Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Несмотря на споры о периодизации всемирной истории и разные оценки отдельных исторических эпох, большинство ученых все же сходятся в том, что XVIII в. занимает в истории западной цивилизации особое место. Это связано с тем, что XVIII в. замыкает своеобразный переходный период, растянувшийся на три столетия, в рамках которого осуществлялась смена общественного строя и политических структур. На него пришелся общий хозяйственный подъем в Европе, связанный с быстрым развитием рыночных, капиталистических элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промышленного переворота, приведшего во II половине XIX в. к формированию индустриального общества современного типа.
В XVIII в. мануфактурное производство достигло вершины своего развития. При сохранении и дальнейшем распространении рассеянных мануфактур в Европе резко возрастает удельный вес централизованных мануфактур. Крупное производство начинает преобладать над средневековым ремеслом, способствует разделению труда и его специализации. Множество новых узких специальностей, которых не
Раздел 4. Возникновение имперской России...
было раньше, подготовило в конце концов возможность заменить на многих операциях живого человека машиной. Мануфактуры обусловили быстрый экономический рост Англии, Голландии, Франции, некоторых районов Западной Германии, Северной Италии, Южных Нидерландов, Швеции, Чехии, Каталонии.
XVIII столетие было веком торговли, поскольку ее развитие обгоняло даже развитие мануфактур. В сравни^ тельно небольшие сроки ощутимо увеличилось количество местных и областных рынков, оказавшихся прочно связанными между собой. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Сложился международный рынок, на который все большее влияние оказывало мануфактурное производство.
Рождение и формирование западного индустриального общества оказалось неотделимо от рождения и формирования колониальной системы. Если Древний Рим косвенно влиял на положение огромного числа окружающих его племен и народов, то новая Европа во много раз превзошла его в своем воздействии на судьбы народов мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была так или иначе порабощена. Это не всегда выражалось в прямом захвате других стран; значительный эффект обеспечивали торговые фактории, неравноправные договоры. Высокие темпы роста внешней торговли в значительной мере стали возможны благодаря ввозу колониальных продуктов в стра-ны-метрополп и и их последующему реэкспорту в другие государства.
Иногда захваченные земли становились, как это произошло в североамериканских колониях Англии, ареалом переселения туда значительного количества европейцев, захватывавших у коренного населения земли, недра и другие природные богатства. Можно говорить о том, что к началу XVIII столетия там сложился очаг европейской цивилизации. В дальнейшем англичанам удалось превратить владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для мануфактурных товаров. Тем не менее ко второй половице XVIII в. у местных предпринимателей и торговцев появились свои интересы. Рост экономической самостоятельности колоний, налаживание внутренних связей, создание национального рынка, языковые и культурные особенности, связанные со взаимодействием в Северной
История России в вопросах и ответах
Америке разных народов, вызвали к жизни процессы формирования североамериканской нации. Эти факторы после провозглашения США в 1776 г. обусловили развитие североамериканской ветви западной цивилизации.
В политической сфере европейского общества в XVIII в. продолжал господствовать абсолютизм, что объясняется возможностью сосуществования старых и новых экономических отношений. Реорганизация управления европейскими монархиями, отвечавшая интересам феодального дворянства, вместе с тем позволяла удовлетворять пожелания верхушки непривилегированных сословий. В свою очередь абсолютизм мог выполнять свои задачи, лишь опираясь на материальные ресурсы капиталистического сектора экономики. В то же время у абсолютизма появилась альтернатива в виде английской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу Голландии или США.
Развитие мануфактур привело к существенным изменениям в социальной структуре европейского и североамериканского общества. Рядом с финансистами и торговцами, представлявшими новые социальные силы, прочно обосновался достаточно многочисленный класс мануфактуристов. Умножились и ряды мануфактурного пролетариата. Новые промышленные центры были районами концентрации большой массы мануфактурных рабочих.
Идеологическим выражением интересов новых классов, совпадавших с направлением общественного прогресса в целом, стало Просвещение. Идейные устои феодального строя были подорваны, что оказало соответствующее воздействие и на сдвиги в сфере социальной психологии.
Таким образом, XVIII столетие явилось одним из переломных периодов западной истории, когда ее течение совершало крутой поворот от изживших себя феодальных порядков старого режима к новому общественному строю.
И. М. Узнародое
203 Раздел 4. Возникновение имперской России..,
9 4.2. Почему XVIII в. называют
— «веком Просвещения»?
Могучее и влиятельное интеллектуальное течение, известное как Просвещение, охватило большинство европейских стран и до сих пор будоражит умы и вызывает неоднозначные оценки. Одни восхищаются глубиной и силой воздействия идей просветителей, другие предпочитают подчеркивать «ограниченность просветительства», ссылаясь на его пресловутую «рассудочность», которая сдерживала творческие порывы и отрицательно сказалась на искусстве. Третьи не могут простить эпохе Просвещения иллюзии, связанные с линейной схемой исторического прогресса, наивность в отношении европейских самодержцев, решивших выступить под флагом «просвещенного абсолютизма». Не будет преувеличением сказать, что вопрос о Просвещении и просветительстве остается пробным камнем для всякого направления общественной мысли, для всякого культурно-исторического движения, художественного течения* Под эпохой Просвещения принято понимать период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии (середина XVII в.) и Франции (конец XVIII в.), характеризующийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, общественных настроений, форм исторического поведения и эстетических пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по политической программе, отражая более или менее осознанные идеалы всего третьего сословия (последнее включало финансистов, торговцев, предпринимателей, ремесленников, крестьян, людей свободных профессий). При всех различиях между ними, просветители исходят из того, что все несчастья и несправедливости происходят от невежества, и только просвещение народа и его правителей может привести к созданию справедливого общества. Именно поэтому так ценились знания и разум. Именно поэтому особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобесия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в конечном итоге обусловили и само название эпохи.
История России в вопросах и ответах
Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20—80-х гг. XVIII в. Выдающиеся философы, писатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в условиях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готовило великую революцию конца века. Именно в XVIII в. наиболее отчетливо проявилось сознание необходимости социальных и политических преобразований, зазвучала мысль о том, что общество, как и природа, должно строиться на естественных законах, были сформулированы конкретные политические требования.
Мыслителей, ученых XVIII в. отличало стремление систематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к установлению количественных соотношений между ними. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д'Аламбера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих итогов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.
Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить теологические представления о мире научными, хотя и не выходящими за пределы метафизического материализма. Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.
Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеции и другие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собственность» до сих пор не потеряла своей актуальности, так же как и идея народного суверенитета, народного представительства
I
Раздел 4. Возникновение имперской России...
и прямого народоправства. Появилось понятие исторической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических законов.
Во второй половине XVIII в. наметились серьезные сдвиги в общественном отношении к религии. Получил распространение деизм. Многие просветители разоблачали нелепости и противоречия Библии, жульничество и «чудеса», стяжательство и жестокости священнослужителей, критиковали папство, иезуитов и католическую церковь и целом, призывали к веротерпимости.
Результатом развития естественных и гуманитарных наук, появления критических сочинений просветителей стал рост антиклерикальных настроений и религиозного свободомыслия, сопровождавшийся секуляризацией общественно-политической и культурной жизни в передовых странах Европы. Начинает формироваться новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию церковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума». В ряде стран ограничили деятельность церковных судов и инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей, приступили к регулированию деятельности церкви с помощью законов. Распространились светские школы, в которых церковь уже не доминировала, а содержание образования определялось состоянием науки. Вслед за ними появились и светские вузы.
Отмеченные особенности и привели к тому, что XVIII в. вошел в историю как век Просвещения.
Я. М. Узнародов
4.3. Можно ли реформы Петра 1
считать модернизацией России?
В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России. Споры идут о том, являлась ли
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
модернизация России насильственной вестернизацией страны или была подготовлена всем ходом предшествозав-шего развития России. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преобразования России в эпоху Петра были вызваны Северной войной.
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения — деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.
Идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты? Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался принципами камерализма, т. е. введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной «бюрократической революции», последствием которой стала зависимость всех от госаппарата. Так европейская идея рационализации, «наложив-
шись» на российскую деспотическую традицию, закрывала путь превращению подданных государя в граждан Отечества.
Поглощению личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей «униженных и оскорбленных», становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.
Своеобразные результаты дало желание Петра I догнать Европу в экономическом развитии. Эту цель он пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации», т. е. созданием государственных и частных мануфактур за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции, но и лишало свободной экономической
инициативы..
Поскольку потенциат крепостнической системы не был еще исчерпан, эти меры позволили России сделать рывок в развитии промышленности и торговли. Однако такая экономическая политика расширяла и консервировала феодально-крепостнические отношения. Беря в качестве примера развития Англию и Голландию, Петр не понял, что их могущество определялось не столько количеством мануфактур, сколько наличием условий для свободного выбора образа жизни и Деятельности их граждан. Модернизация традиционного общества, проходившая в это время в Европе, проявлялась в высокой социальной мобильности населения, появлении новых социальных групп — наемных рабочих и мануфактуристов. Основной чертой производства становилась его высокая рациональность, подчинявшая экономическую жизнь требованиям эффективности и прибыльности. В духовной "ЖИЗНИ побеждала хозяйственная этика протестантизма, утверждавшая, что богатство — не грех, а признак избранности Богом, при условии, что богат-
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
ство идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи вразви-тии производства. Центром новых общественных отношений, формирующихся в Европе, становился свободный человек.
Результатом же петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла собой военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Произошло торможение в развитии свободного предпринимательства. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.
Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.
Ю. А. Болдырев
4.4. Каким новым содержанием наполнилась национально-государственная идея в эпоху Петра I?
Кризис государственной власти в России в конце XVII в. сделал, во-первых, настоятельно необходимой разработку новой национально-государственной идеи; во-вторых, — обусловил кардинальное изменение целей и задач внутренней и внешней политики; в-третьих, — привел к трансформации нормативно-ценностного пространства российского общества и прежде всего мептальности «безмолвствующего» большинства. В XVIII в. в России по мере
формирования имперской субцивилизаций, стала складываться новая система ценностных ориентации. На смену религиозной, преимущественно традиционалистской менталь-ности, основу которой составляло «служение государю», пришли новые светские принципы, и главный среди них — «служение Отечеству» как основа национально-культурной идентификации. Идея добровольного и инициативного «служения Отечеству» легла в основу национально-государственной идеологии петровского и послепетровского времени и в различных модификациях просуществовала почти до конца XX в. Национальным символом, предметом сакрализации, лежащим в основе всей системы ценностных ориентации россиян, стало государство. Российская государственность превратилась в предмет нового культа, заметно потеснив при этом христианство, поставив религиозные ценности на службу государственным интересам. Для того чтобы «быть русским», теперь уже было недостаточным одного православного вероисповедания, надлежало еще проявить себя «слугой Отечества». Государство в свою очередь стало активно пропагандировать и распространять идеи государственного патернализма, взяв на себя функции опеки и попечительства по отношению к народу. Принцип «служения Отечеству» во имя «общего блага» составил основу национально-государственной идеи петровской эпохи, способствовавшей утверждению светского мировоззрения и активно-деятельностного образа жизни. В русле этой идеи внимание акцентировалось не на божественном, а на естественном происхождении верховной власти. При этом предпринималась попытка, с одной стороны, обосновать русский абсолютизм с его идеей регулярного государства, используя западноевропейскую концепцию общественного договора, с другой, — четко прослеживалось традиционное намерение верховной власти расширить свои права и уменьшить права подданных. Первоначально всячески подчеркивалась мысль, что государь не отождествляется с государством, что он сам, как «сын Отечества», является его слугой. Однако постепенно взгляды Петра I на службу претерпевали серьезную эволюцию: из «сына Отечества» царь превращается в «отца Отечества», приняв в 1721 г, этот титул, бывший в свое время почетным званием римских императоров. Соответственно изменилось отношение «отца Отечества» к своим подданным — «детям»: «Наш народ яко
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
дети, неучения ради, которые никогда за азоуку не примутся, когда от мастера не приневолени бывают...». Важную роль в «самооправдании» абсолютизма в России играла идеология регулярного государства, включавшая две идеи: а) идею «политичного» государства — урегулированного, правильно организованного, отвечающего европейскому уровню, и б) идею «политичного» человека — светского, деятельного. «Политичность» становится своего рода новым светским «чином» и этикетом, определяющим деятельность государственной власти и «слуг Отечества». Однако по сравнению со средневековым чином, сковывавшим инициативу и лишавшим человека возможности самовыражения в обществе, новый этикет требовал от человека развития и проявления своих личных качеств, талантов и знаний. Большую роль в укреплении абсолютизма в России сыграла «Табель о рангах», которая давала возможность широкому кругу подданных, благодаря личным заслугам перед государством, «выйти в люди» и войти в состав «благородного», служилого сословия. Петровская ломка, преобразовавшая национально-государственную идею, создала и новое государство — «полицейское», бюрократически заботливое ко всем сторонам не только общественной, но и частной жизни людей. Полицеизм — это замысел построить и «регулярно сочинить» всю жизнь народа и страны, а также жизнь каждого отдельного обывателя ради его собственной и ради «общей пользы» и «общего блага». «Полицейский» пафос есть пафос учредительный и попечительный. Наряду с переходом от «военно-национального» государства к «пол и цейс ко-бюрократическому» в эпоху Петра I прочно утвердилась вера в возможность достижения прогресса путем насилия, сохранившая свое значение вплоть до конца XX века. Полицеизм и основанный на нем государственный патернализм стали стержнем всей последующей внутренней политики государственной власти в России, делая ее в конечном счете социально неэффективной. Это связано с тем, что «заботливые правители ослабляют и парализуют самостоятельную энергию частных лиц, приучают общество к пассивному выжиданию и восприятию внешних мер, вносят однообразие в проявление общественной и умственной деятельности и этим подрывают для будущего жизненные силы нации и государства» (В. Гумбольдт). Кроме того, полицейское государство в конечном счете всегда приводит к
анархии, «поскольку ни правопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечными, если они не находят себе опоры в общественном правосознании» (Б. Кистяков-ский). Разорвать порочный круг «полицеизма» не удалось ни просвещенному абсолютизму Екатерины II, ни социально-политическому реформизму Александра II. Полицейское государство сохраняло свои очертания и при Николае «Кровавом», а в советскую эпоху стало основой установления тоталитарного режима. Вместе с тем надо отметить, что полицеизм в России — не сколько внешняя, сколько внутренняя реальность, не столько строй, сколько стиль жизни; это — не только политическая теория, разработанная государством, но и социально-психологическая установка населения. Встречные потоки административно-нормативной регуляции «всепоглощающего государства» и социокультурного «подданнического оппортунизма» создали уникальную социально-политическую ситуацию, где «отец Отечества», деспот, вынужден заботиться о своих «неразумных детях», жертвах, а последние хотя и не могут терпеть своего «родителя-тирана», но и прожить без него не в силах. Такая ситуация не может быть создана только с помощью насилия со стороны государственной власти, нужна определенная духовная солидарность человека и государственности, в возникновении которой большую роль играют как национально-государственная идея, так и культурные архетипы. В начале XVIII в. были преодолены ксенофобия и самоизоляция, произошел «большой» поворот к Западу. Россия устремилась навстречу европейской цивилизации и в свою очередь стала проявлять повышенную активность в распространении благ «просвещенного европеизма» на все соседние народы, очень гордясь ролью «европейца» по отношению к странам Востока. Петр I пытался реализовать грандиозный проект выхода России на просторы мировых океанов. Для этого Россия, по мнению великого реформатора, «революционера на троне», должна была выйти из изоляции и, овладев культурным богатством не только Запада, но и Востока, войти в «шестерку» тогдашних великих европейских держав (Испания, Великобритания, Франция, монархия Габсбургов, Нидерланды, Османская империя). Реформы Петра I в определенной мере можно рассматривать как попытку «вестернизации» России, в результате которой произошел наиболее радикальный разрыв государ-
История России я вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
ства со своим прошлым. Это привело к тому, что государственная власть в России стала проводить такую политику, ориентируясь на европейские институты и ценности, которая, однако, под влиянием социокультурной среды превращалась в нечто иное, непредсказуемое и в дальнейшей перспективе часто роковое для судеб самой государственности. Культурный архетип этой среды был настолько сильным и устойчивым, что попытка включить «русско-азиатское своеобразие» в Европу закончилось тем, что петровская «вестер-низация» по целям и форме стала глубочайшей «антивес-тернизацией» по сути, а «революционер» и «западник» Петр I оказался охранителем и традиционалистом. Петр I поставил задачу: повести авторитарно-православную Россию по пути либерально-христианского Запада, но традиционно внес в это дело «дикую» волю, деспотизм и произвол, и только смерть его спасла страну от полного опустошения. Более того, такие сущностные новации европейской цивилизации, как, например, договорно-правовой тип общественного устройства (сословно-классовый компромисс), права человека и парламентаризм, остались вообще невостребованными российской государственностью. Предметом «европеизации» России были по преимуществу социально-престижные формы политике-административной, судебной, военной, образовательной и особенно художественной культуры и новейшие технологии промышленного производства, в первую очередь военного. Во всем остальном «европеизация» страны на всем протяжении XVIII в. проходила под знаком имитационного, игрового, подражательного начала, а не воспроизводства сущностных институтов Запада. Поэтому российское «европеизированное» общество во всех своих социально-престижных проявлениях было весьма театрализованным: люди постоянно чувствовали себя на сцене «театра Истории». В элитарном слое сложилась своеобразная культура «театрального жеста», связанная с маскарадностью, эффективностью, имперским лицедейством. Легкость, с которой в XVIII в. совершались многочисленные дворцовые перевороты, в ходе которых впервые на русском престоле оказались женщины, малолетние дети, появились многочисленные самозванцы, только подчеркивала «маскарадность» этого имперского «лицедейства», лишенного глубокой легитимной укорененности в сознании даже наиболее европеизированной части
аристократии. Лишь позже, в середине XIX в., в ходе полемики между «западниками» и «славянофилами» у незначительного слоя русской интеллигенции стала формироваться система либеральных взглядов, что и предопределило его драматическую судьбу. Российская интеллигенция, «европеизированная» по своим социально-ценностным ориента-циям, была окружена чуждым Западу культурным миром, в котором преобладали «слободские» (маргинальные) и «вечевые» (охлократические) установки массовой ментально-сти. В связи с этим надо отметить, что одним из важнейших последствий петровских преобразований, основанных прежде всего на насилии, было возникновение дихотомии двух субкультур, дивергентной («почвеннической») и конвергентной («западнической»). Носителем первой субкультуры было в основном «безмолвствующее!» большинство. Носителями другой — европеизированные верхи страны. Причем народ, в отличие от верхов, быстро переориентировавшихся в XVIII в. на новоевропейский тип культуры, долго хранил культурные традиции допетровской старины.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 357 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!