![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Критерием, который помогает определить начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы, что связано с появлением значительного числа настоящих фабрик. В Англии, стране, ставшей на этот путь раньше других, — фабрики стали возникать повсюду в 80-е гг. XVIII в. В кон-
цс века к ней присоединилась Франция, а уже в XIX в. их примеру последовали и другие европейские страны.
Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, все же можно проследить его определенную логическую последовательность. Сначала машинное производство осваивает текстильная промышленность. Затем освоенные методы и организацию переносят на другие отрасли и в новые районы. Изготовление машин, до тех пор кустарное, выделяется в особую отрасль производства. На завершающем этапе массовое распространение машин и фабричного производства приводит к окончательной победе над ремеслом. Машины производятся с помощью машин. Страны, вступающие на путь индустриального развития позже лидеров, имеют возможность быстрее пройти начальные этапы переворота, используя уже накопленный опыт.
Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х гг. XIX в., во Франции и США — к началу 70-х гг., к концу 80-х — в Германии и Австро-Венгрии, в 90-х гг. — в странах Северной Европы. В целом индустриальное общество в Европе сформировалось к началу XX в.
Изменения, обусловленные промышленным переворотом, трудно переоценить. Принципиально изменились техника и технология производства, появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая, цветных металлов, автомобильная, станкостроительная, авиационная, началось широкое использование электроэнергии, а в качестве энергоносителей — нефти и газа. Созданная техническая база позволила активизировать научный поиск и обеспечила быстрое внедрение научных открытий. Рост тяжелой промышленности вел к вытеснению сравнительно мелких предприятий. Централизация и концентрация производства привели к выделению в ряде отраслей предприятий-лидеров и обнаружили тенденцию к соглашениям по вопросам производства и сбыта между крупнейшими фирмами. В XX в. монополии превратились в неотъемлемую черту западного индустриального общества.
Промышленный переворот побудил свыше 60 млн европейцев покинуть деревни в последней трети XIX в. Быстро росли города и рабочие поселки. К концу столетия в Европе население 13 городов перешло за миллионную отметку. В ведущих странах рабочие стали составлять более полови-
История России в вопросах и ответах
ны общего числа жителей, а в Англии — 70%. Изменилась и структура основных классов общества. Повысился удельный вес промышленников. Среди рабочих по своему количеству и влиянию текстильщиков потеснили металлурги, шахтеры, машиностроители, железнодорожники. Увеличилось число конторских, технических и торговых служащих...
Возможности развитой индустрии быстро отразил ксъ на характере и структуре потребления, формируется массовый рынок, ориентированный на простых людей, которые получали товары приемлемого качества по доступной иене. Уровень ЖИЗНИ ПОВЫСИЛСЯ.
Серьезные сдвиги произошли и в духовной жизни. Фабрики и заводы прочно вошли в сознание людей. Новая эпоха отличалась ощущением огромных возможностей техники и науки. Европейцы привыкали к динамизму повседневной жизни, постоянным переменам.
Во второй половине XIX в. открытия в области естественных наук изменили представления о строении материи, пространстве, времени, движении, развитии флоры и фауны, о месте человека в природе, о происхождении жизни на Земле. В общественном сознании началась смена парадигмы. Идея эволюции, развития становится общепризнанной. Время воспринимается в своей бесконечной протяженности. Утверждаются понятия динамических и статических закономерностей.
Конечно, далеко не всем были доступны последние научные достижения. Ко сдвиги в системе образования, просветительская деятельность ученых, рост престижа науки и образования делали свое дело и способствовали изменению массового сознания.
Одновременно в европейском обществе утверждались либеральные идеи, способствовавшие демократизации политической и общественной жизни. Избирательное право распространялось на все большее число людей, а политические партии и власть имущие уже не могли не учитывать общественного мнения.
Таким образом, благодаря промышленному перевороту Европа сделала важнейший шаг вперед по пути прогресса и благосостояния.
В России в 20—40-е гг. XIX в. также наметились технические изменения в промышленности, однако особенность
243 Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
здесь состояла в том, что она принадлежала к кругу тех стран, в которых переход к фабричной системе производства проходил под влиянием уже достигнутых результатов государств, которые вступили на этот путь раньше. Поэтому импортируемые в Россию машины попадали тогда в не соответствовавшую им хозяйственную, социальную и политическую обстановку, в связи с чем они ке могли давать такой же производственный эффект, как в местах своего изготовления. Получило распространение некапиталистическое или не вполне капиталистическое использование машинной техники. Массовый же переход к машинному производству начался во второй половине 50-х гг. и приобрел решающее значение для российской экономики в пореформенное время.
И. М. Узнародов
5.3. Какое влияние оказала
Отечественная война 1812 г. на российское общество?
Отечественная война 1812 г., став для России серьезным и тяжелым испытанием, оказала на общество многоплановое воздействие. Поэтому широк и диапазон осмысления этого влияния историками: от убеждения в том, что 1812 г. содействовал разложению и ликвидации крепостнического строя в России в последующие десятилетия (А. Корнилов) до оценки Отечественной войны как одного из факторов, сделавших сознание русского общества историческим (Ю.Лотман).
Война потребовала от общества предельного напряжения сил и жертв — человеческих и хозяйственных. Уже в 1813 г. не было естественного прироста населения. По официальным подсчетам, расходы казны на войну составили 157,5 млн рублей, а населения — около 200 млн. Из последних примерно половину составили добровольные пожертвования.
Борьба с наполеоновскими войсками выззала к жизни небывалый рост патриотических чувств и общественной самодеятельности в разных слоях населения. Это выливалось и в добровольные пожертвования на войну, и в формирование
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
ополчения, и в появление неармейских партизансхих отрядов и проч. Война приобрела народный характер.
Победа над наполеоновскими войсками и активное участие российской армии в коалициях 1813—1814 гг. стимулировали дальнейшие нравственные приобретения в общественном сознании, весьма неоднозначные по своему содержанию и вызвавшие к жизни новые явления.
Например, вернувшийся домой крестьянин-ополченец вряд ли мог снова стать послушным объектом эксплуатации в хозяйстве своего барина. За это время в условиях боев ои привык действовать порой совершенно самостоятельно, стал шире его кругозор, появилось чувство собственного достоинства. Вернуть такого в старые социальные рамки было чрезвычайно сложно.
Исчезло пассивно-оптимистическое настроение образованного общества, типичное для предвоенных лет. Появилось желание действовать, способствуя разрешению общественных проблем, уже осознанных в первое десятилетие царствования Александра I. Это возбуждение долго не могло улечься. Печатались статьи о необходимости реформ, составлялись всевозможные записки на имя императора, возникали литературные и образовательные кружки в среде дворянской молодежи, офицеры— участники боев 1812—1814 тт. создавал и в полках ланкастерские школы для солдат. Патриотические чувства воспитали интерес к историческому прошлому страны. Первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина вышли в свет в 1818 г. и имели в обществе успех, неожиданный для самого автора (недешевый трехтысячный тираж был раскуплен в магазинах за три недели). Рожденное войной желание действовать во имя процветания России стимулировало и развитие литературно-художественного творчества. При этом усилилась тяга к изучению истоков народной жизни: началось собирание фольклора, народных песен и проч. В послевоенные десятилетия русская художественная культура обрела национальные черты: завершилась реформа русского литературного языка, оформились самостоятельные школы в литературе, музыке, живописи.
Патриотизм, своеобразно преломившись в настроениях и убеждениях различных групп образованного общества, интенсифицировал его политическую жизнь. Ожидание реформ устаревших социально-политических институтов
соседствовало здесь со страхом перед возможными изменениями. Дворянская молодежь, пополнившая русскую армию на волне патриотизма, в 1813— 1815 гг. оказалась в Западной Европе в период общественного брожения и перестройки. Она смогла познакомиться с разными сторонами европейской жизни, сопоставить их с российскими порядками. Для многих это сравнение было не в пользу России.
Однако после войны реформаторские намерения правительства не вылились в зримые результаты, а к началу 20-х гг. XIX в. Александр I вовсе отказался от идеи преобразований. Победа в войне усилила позиции консервативной части общества и правящей элиты, считавшей, что в стране — победительнице Наполеона не следует что-либо принципиально изменять. Эти настроения способствовали поиску истоков могущества России в особых чертах ее развития, и в общественной мысли началась постепенная кристаллизация основных положений национально-государственной доктрины самодержавия, окончательно сформулированной лишь в начале 30-х гг. XIX в.
Несостоявшиеся ожидания тех, кто жаждал реформ, сформировали в их среде сложную палитру настроений и мнений: от разочарованного скептика, демонстративно ушедшего в сферу семейно-бытовых проблем, до убежденного в необходимости преобразовать Россию путем военной революции члена тайных декабристских обществ. В широком спектре составляющих идеологии декабризма глубокому, своеобразно осознанному патриотизму, рожденному войной 1812 г., принадлежит, пожалуй, центральное место.
Н. В. Самарина
5.4. Декабристы — первые революционеры или «вольнолюбивые мечтатели»?
Сегодняшний спор о месте декабристов в российской истории связан с новой трактовкой исторических событий XIX в. в современной науке. Долгие годы восстание декабристов рассматривали как первый этап освободительного движения в России. Именно в декабристах видел ис-
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
токи русского революционизма В. И.Ленин, им отводилась роль людей, «разбудивших Герцена», который, в свою очередь, развернул революционную агитацию. В соответствии с классической схемой советской историографии, поражение декабристов было обусловлено тем, что они «были слишком далеки от народа». Это подразумевало, очевидно, предположение, что будь они ближе к народу, то могла бы свершиться победоносная революция в первой четверти XIX в. Сегодня же восстание декабристов рассматривается как попытка реализации группой молодых дворян, в основном военных, либеральных идей раннего периода александровского правления. Их деятельность выглядит в современной историографии альтернативой бездеятельности императора, так много задумавшего и почти ничего не сделавшего для преобразования страны.
Александр I, воспитанный в духе идей Просвещения, придя к власти в 1801 г., хотел реформировать Россию. В октябре 1801 г. он получил доклад, подготовленный его воспитателем Лагарпом, о готовности России к принятию конституции. Против реформ, согласно проведенному анализу, будут почти все дворянство, чиновничество, большая часть купечества, «почти все люди в зрелом возрасте*, «почти все иностранцы». Сил, социальной базы для поддержки реформ у императора не было.
А с начала 20-х гг. он фактически вообще отказался от своих юношеских замыслов, хотя русское общество этого времени стало иным, чем в начале века: ушли со сиены «екатерининские старики» — опора консерватизма, выросла и активно заявила о себе дворянская молодежь, участвовавшая в заграничных походах русской армии, воспитанная на идеях демократии и политических свобод и уже начавшая создавать организации, в которых обсуждались проекты переустройства России и ликвидации крепостничества.
Увы, к этому времени император уже сам стал думать, что его замыслы неосуществимы. Надежда на то, что русское дворянство в массе своей само осознает необходимость реформ, оказалась утопией. Третьего сословия, в силу своего социального положения заинтересованного в изменении общества, по-прежнему не было. Насильственных действий по отношению к правящему классу Александр применять не хотел. Его удерживал страх практических шагов в сторону либерализма в обществе, к нему не гото-
вом. Либеральная альтернатива не состоялась из-за узости-общественного слоя, понимавшего необходимость реформ, и недостаточных волевых усилий царя.
Крах государственного либерализма привел к существенному расхождению среди прогрессивно настроенных людей. Часть из них отошла от либерализма, так как боялась бороться за езои идгалы без споры на власть. Их позицию выразил поэт Вяземский, который писал в 1820 г, так: «У нас что ни затей без содействия самой власти — все будет пугачевщина». Другая часть образованного общества противопоставила бездействию правительства революционную альтернативу. В 1816 г. начал свою деятельность Союз Спасения, после его роспуска в 1818 е был образован Союз Благоденствия. Так возникло движение декабристов, социальная база которого была еще слабее, чем у либерального монарха, а потому неизбежно обреченное на поражение.
В марте 1821 г. на основе Союза Благоденствия возникли две тайные организации. На Украине появилось «Южное общество», во главе которого стоял полковник, герой войны 1812 г., П. И. Пестель. В Петербурге было образовано «Северное общество», имевшее отделение в Москве. «Северное общество» возглавляла Дума из трех человек: Н. М. Муравьева, С. П. Трубецкого, Е. П. Оболенского. С 1823 г. активную роль в обществе стал играть К. Ф. Рылеев. Ими были созданы две политические программы: «Русская правда» Пестеля и Конституция Никиты Муравьева «Русская правда» — первая в России республиканская политическая программа. Она предусматривала уничтожение самодержавия, крепостного строя, сословий, все объявлялись гражданами, равными перед законом. Крестьяне освобождались с земельным наделом. Конституция Никиты Муравьева была более умеренной, она тоже предполагала отмену крепостничества и самодержавия, монархия сохранялась, но была ограничена законом. Провозглашались гражданские свободы, однако полноправное гражданство получали лица, владевшие значительной собственностью. Крестьяне освобождались без земли.
С 1823 г. началась подготовка восстания. Планы убийства императора на военных смотрах 1823 и 1824 гг. были отложены из-за «неготовности». Новый срок был назначен на 1826 г. Однако смерть Александра I в Таганроге 17 ноября 1825 г. и известие о том, что правительство знает о заго-
История России в вопросах и ответах
воре, ускорили события. Было решено в день присяги новому императору захватить его и принудить к введению конституционного строя. 14 декабря 1825 г. была предпринята попытка реализовать задуманное. Восставшие воинские части вышли на Сенатскую площадь, но из-за несогласованности и неготовности к решительным действиям со стороны руководителей, а главное, из-за отсутствия массовой поддержки общества, восстание было подавлено.
Восстание декабристов, несмотря на поражение, подчеркнуло неотвратимость перемен, заставило общественное движение последующих десятилетий искать решение насущных проблем. Кроме того, со времени декабристов начинается противостояние власти и интеллигенции, а в политической культуре России прочно утвердилась революционная традиция.
Т. Ф. Ермоленко
5.5. Что нового появилось
в национально-государственной идее в николаевскую эпоху «просвещенного консерватизма»?
Усиление консервативных начал в национально-государственной идее и, как следствие, во внутренней и внешней политике Российского государства при Николае I (1825— 1855 гг.) протекало в условиях кризиса феодально-крепостнических отношений в России и отказа от политики «большого поворота» к Западу, которая осуществлялась российским самодержавием в XVIII в.
Министром народного просвещения графом С. С. Уваровым была разработана «теория официальной народности» («самодержавие, православие и народность»), которая систематически внедрялась в школах, университетах, а через печать — в массовое сознание.
Эта теория, ставившая целью «воспитание преданного самодержавию молодого поколения», противопоставляла пассивность народных масс и дворянскую революционность. Пассивность народа объявлялась С. С. Уваровым в
249_____ Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
качестве исконной и самобытной черты крестьянского характера и объяснялось это патриархальной его набожностью, стойкой верой в царя. Россия, согласно этой теории, «крепка единодушием беспримерным — здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу».
Освободительные идеи представлялись в теории как наносное явление, распространенное только среди «испорченной» части образованного общества. Тем самым предпринималась попытка доказать, что российская действительность не дает оснований для зарождения «крамольного» образа мыслей, что все они появляются в стране под влиянием западноевропейских освободительных идей.
«Теория официальной народности», являясь апологией консервативного политического режима, выступала в качестве фактора его самооправдания: существующие в стране порядки настолько хороши, что в условиях полной гармонии между государственной властью и народом ничего не надо ни изменять, ни совершенствовать. С наигранным оптимизмом граф Бенкендорф писал: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
Другим фактором, который, по мнению консервативного окружения императора, должен был укрепить государственную власть и оправдать ее политику стало противопоставление «самобытной» России «растленному» Западу.
Однако в условиях кризиса феодально-крепостнической системы эти факторы «самооправдания» оказались малоэффективными: для многих здравомыслящих людей, в том числе и в верхних эшелонах власти, были очевидны надуманность и лицемерие казенного пустозвонства «теории официальной народности».
Кроме того, политика правительства Николая I оказалась настолько социально-неэффективной, что «верхи» постепенно стали утрачивать контроль за ситуацией в стране. Российскую общественность (элитарную часть общества) будоражили споры «западников» и «славянофилов», официальных «консерваторов» и революционных «демократов», «внизу» усиливались крестьянские «брожения». Все это заставило наиболее здравомыслящую часть россий-
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
ской государственной элиты всерьез задуматься о смене политического курса, о необходимости проведения в России реформ.
А. В, Лубский
5.8. Как решалась проблема российской в 30—40-е гг. XIX в.?
Стабилен в исторической и фштософской литературе интерес к проблемам духовной жизни обшества, в том числе к вопросам российской самоидентификзции, центральным среди которых является отношение к западничеству, славянофильству и теории «официальной народности:". Сегодня, в связи с признанием цивилизационного метода и возросшим интересом к выяснению особенностей развития социумов, мы наблюдаем тенденцию к переоценке содержания и значения в российской истории не только славянофильства, но и теории «официальной народности». Они перестали трактоваться как «реакционные теории» и заняли достойное место в нашем духовном наследии.
В 30—40-е гг. XIX в. русское общество предприняло попытку решить проблему самоидентификации, т. е. определить особенности российского социума и уяснить его историческую судьбу. Европейский либерализм, который был принят в конце XVIII—начале XIX в. элитной культурой России как ориентир, некий общечеловеческий идеал, к которому надо стремиться, подвергся критике и начался поиск своей, национальной модели общественного устройства, что было обусловлено рядом обстоятельств внутреннего и внешнего порядка.
К внешним обстоятельствам следует отнести изменения, которые произошли в Европе. Вместо обещанного просветителями XVIII в. идеального общества, основанного 1 га разумных началах и проводящего в жизнь великие лозунгу] свободы, равенства и братства, реальностью XIX века стал капитализм с его неприкрытой жаждой наживы и безразличием к тем, кто не преуспел в борьбе за существование.
Это привело к тому, что для русского общества идеал Европы, долгое время служившей ориентиром развития,
потускнел. Взглянув с иных позиций на мир, значительная часть образованной России стала искать идеалы & другом месте. Например, в собственном прошлом. По этому пути отправились как царское самодержавие, так и часть фрондирующей интеллигенции, известной под именем славянофилов.
Вторая группа обстоятельств связана с опытом исторического развития самой России. Как регулярные попытки реформировать ее по европейским образцам, предпринимаемые в предшествующем столе'зяи и в начале XIX в. правящей династией, так и первый революционный опыт — восстание декабристов, были неудачны и привели к осознанию необходимости искать иные пути, нежели те, что предлагал европейский вариант модернизации. Победа русского оружия в войне с Наполеоном укрепила национальную гордость, консолидировала общество и выступила стимулом в поисках своего пути развития.
Третья группа обстоятельств обусловлена изменениями в культуре общества. Трансформировался социальный носитель русской элитной культуры: рядом с дворянином все увереннее культурное пространство занимает разночинец, который демократизирует духовную жизнь России и все более придает ей народный оттенок. По времени это совпало с тем этапом диалога европейской и российской культур, когда российская культура стала выходить из состояния только принимающей стороны, начинала утверждать свою значимость, претендовать на самостоятельное место в культурном мире и расширять пространство своего влияния. Не случайно именно 20-е гг. XIX в. считаются началом «золотого века» в российской национальной культуре.
Четвертая группа причин обусловлена началом капиталистической модернизации России, которая несла не только технический прогресс, но и массовый психологический дискомфорт, связанный с процессами урбанизации, пролетаризации, маргинализации общества. Менялась социальная структура, формировались новые социальные слои и классы. Отпадение масс людей от устойчивых систем коллективных представлений всегда сопровождается падением нравов, ростом преступности, пьянством, хулиганством, бессмысленной жестокостью. Срочно требовалось обеспечить вхождение новых элементов жизни в устойчивую картину мира традиционного массового человека.
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
Лучше всего это сделать, придав новому вид старого, а потому привычного и понятного. Таким образом, создавая индустриальное общество, т. е. осуществляя общемировую тенденцию развития, Россия одновременно усиливала свою ориентацию на традиционные культурные ценности.
Впервые наиболее ярко и полемично проблему поставил в 20—30-х гг. П. Я. Чаадаев. В «Философических письмах», написанных в 1828—1830 гг., он задался вопросом о месте России в созидании мировой истории и пришел к выводам, за которые Николай I объявил его сумасшедшим. Он сравнил европейскую католическую религию с российской православной и пришел к неутешительному для России заклю-чению о том, что католическая религия, породившая европейскую цивилизацию, творческая и созидательная. А православная — мертвая и архаическая. Приняв христианство от «растленной Византии», Россия оказалась лишена перспективы развития. В новом труде «Апология сумасшедшего» он несколько изменил свои взгляды, признав за Россией будущее, если она сможет творчески усвоить уроки Запада.
Несмотря на спорность некоторых моментов, Чаадаев подметил многое из особенностей русской культуры. И осознать специфику России без поставленных им вопросов было уже невозможно.
Первыми, кто попытался дать ответ на вопросы Чаадаева, были западники и славянофилы. Славянофилы считали обвинения Чаадаева клеветой на русскую историю. Из всех его идей они поддерживали лишь мысль о великом будущем России, в котором видели счастливое завершение всей человеческой истории. Славянофилы считали, что проблемы современности связаны с петровскими реформами, прервавшими естественный ход развития России. Русской истории присущи особые ценности, которых не знает Европа. С их точки зрения, процесс развития на Западе вызывает распад сознания на разум, чувства и волю, которые начинают действовать сами по себе и приведут Европу к кризису, России же свойственны целостные общественные и культурные формы, которые, не разрушаясь, способны стать основой более высоких ступеней исторического развития.
Главной формой, обеспечивающей целостность общественной жизни, признанные лидеры славянофиль-
ства А. С. Хомяков и И. В. Киреевский считали общину и вечевые формы правления. Соборность — главный принцип православия — противостоит началам индивидуализма и в то же время обеспечивает развитие личности.
Целью славянофилов был не отрыв России от Европы, а восстановление единства русского общества и культуры на основе национальных ценностей.
Иначе решали вопрос о России и ее месте в мире западники. В целом они соглашались с оценкой Чаадаевым прошлого России, но считали, что благодаря Петровским реформам развитие индивидуального самосознания и личного достоинства в России уже началось. Необходимо лишь ускорить внедрение свободных от крепостничества общественных отношений и европейской культуры, но этому протиьостоит реакционное самодержавие, которое не проводит необходимые обществу либеральные реформы.
В конце 40-х гг. некоторая часть образован ного общества отошла от либерализма, и идеалу реформ был противопоставлен идеал революции. Революционные демократы, разочарованные в буржуазных преобразованиях, в том числе революционных, как в способе разрешения общественных противоречий, возродили общинный идеал славянофилов. Дсгосударственная общинная традиция «правды» стала идеалом для многих представителей духовной элиты общества, а носитель этой традиции — народ — стал предметом поклонения, перед которым интеллигенция всетда чувствовала себя виноватой. Но в глазах «народа» представители европейской культуры все равно были «барами», носителями «кривды».
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!