Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Российское государство охраняло интересы православия, запрещало иноверцам миссионерскую деятельность, за выход из православия полагалось уголовное наказание. Обращение в православие давало привилегии иноверцам, ликвидировались ограничения для иудеев, и т. д.
Законы сохраняли преемственность с петровским Духовным регламентом и в определении отношений РПЦ с самодержавием, которое было фактически поставлено в положение главы церкви. Отсюда обвинение В. Г Белинского РПЦ — «угодница кнута и деспотизма». Проблема взаимоотношений РПЦ и государства встала в повестку дня в середине 50-х гг. в связи с подготовкой отмены крепостного права, что связано с возрастающей в перспективе ролью белого духовенства в контроле за умонастроениями свободного крестьянства. Секретный комитет по подготовке реформы предполагал обнародовать реформу через церкви. Однако это не стало фактом, так как было бы слишком очевидно, что РПЦ входит в госструктуры и стала охранительной силой государства, его идеологией.
При Александре И обер-прокурор к середине века стал по положению равен уже министру, он присутствовал в правительстве, составлял списки кандидатов на должности, давал заключения по всем хозяйственным делам. При Александре II роль обер-прокурора в управлении РП Ц была чрезвычайно велика. Весь аппарат управления РПЦ был предельно централизован, бюрократизирован, в то Бремя как белое духовенство жило на грани бедности, не имело перспектив карьеры. Это вызывало потребность реформирования РПЦ.
Церковная реформа была начата новым обер-прокурором Синода графом Дм. Толстым. Он был из знатного рода, но беден, женат на нелюбимой, но богатой дочери губернатора. О нем говорили, что он вскормлен слюной беше-
I
267 Раздел 5- Расцвет и кризис Российской империи...
ной собаки. Толстой резко выступал против крестьянско-аграрной реформы. Лучшим руководством для управления РПЦ он считал Духовный регламент Петра, духовенства не любил и относился к нему с презрением. В светских школах насаждал древние языки в ущерб реальному образованию. В то же время он расширил сеть церковно-приходских школ и повысил их уровень, боясь развития атеизма. Он хотел переделать церковный суд по образцу светского, попирая нормы канонического права.
Церковная реформа имела своего настоящего автора и мотор — П. Валуева — министра внутренних дел, который призвал царя проявить заботу о белом духовенстве по всей России. С этой целью было создано Главное присутствие с архиереями, которые должны были найти способы материального обеспечения приходского духовенства, увеличения его личных прав, предоставления светского образования детям духовенства и участия духовенства в приходских училищах. Комитет подготовил Широкую программу поиска средств для решения финансовых лроблем и подготовки правовых актов.
Создавались цер ков но-приходские попечительства и братства, сокращалось количество приходов и причтов. Важным направлением реформы была ликвидация сословной замкнутости духовенства. В частности, закон 29 мая 1869 г. объявил детей духовенства не принадлежащими сословию, хотя сохранил за ними право учиться в семинариях и" освободил от армии. По закону 1871 г. они получали звания дворян или почетных граждан, что давало им право продвигаться по гражданской службе. Дети духовенства составляли после реформы до трети студенчества. В духовном образовании вводились университетские уставы. Но священники в своей массе были недовольны либеральными началами, не желали по новым правилам служить в светской школе и подчиняться гражданским лицам. В целом реформа не решила всех своих задач, повторив судьбу крестьянской реформы. Более того, именно из среды духовенства вышло много революционеров, радикалов всех мастей, а сама церковь не смогла удержать нацию от раскола, от социально-классовой дифференциации и от проникновения духа экстремизма.
В 1880 г. обер-прокурором стал Константин Петрович Победоносцев — одна из мрачных фигур в истории РПЦ,
История России в вопросах и ответах
Раздел 5- Расцвет и кризис Российской империи...
пробывший на посту до 1905 г. Победоносцов боялся образованного духовенства и закрывал места в семинариях и академиях, запретил общество любителей духовного просвещения. Победоносцев хотел изолировать белое духовенство от гражданского общества и господствующей сельской культуры. Но его власть была недостаточна, чтобы остановить прогресс. Хотя Победоносцев вместе с политическим режимом пытался заморозить развитие РПЦ, новые тенденции проникали в ее лоно. В 1904 г. правительство пообещало ввести закон о веротерпимости. В ответ архиереи призвали поставить РПЦ в равное положение, так как государственное православие в отличие от других конфессий контролируется государством, которое вмешивается в его жизнь. Предполагалось вернуть приходу статус юридического лица, дать возможность духовенству принимать участие в работе земств, выделить для РПЦ места в Госсовете. С. Витте собрал совещание, которое призвало созвать Поместный Собор духовенства и осудило синодально-прокурорскую систему и даже порекомендовало избрать патриарха. Царь сначала согласился, но уступил Победоносцеву и разослал предложения архиереям без Собора. После этого царь откладывал Собор и решение проблемы до самой революции. Кроме того, по самому Собору были большие разногласия о его составе, так как в нем должны были принять участие не только реакционные архиереи, но и выборные от приходского духовенства и мирян, желавшие реформ.
17 апреля 1905 г. Николай II издает указ «О веротерпимости», который отменяет многие ограничения и правила: 1) отпадение от православия перестало считаться преступлением; 2) облегчался переход из одного вероисповедания в другое; 3) расширился круг терпимых религий; 4) разрешены все молитвенные дома, закрытые ранее в административном порядке; 5) разрешалось Закон Божий инословных христианских исповеданий вести на родном языке учащихся учителями того же исповедания. Это была настоящая веротерпимость, которая, однако, не означала решения всех проблем РПЦ.
В 1905 г. образовался Союз церковного обновления, который проповедовал идеи христианского социализма и обновления РПЦ. В первой Государственной Думе 6 священников поддержали левых, а два архиерея — правых.
Синод запретил духовенству поддерживать левых, а тех, кто выступал против — лишил сана, в остальных Думах священники были или центристами, или правыми. Но они отказались создавать свою фракцию, хотя это не уберегло церковь от смуты или раскола. Церковь вступала в полосу смуты, чем воспользовались революционеры.
РПЦ пыталась разрешить противоречия путем подготовки Собора. Пресоборное присутствие разработало рекомендации по обособлению РПЦ от государства. Но царь повелел Собор не созывать даже в год 300-летия династии Романовых. Царь не смог заставить себя лишиться власти над церковью. Потеряв прямую власть над народом, царь воспринимал РПЦ как единственный канал связи с народом и духовной власти. Против патриаршества был и Столыпин. Реформы революции обошли церковь, сохранив обер-прокурора и синодальную бюрократию, черное духовенство. Однако это не остановило кризис государственной церкви, которая разделяла политику монархии, ответственность за империалистическую войну.
Накануне I мировой войны к РПЦ принадлежало 117 млн человек, 48 тысяч храмов, 25 тысяч часовен, 50 тысяч священников, 130 архиереев в 67 епархиях, 35 тысяч школ, 58 семинарий, 4 академии. Но вера народа падала, реально верило около 10% верующих. Падению авторитета церкви способствовали внешняя и внутренняя политика царизма, загнивание церковной иерархии, революционная пропаганда. В результате отказа царя созвать Собор церковь вошла в революцию без внутренней инфраструктуры и сразу после февраля оказалась обезглавленной. В 1917 г. начался новый этап в истории РПЦ и ее взаимоотношений с государством.
Политика Временного правительства была направлена на установление свободы совести. В программном документе «Обращение к гражданам» провозглашалась свобода от сословных, вероисповедных и национальных ограничений. 14 июля вышел указ «О свободе совести», первые строки которого провозглашали: «Каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами ке зависит от принадлежности к вероисповедыванию и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения и в делах веры». Правительство
История России в вопросах и ответах:
дало приходам статус юридического лица. Это меняло имущественный статус церкви. РПЦ стала официальным собственником. Правительство делало шаги по отделению РП Ц от государства. Была ликвидирована должность обер-прокурора Синода, которая символизировала зависимость РПЦ от государства, и учреждено Министерство исповедования. Во главе его был поставлен историк А. Карташов. Он, однако, заявил, что правительство осознает себя стоящим в тесной близости к делам и интересам православной церкви. Реакционные архиереи сопротивлялись полному отделению церкви от государства, в частности отделению школы от церкви. 20 июня вышел закон о передаче церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения, а 14 июля Закон Божий был объявлен необязательным предметом в школах. Однако Поместный Собор РПЦ осудил эти решения. Временное правительство продолжило реализацию своих законов, но ему не хватило времени для разрешения в рамках правового поля всех противоречий в государственно-церковных отношениях.
С. А. Кислицын
5.10. Почему Александр I и Николай I хотели отменить, но не отменили крепостное право?
В современной отечественной историографии наметился интерес к анализу позиций реформаторских сил в России XIX в., деятельности самодержавного аппарата и лично монархов в этом направлении. Авторы приходят к выводу об узости социального слоя, на который можно было опереться в процессе реформирования страны в I половине XIX в. В связи с этим по-новому высвечиваются личности российских императоров Александра I и Николая I, объясняется непоследовательность и половинчатость их реформаторской деятельности.
Для россиян XIX в. начался событием внезапным и чрезвычайным. Проснувшись утром 12 марта 1801 г., они с удивлением узнали, что император Павел внезапно скончался от апоплексического удара. По словам Карамзина, «в домах,
27'. Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
на улицах люди плакали, обнимали друг друга». Чем же объясняется столь неприличная радость по поводу смерти государя, если учесть, что государь в народной культуре Руси — фигура сакральная — помазанник Божий?
Общество, вкусившее плодов «просвещенного абсолютизма», не желало расставаться с той, пусть минимальной, свободой, которую оно обрело в екатерининское царствование, с той политической культурой, которая стала достоянием российской элиты. И судьба Павла была предрешена. Он был убит группой заговорщиков, и о готовящемся заговоре знал его старший сын и наследник — Александр, которому в то время было 23 года. Граф Пален — главный цареубийца — застал его утром 12 марта плачущим и напутствовал таким образом: «Хватит ребячиться! Идите царствовать...»
Александр I направил все силы на создание идеального образа не просто российского самодержца, а просвещенного монарха. Советский историк М. Сафонов нашел дневники Александра, из которых видно, что Александр в юности был республиканцем, почти якобинцем. И это понятно, если учесть, что он родился в 1777 г., в разгар заигрывания Екатерины с просветителями и испытал на себе все приемы интернационального либерального воспитания. В 1784 г. к нему был приставлен в качестве воспитателя швейцарский гражданин Фридрих Лагарп, наивный республиканец, носитель отвлеченных идей XVIII в. И друзья у Александра были с такими же политическими идеалами, именно кружок «молодых друзей» потом превратится в «Негласный комитет», задумавший реформировать Россию.
Молодой монарх — мечтающий о революции и конституции. Почему же мечты, т. е. нравственные ориентиры, не стали реальностью?
Стоя у гроба отпа, Александр понял свою незащищенность, зависимость от дворянской элиты. По воспоминаниям конногвардейского полковника Саблукова, когда Александр увидел изуродованное лицо Павла, накрашенное и подмазанное, чтобы скрыть следы ударов, он был поражен и стоял в немом оцепенении. Тогда императрица-мать обернулась к сыну и сказала: «Теперь вас поздравляю — вы император». При этих словах Александр упал без чувств, так что присутствующие на минуту подумали, что он мертв.
Г
История России в «опросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
Существует универсальное правило социальной психологии, фундаментальный закон группы, в соответствии с которым группа хочет, чтобы соблюдались общепринятые правила поведения. Очевидно, этот закон открылся интуитивно Александру в минуту прощания с телом отца. И ему стало страшно. Страх этот не оставлял его до конца жизни. Ужасная судьба отца и деда, убитых в результате дворцовых переворотов, предостерегала от идеализма и непродуманных шагов, сделала непоследовательным и лицемерным. Наверное, именно это обстоятельство заставило Пушкина увидеть в Александре «властителя слабого и лукавого».
Александр оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон. За спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож, «екатерининские старики» — как их называли — влиятельная, многочисленная, с сильными семейными связями. Главным для этих людей было сохранение дворянских привилегий.
Вся трагедия александровского правления состояла в желании все изменить, ничего не меняя. Но это была установка не только его — а всего дворянского общества в совокупности. По своим нравственным ориентирам оно было разнородно. Несомненно, был слой культурных людей, для которых рабство было нетерпимо. Но сколько их было? Александр издал указ о свободных хлебопашцах в 1803 г. За все годы его царствования — 25 лет — по этому указу помещики освободили примерно 2% крепостных.
Еще раньше, в октябре 1801 г. император получил доклад Лагарпа, в котором проводился анализ положения России и ее готовности к конституции: против реформ будут почти все дворянство, чиновничество, большая часть купечества. Единственная опора реформатора — образованное меньшинство дворян, «молодые офицеры», «несколько литераторов». Сил явно недостаточно, и швейцарец советует не спешить, а использовать огромный авторитет власти для частичных преобразований и особенно для энергичного просвещения нации, чтобы в будущем опереться на образованную молодежь.
Слабость почвенных истоков либерализма в стране, сопротивление помещиков заставили отказаться от планов молодости. Последней попыткой решить крестьянский вопрос была поддержка инициативы эстонского дворянства, заявившего в 1816 г. о своей готовности освободить
крепостных. Утвердив Положение об эстонских и лифлянд-ских крестьянах, по которому они становились лично свободными, а земли оставались собственностью помещиков, Александр надеялся, что эту инициативу подхватят русские помещики, но просчитался. Дворянство России не желало перемен, да и освобождение крестьян без земли в России вызвало бы массовое крестьянское восстание.
Со временем он повернул в сторону реакции, с тем чтобы не допустить преждевременных действий сторонников либерализма, передоверил управление страной Аракчееву, впал в мистицизм, много ездил по стране и неожиданно, в возрасте 48 лет, умер в Таганроге. Его смерть до сих пор окутана тайной и мифами о загадочном старце Федоре Кузьмиче, который яксбы и есть ушедший от мира царь.
Бездействие Александра, его стремление опереться на консервативные силы, которые значительно усилились в это время, привели к попытке революционной реализации либеральных идеалов частью культурной элиты — восстанию декабристов. Их поражение было неизбежным. Капиталистический уклад только обозначился, третье сословие отсутствовало, дворянство в основной массе было консервативным, крестьянство не только не поддержало, но и осудило декабристов-дворян, выступивших против царя-батюшки.
Николай I, пришедший к власти через ряды мятежников на Сенатской площади, с этого момента перестал доверять аристократам. Он говорил, что его спасло не дворянство, а мужики в гвардейских мундирах, отказавшиеся свершать цареубийство. Он стремился открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия.
Исходя из своего понимания роли монарха как главы огромного патриархального семейства, нуждающегося в неустанном отеческом попечении, Николай I усилил роль Канцелярии Его Императорского Величества, придавая особое значение его III Отделению. В его представлении чиновники III Отделения и жандармские офицеры были доверенными лицами царя, при помощи которых он видел и слышал нужду и жалобы младших членов семейства. Однако тем из российских подданных, для которых постоянный надзор становился невыносимым, III Отделение пред-
История России а вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
ставлялосъ чудовищным символом военно-полицейского государства.
Установив бдительный надзор государства над обществом, введя жесткий цензурный устав, не допускавший ни малейшей вольной мысли, Николай в то же время понимал необходимость перемен в стране, осознавал несовместимость крепостничества и ускоренного развития России. Ему принадлежат слова: «Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех очевидное, но прикоснуться к оному было бы злом, конечно, еще более гибельным».
В либеральной и советской исторической литературе Николая пытались всегда оценить с позиций «упущенной выгоды» революционных, ускоренных преобразований, при этом забывая, что он отчетливо понимал как их необходимость, так и опасность, непредсказуемость последствий, чреватых анархическим взрывом, русским беспощадным бунтом, который мог иметь гораздо более катастрофические последствий для России, чем все революции в Европе, ибо это был бы взрыв традиционализма против цивилизации.
Пытаясь проскочить между «Сциллой и Харибдой» исторических потребностей и российской действительности, Николай создавал многочисленные комитеты по крестьянскому вопросу, боролся с помещичьим произволом в отношении крестьян, запретил продавать крестьян отдельно от семьи и без земли, за жестокость в обращении помещичьи имения брались под государственную опеку, и т. д. Важным шагом в крестьянской политике была реформа государственной деревни, упорядочение управления государственными крестьянами, проведенная под руководством графа П. Киселева в 1837—1841 гг.
Николай I считал, что у России есть время для спокойной подготовки к преобразованиям, проведения их без социальных катаклизмов: страна стабильно развивалась, наблюдался прирост населения за счет рождаемости, осваивались новые территории. Но, как оказалось, всего этого было недостаточно для успешной конкуренции со странами, которые развивались на основе ценностей либеральной цивилизации. Крымская война показала, что необходимо предпринимать решительные действия для того, чтобы сохранить статус великой европейской державы и конкурировать с укрепляющимся индустриальным Западом.
Т. Ф. Ермоленко
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 163 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!