Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная структура 3 страница



Как уже указывалось, термин «культура» может ис­пользоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отлича­ется от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные чер­ты, которые проявляются при культурных контактах.

Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся эле­менты, которые могут быть названы культурными уни­версалиями. Культурные универсалии — это такие чер­ты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые прису­щи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним зна­чимость различия между людьми по возрасту, использо­вание нательных украшений, спорт, космологию, гадание,





Понятие культуры

танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 уни­версалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению куль­турных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип:
«Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее цен­
ностей и норм». Другими словами, релятивизм отрицает
существование культурных универсалий и утверждает,

ito в культурах есть лишь специфичное, а любое описа­ние одной культуры возможно лишь с позиции другой. Следовательно, сравнительное изучение культур оказы­вается невозможным, так как нет ничего общего, что можно было бы взять в качестве точки отсчета для срав­нения;

2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя куль­
тура — лучшая, а остальные — хуже». На самом деле
сторонники этого подхода не определяют свою позицию
таким образом; скорее, эта формулировка, как и сам яр­
лык «этноцентризм», была бы уместной в устах их крити­
ков. С точки зрения «этноцентризма» различий между
.сультурами нет, то есть реальная действительность в одина-
^овой степени доступна для представителей всех националь­
ностей и никак не искажается культурной картиной мира.

"5 результате специфичное в других культурах просто не оамечается.

На самом деле ярлык «этноцентризм» более уместен рименительно к опасности, которую влечет за собой по­добный подход, — опасности давать оценку и интерпре­тировать факты с позиций своей собственной культуры. Естественно, такой подход возможен и имеет право на существование. Однако он совершенно не способствует пониманию между культурами и, в конечном счете, гро­зит культурным милитаризмом.


Основные элементы и функции культуры

£ Основные элементы и функции культуры

К основным элементам культуры относят:

1) ценности — признанные всем обществом или боль­
шей его частью представления о том, к каким целям дол­
жен и/или может стремиться человек, а к чему он стре­
миться не может (например, десять христианских запо­
ведей);

2) нормы — правила и стандарты поведения, которым
должен следовать человек, если он разделяет систему
ценностей культуры. Нормы поддерживаются санкция­
ми, то есть наказаниями и наградами за их нарушение.
Соответственно, санкции могут быть негативными и по­
зитивными;

3) обычаи — установившиеся схемы (паттерны) пове­
дения, обязательно на уровне культуры в целом; их мож­
но охарактеризовать как культурные привычки;

4) этикет — совокупность правил поведения по отно­
шению к другим людям, включающая особые традиции,
ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом
или его частью и могут иметь религиозное, философское
или какое-то другое обоснование; как правило, этикет
характерен для высших слоев общества;

5) традиции — совокупность элементов культурного
наследия, которые передаются из поколения в поколение
и являются ценностью в рамках данной культуры;

6) язык — совокупность знаков, используемая члена­
ми общества для коммуникации, а также в рамках вто­
ричных моделирующих систем (художественной литера­
туре, поэзии, ритуальных текстах и т.д.). Язык представ­
ляет собой систему, отражающую и поддерживающую кар­
тину мира, характерную для данной культуры, а также
обеспечивающую социальный контроль (поскольку норма
не может существовать, не будучи выраженной языком);

7) обряд — совокупность коллективных действий, воп­
лощающих в себе определенные представления и ценнос-





Основные элементы и функции культуры


Формы и виды культуры



ти данного общества и вызывающих у всех носителей данной культуры аналогичные чувства; такие чувства могут носить коллективный характер.

Выделяют следующие функции культуры.

а) Кумулятивная функция направлена на накопле­
ние и сохранение опыта, полученного культурой в резуль­
тате взаимодействия индивидов внутри культуры и взаи­
модействия с другими культурами. Существование этой
функции позволяет определить культуру как особое сред­
ство передачи социальной информации.

б) Коммуникативная функция связана с передачей
сообщений в ходе совместной деятельности, а также пред­
полагает трансляцию социального опыта (в том числе
межпоколенческого).

в) Регулятивная функция культуры заключается в
гом, что общество создает ориентиры для человеческих
действий и систему контроля за этими действиями.

г) Интегрирующая функция обеспечивает целостность
культуры, осознание данной целостности индивидами,
принадлежащими к ней. Данная функция осуществляет­
ся за счет создания системы значений, ценностей и норм,
которые выступают гарантом стабильности социальных
систем.

Все это дает возможность определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем.


£ Формы и виды культуры

Различают три формы культуры:

1) народная культура — это произведения искусства,
в том числе и прикладного, которые создаются непрофес­
сиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы,
предания и т. д. Основное проявление народной культу­
ры — фольклор; однако его отличительной чертой явля­
ется локализованность, то есть привязанность к опреде­
ленной территории, что не является обязательным при­
знаком для народной культуры;

2) элитарная культура — это произведения искусст­
ва, восприятие которых требует высокого уровня образо­
вания; к ней относят академическую музыку, литературу
и изящные искусства. Произведения элитарной культу­
ры создаются привилегированной частью общества либо
по ее заказу. Как правило, при помощи этого термина
обозначают то, что непонятно цля широкого круга людей
и потребляется только искушенной частью общества;

3) массовая культура — явление, возникшее в XX в.
вследствие развития средств массовой информации, ко­
торые обладают огромной аудиторией. В результате куль­
турные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не
обязательно языковые) стали доступными одновременно
для очень большого числа людей. Массовая культура до­
ступна для всех слоев и социальных групп. Она может
быть как национальной, так и общей. Термин «массовая
культура» часто связывается с индустрией культуры и
употребляется в уничижительном смысле.

Выделяют также виды культуры:

1) доминирующая культура - - культура, которую
разделяют большинство членов того или иного сообще­
ства, антоним контркультуры;

2) субкультура — культура, выработанная в той или
иной социальной группе, в том или ином сообществе.
Употребление этого термина предполагает наличие куль-





Формы и виды культуры


Культурная динамика



туры, которая охватывает более широкий круг людей. Например, субкультурой можно считать культуру любой национальности по отношению к общечеловеческой куль­туре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной культуре и т. д.;

3) контркультура — совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и т. д., выработан­ная членам какого-то сообщества в противовес общепри­нятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.


£ Культурная динамика

Культурная динамика — изменение черт культуры в пространстве и времени.

Культурная динамика описывается при помощи сле­дующих понятий:

1. Инновация — это создание или признание новых
элементов культуры, особенно в тех случаях, когда они
опираются на нечто уже известное и принятое данной
культурой.

Открытие — разновидность инновации, акт получе­ния качественно новых знаний о мире, которые описыва­ют то, что ранее не было известно.

Изобретение — разновидность инновации, создание новой комбинации уже известных фактов или элементов.

2. Диффузия — проникновение черт одной культуры
в другую культуру либо взаимный «обмен» культурны­
ми чертами. Диффузия всегда происходит в условиях
культурного контакта и, следовательно, всегда предпо­
лагает наличие контакта; культурный контакт, напро­
тив, не всегда предполагает диффузию, так как может
завершаться без каких-либо последствий.

То, имеет ли культурный контакт диффузию культур­ных черт в качестве результата, во многом зависит от того, к какому типу принадлежит общество, является ли оно открытым или закрытым. Естественно, открытое общество более подвержено заимствованию культурных черт, чем закрытое. Кроме того, это зависит и от «внут­реннего устройства» культуры: если культура полисти-листична, то есть допускает множество ценностных сис­тем, множество способов организации жизни и придания ей смысла, то она будет более расположена и более терпи­ма к заимствованию из другой культуры; если же она моностилистична, то неприятие «инородных тел» будет более сильным. Следовательно, можно сказать, что поли-стилистичные культуры имеют более высокий «им-




Культурная динамика

мунитет» ко всему чуждому, но в то же время больш^ рискуют утратить свое своеобразие.

В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты и заимствует их, не принимая другие. Это свой­ство диффузии называется селективностью. Выделяется несколько факторов селективности:

а) культура еще не достаточно развита для того, чтобы
воспринять то или иное явление, ту или иную черту дру­
гой культуры;

б) культура посредством ценностной системы и систе
мы норм налагает запрет на заимствование любых или
некоторых черт другой культуры;

в) носители культуры полагают, что новые явления не
нужны им;

г) с точки зрения культуры любые нововведения или
данное нововведение способно разрушить существующее
положение вещей.

3. Культурный лаг — понятие, введенное Уильямов
Огборном, которое обозначает неравномерное развитие
культуры, когда одни сферы (части) культуры развива­
ются быстрее, чем другие.

В частности, по мнению У. Огборна, сфера нематери • альной культуры развивается медленнее, чем сфера ма­териальной культуры, а следовательно, первая обычно как бы «запаздывает». П. Сорокин, напротив, полагал, что быстрее развивается нематериальная культура, что пре­пятствует достаточно быстрому развитию духовной куль­туры.

4. Культурная трансмиссия — процесс трансляции
(передачи) элементов культуры от одного поколения к
другому. Именно благодаря культурной трансмиссии куль­
тура является непрерывным феноменом, основанным на
преемственности. Естественно, в процессе такой переда­
чи «захватываются» и новые элементы, являющиеся ин­
новациями. Кроме того, культурная трансмиссия пред­
полагает и некоторые искажения, которые вносятся осо­
бенностями тех, кто передает и получает.



Культурная динамика

Культурная трансмиссия представляет собой процесс, характеризующий культуру в целом. На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация — усвоение индивидом черт и элементов культуры (это понятие ана­логично понятию социализации).

С культурной трансмиссией связано такое понятие, как аккумуляция — процесс накопления культурной ин­формации, при котором количество отбрасываемых ста­рых знаний и стереотипов меньше, чем количество но­вых знаний.



Типология культур (по П. Сорокину)

£ Типология культур (по П. Сорокину)

По мнению П. Сорокина, в основе каждой культуры лежит особое мировоззрение. В соответствии с их различ­ными видами Сорокин выделяет четыре типа социокуль­турных суперсистем: чувственный, когда мировоззренчес­кие установки опираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеали­стический, включающий в себя и чувства и интуицию, и эклектичный тип культуры. Каждому из первых трех ти­пов мировоззрения соответствует три вида истины: чув­ственная, духовная (интуиция) и рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.

Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определенный тип культуры. Существует, по мнению Со­рокина, два основных и два промежуточных типа.

1. В идеациональной культуре, первом из основных типов, мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господ­ствующих идеях. Примером такой культуры, по Сороки­ну, является европейское средневековье, культура брах­манской Индии, лаоистская и буддийская культуры, гре­ческая культура VIII—VI вв. до н. э.

В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, инту­ицию, мистический опыт. Рациональное познание отверга­ется, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и воз­можности преобразования действительности. Люди куль­туры идеационального типа не стремятся к естественно­научному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существо­вания иного мира. Ярким примером такого мировоспри­ятия и типа культуры предстает европейское средневеко-


Типология культур (по П. Сорокину)

вье IX—XII вв., где господствующее место в сознании зани­мала религия, пронизывая все формы жизнедеятельности. Искусство в идеациональной культуре тяготеет к услов­ности, символичности, создается в соответствии с опреде­ленными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасные арабески мусуль­манских орнаментов).

2. Для чувственного типа культуры характерна сен-
сорность: внимание переносится на чувственно осязаемые
предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие
земному миру. Именно признание того, что объективная
реальность и смысл ее сенсорны, «провозглашается на­
шей современной культурой во всех ее основных компо­
нентах: в искусстве и науке, философии и псевдорели­
гии, этике и праве; в социальной, экономической и поли­
тической брганизациях, в образе жизни и умонастроени­
ях людей».

Для чувственной культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном опыте, посредством слу­ха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сен­сорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путем. Причем опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизи­руется. С этого времени начинает быстро развиваться тех­ническое и естественнонаучное знание, возникает индук­тивная философия.

В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воп­лощения художественных образов были частично симво­личными, частично реалистическими.

3. Идеалистический тип культуры, принадлежащий
к переходным, характеризуется тем, что значение идей и





Типология культур (по П. Сорокину)

чувственно осязаемых предметов становится равноправ­ным, происходит как бы гармоничное слияние двух ти­пов мировоззрения в единое целое (примером в европей­ской культуре могут послужить эпоха античности и Воз­рождения).

4. Эклектичный тип культуры предполагает противо­стояние чувственных и идеациональных элементов миро­ощущения.

Между двумя основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалис­тический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гар­моничном единстве (идеалистический тип), либо во фраг­ментарном, эклектическом нагромождении и противосто­янии друг другу.


Концепция социокультурной динамики П. Сорокина

Концепция социокультурной динамики П. Сорокина

Концепция социокультурной динамики П. Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линей­ности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессов культуры.

Модель динамики культуры, построенная Питиримом Сорокиным, представляет собой последовательную сме­ну определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокуль­турной системы (искусство, религия, философия, наука, мораль, право, политика, экономика). Причем в дина­мике каждой из этих сфер прослеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Соро­кин выделяет:

1) идеациональную стадию, в которой преобладают
процессы познания. На этой стадии происходит освое­
ние мира, создаются разнообразные (предметные, линг­
вистические, познавательные, технологические, норма­
тивные) формы, позволяющие создавать организацион­
ные структуры;

2) идеалистическую стадию, где ведущей становится
идеология. На данной стадии эти формы фиксируются в
качестве культурных норм, накладывающих определен­
ные ограничения на человеческую деятельность. Таким
путем складывается, например, стиль в искусстве, фор­
мируется свод законов, появляется религиозная доктри­
на и научная парадигма;

3) чувственную стадию с доминированием сенсорного
переживания. На третьей стадии сложившиеся и устояв­
шиеся рамки социокультурных норм становятся слиш­
ком узкими для приобретенного инновационного опыта,
что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному
переживанию для обоснования своих действий.



Концепция социокультурной динамики П. Сорокина

В соответствии с этой концепцией культуры приводят­ся в движение силами, которые заложены в них самих. Развитие этих сил в идеациональном и чувственном типах происходит до предела, после чего начинается откат «вол­ны». Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либо через эклектичный типы, которые Сорокин определял как пере­ходные. Сорокин оптимистически характеризует истори­ческий процесс: если культура находится в кризисе (как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа.

Культура реализует основополагающий принцип ми­роощущения и мировоззрения во всех своих элементах, то есть системах «низкого уровня» (языке, науке, этике и т. д.). Это касается в том числе и искусства, религии, политики, права, морали, причем в каждом отдельном феномене культуры присутствует «ядро» и «периферия». Доминирующие черты каждого отдельного феномена пред­ставляют собой основополагающий принцип, ценность данного типа культуры. Так, для европейского средневе­ковья главной истиной являлся Бог.

Сорокин иллюстрирует свою концепцию суммарными статистическими данными. Например, живопись и скульп­тура средневековой Европы (идеациональный тип) были преимущественно религиозными, становясь в большей степени светскими в XIX—XX вв.

Этические идеалы и юридические нормы также в обоб­щенном виде создают идеациональную, идеалистическую и чувственную систему этики и права. В идеациональном умонастроении (иудаизм, христианство, индуизм, буд­дизм, зороастризм, ислам и др.) высшей этической цен­ностью признается сверхчувственный мир, тогда как чув­ственный мир считается второстепенным. Нормы этики и права исходят от Абсолюта и закрепляются в священ­ных текстах. К чувственным удовольствиям все идеацио-


Концепция социокультурной динамики П. Сорокина

нальные системы относятся негативно, так как главной целью становится путь достижения потустороннего.

Чувственные этические нормы приближены к земным удовольствиям, так как ориентированы на получение наслаждения от жизни, чувственная этика подразумева­ет комфорт и максимальное удобство. Подобную картину можно увидеть и в динамике правовой культуры. Свод законов в идеациональной системе дается Абсолютом, то есть Божеством, их мудрость неоспорима. В чувственной культуре правовая система создается человеком и направ­лена большей частью на подчинение одной группы людей другой. В законы постоянно могут вноситься некоторые изменения, если это в интересах правящей верхушки. Целью правовой санкции становится перевоспитание пре­ступника, безопасность общества или возмездие. Все от­ношения в чувственной культуре складываются либо на основе договора, соглашения сторон, либо являются об­щеобязательными, так как навязываются властными структурами.

Идеалистические этические нормы есть синтез идеа-циональных и чувственных систем. Они включают в себя и признание Абсолюта как высшей ценности, и поло­жительную оценку чувственных ценностей.





Цивилизация. Культурно-исторические типы

о

* Цивилизация

Цивилизация — это синоним культуры. Цивилизация — это уровень, ступень общественного развития, материаль­ной и духовной культуры. В другом значении цивилиза­ция — это ступень развития, следующая за варварством. Существуют древние цивилизации и современные циви­лизации, западные и восточные типы цивилизаций.

Современная цивилизация — это индустриальная цивилизация. Она характеризуется развитием капитала, возникшего в результате технических предпосылок для ускорения производственного процесса, новыми ценнос­тями, отметающими средневековые ценности, парламен­таризмом — системой правления, для которой характер­но наличие представительного органа — парламента, осу­ществляющего законодательную власть, внутреннюю и внешнюю политику правительства.

Западный тип цивилизации возник в бассейне Среди­земноморья и, пройдя ряд стадий, привел в XIX—XX вв. к возникновению так называемых современных обществ в Западной Европе и Северной Америке, для которых свой­ственно интенсивное производство. Европейская цивили­зация выдвинулг в качестве важнейшей ценности неза­висимую, автономную личность, что, в свою очередь, по­служило основой для выработки идей о гражданском об­ществе и правовом государстве. Другой тип современной цивилизации — это незападные цивилизации, или тра­диционные общества. В них первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития.

Слово «цивилизация» появилось в середине XIX в. во Франции. Оно употреблялось в том же значении, что и слово «культура», так что «цивилизованный» означало прежде всего «культурный». Такое же использование данного термина характерно и для английской традиции.

Однако в немецкой традиции термин «цивилизация» имеет негативные оттенки, поскольку цивилизация отож-


Цивилизация. Культурно-исторические типы

дествляется в первую очередь с техническим развитием и массовым обществом, а следовательно, и со стандартиза­цией и усреднением, тогда как «культура» представляет­ся как совокупность достижений искусства и сфера лич­ного совершенствования. Различение цивилизации и куль­туры восходит к трудам И. Канта и Ф. Тенниса.





Социология религии


Социология религии



£ Социология религии

Социология религии является составной частью науки об обществе — социологии. О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм поставили перед собой задачу решения общественных про­блем, в том числе и проблему религии, на основе исполь­зования научных методов познания действительности.

О. Конт, решая вопрос о том, что лежит в основе соци­ального порядка, сформулировал закон о трех последова­тельных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и научной. По Конту, на теологической стадии, которой соответствует длительный период исто­рии, вершиной которого является Средневековье, чело­век объясняет все явления на основе религиозных пред­ставлений, оперирует понятием «сверхъестественного». Стабильность общественной системы сохраняется благо­даря тому, что человек верит в богов или в единого бога.

На второй, метафизической, стадии человек пытается дать всему объяснение при помощи абстрактных сущно­стей и причин (эпоха Просвещения). Разрушая религиоз­ные представления, она подготавливает приход третьей стадии — позитивной, или научной. Наука, по мнению Конта, призвана заменить религию как новое мировоз­зрение и стать связующей силой, обеспечивающей ста­бильный порядок.

Несмотря на то, что Конт подробно занимался изуче­нием религии, основателями социологии религии стали М. Вебер и Э. Дюркгейм.

М. Вебер определял объект социологии как социаль­ное поведение. По Веберу, поведение приобретает такую черту, как социальность, лишь в том случае, если оно осмысленно, субъективно и определенным образом соот­носится с поведением других людей.

Что касается осмысления религии, то, с точки зрения Вебера, социолог, в отличие от теолога и философа, не должен затрагивать вопросов о происхождении религии


и ее сущности. Внимание социолога должны привлекать условия существования религии.

Другими словами, для социолога религия является лишь одним из многих типов мотивации социального поведения людей, способов придания им смысла. Следо­вательно, социология не должна выходить за пределы мотивирующего воздействия религиозных идей и пред­ставлений при объяснении того, как и почему они оказы­вают влияние на общественную жизнь.

С точки зрения Вебера, религия представляет собой социокультурный институт. Последний обладает черта­ми, которые делают его промежуточным явлением меж­ду культурой и социальным институтом. Он задает сферу смыслов и ценностей, поскольку на основе религиозных установок человек осмысляет события своей жизни, на­ходит их осмысленными или бессмысленными. Религи­озное истолкование мира оказывается средством регуля­ции поведения, поскольку создает систему ценностей и норм, в соответствии с которыми индивид должен оцени­вать свои собственные действия и действия других лю­дей. Однако в то же время он является частью общества.

Вебер показал, что тогда как одни религии стимули­руют уход этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие подвигают его на завоевание и преобразование (например, христианство в его протестантской разновидности). Вебер утверждал, что религией обусловлено не только повседневное поведение верующих (то есть поведение в соответствии с картиной мира), но и такая, казалось бы, отдаленная сфера, как экономическое поведение. Вебер обосновал ее влияние на становление и развитие индустриального общества.

Однако связь религии и других сфер общества, по мне­нию Вебера, не является односторонней. По его мнению, в каждой религии можно выделить те слои, влияние кото­рых было определяющим на практическую этику соответст­вующей религии (в конфуцианстве — это бюрократия, в индуизме — овладение ведической образованностью брах-





Социология религии


Социология религии



мы, в буддизме — монашество, в христианстве — город­ские ремесленники и т.д.).

В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) Вебер привел сравнительный анализ наиболее зна­чимых религий и проанализировал взаимодействие эко­номических условий, социальных факторов и религиоз­ных убеждений.

В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, на основании которых он приходит к следующим выводам:

— протестанты преобладают среди владельцев капита­ла, предпринимателей и высших квалифицирован­ных слоев рабочих;

-если среди католиков преобладают люди с гумани­тарным образованием, то среди протестантов, готовя­щихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни, больше людей с техническим образованием; -национальные и религиозные меньшинства, проти­востоящие в качестве подчиненных какой-либо дру­гой «господствующей» группе, не концентрируют свои усилия в области предпринимательства и тор­говли.

По мнению Вебера, причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии», 1 hp только в историке-политическом положении.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 714 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...