфликт представлялся как социальный процесс, имеющий не только негативные функции и не обязательно приводящий к изменению общества. Зиммель полагал, что конфликт консолидирует общество, так как поддерживает стабильность групп и слоев общества.
Однако в середине прошлого столетия интерес ученых к конфликту заметно уменьшился. В частности, причиной этому послужила такая особенность концепции функционалистов, как рассмотрение культуры и общества как унифицирующих и гармонизирующих механизмов. Естественно, с точки зрения такого подхода конфликт не мог быть описан.
Лишь во второй половине XX в., а точнее, начиная примерно с 1960-х гг., конфликт начал постепенно восстанавливать свои права социологического объекта. В этот период ученые, опиравшиеся на идеи Г. Зиммеля и К. Маркса, попытались возродить рассмотрение общества с точки зрения конфликта. Среди них следует назвать прежде всего Р. Дарендорфа, Л. Козера и Д. Локвуда.
Понятие социального конфликта. Функции конфликта
Существует два основных подхода к осмыслению конфликта.
Марксистская традиция рассматривает конфликт как явление, причины которого кроются в самом обществе, прежде всего — в противостоянии классов и их идеологий. Как следствие, вся история в трудах марксистски ориентированных социологов предстает как история борьбы угнетателей и угнетенных.
Представители немарксистской традиции (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) рассматривают конфликт как часть жизни общества, которой необходимо уметь управлять. Естественно, в их подходах есть и содержательные различия, однако принципиально важно, что социологами немарксистской ориентации конфликт рассматривается как социальный процесс, который не всегда ведет к изменению социальной структуры общества (хотя, конечно, и такой исход возможен, особенно в том случае, если конфликт подвергся консервации и не был своевременно разрешен).
Элементы конфликтной ситуации. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Среди участников конфликта различают оппонентов (т.е. тех людей, которые заинтересованы в объекте конфликта), вовлеченные группы и заинтересованные группы. Что касается вовлеченных и заинтересованных групп, то их участие в конфликте вызывается двумя причинами или их сочетанием: 1) они способны повлиять на исход конфликта, либо 2) результат конфликта затрагивает их интересы.
Объект конфликта — это тот ресурс, на который распространяются интересы сторон. Объект конфликта неделим, поскольку либо его сущность исключает деление, либо он представлен в рамках конфликта как неделимый (одна или обе стороны отказываются от деления). Физическая неделимость не является обязательным условием конфликта, поскольку нередко объект может допускать использование обеими сторонами (например, одна сторо-
Понятие социального конфликта. Функции конфликта
на запрещает другой использовать определенное место для стоянки автомобиля, не имея на это прав).
Все перечисленные критерии относятся к статическому рассмотрению конфликта. Что касается его динамики, то обычно выделяют следующие этапы протекания конфликта:
1. Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не
осознаются участниками конфликта. Конфликт проявля
ется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией.
Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их
достижения не всегда выливается в конфликт: противо
положная сторона иногда либо смиряется с несправедли
востью, либо ждет своего часа, затаив обиду. Собственно
конфликт начинается с определенных действий, которые
направлены против интереса другой стороны.
2. Формирование конфликта. На этой стадии форми
руются противоречия, четко осознаются претензии, кото
рые могут быть высказаны противоположной стороне в
виде требований. Оформляются группы, принимающие
участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Проис
ходит демонстрация своих аргументов и критика аргу
ментов противника. На данном этапе нередко стороны
могут скрывать свои планы или аргументы. Использует
ся также провокация, то есть действия, которые направ
лены на формирование выгодной одной стороне обществен
ного мнения, то есть благоприятного об одной стороне и
неблагоприятного — о другой.
3. Инцидент. На данном этапе происходит событие,
которое переводит конфликт в стадию активных действий,
то есть стороны решают вступить в открытую борьбу.
4. Активные действия сторон. Конфликт требует боль
шого количества энергии, поэтому он быстро достигает
максимума конфликтных действий — критической точ
ки, а затем быстро идет на убыль.
5. Завершение конфликта. На этом этапе конфликт
завершается, что, однако, не означает, что притязания
Понятие социального конфликта. Функции конфликта
сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта.
В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не означает, что другая проиграла. На более конкретном уровне справедливо будет сказать, что существует три исхода: «выигрыш — проигрыш», «выигрыш — выигрыш», «проигрыш — проигрыш».
Впрочем, такое представление исхода конфликта достаточно неточно. Дело в том, что есть варианты, которые не укладываются в полной мере в исходную схему. Что касается случая «выигрыш — выигрыш», то, например, компромисс не всегда можно считать победой обеих сторон; сторона нередко добивается компромисса лишь для того, чтобы ее оппонент не смог считать себя победившим, и это происходит даже в том случае, если компромисс для нее так же невыгоден, как и проигрыш.
Что касается схемы «проигрыш — проигрыш», то в нее не укладываются в полной мере случаи, когда обе стороны становятся жертвами некоей третьей стороны, которая пользуется их раздором для получения выгоды. Кроме того, наличие конфликта может стать для незаинтересованной или мало заинтересованной третьей стороны причиной того, что ценность передается лицу или группе, которые вообще не участвовали в конфликте. Например, нетрудно представить себе ситуацию, в которой руководитель предприятия отказывает двум сотрудникам в оспариваемой ими должности и отдает ее третьему лицу только потому, что, по его мнению, данные обязанности сможет выполнять лишь человек, который не вступает в конфликты.
По мнению Л. Козера, основными функциями конфликта являются:
1) образование групп и поддержание их целостности и
границ;
2) установление и поддержание относительной стабиль
ности внутригрупповых и межгрупповых отношений;
8. Зак 486
Понятие социального конфликта. Функции конфликта
3) создание и поддержание баланса между противо
борствующими сторонами;
4) стимулирование создания новых форм социального
контроля;
5) создание новых социальных институтов;
6) получение информации об окружающей среде (а точ
нее, о социальной реальности, ее недостатках и достоин
ствах);
7) социализация и адаптация конкретных индивидов.
Хотя конфликт обычно приносит только дезорганизацию и вред, можно выделить следующие позитивные функции конфликта:
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!