![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
9______________________________________,
Большинство современных ученых, несмотря на ведущиеся дискуссии, все же склонны выделять в современном мире 7—8 цивилизаций. Западная Европа и США образуют, соответственно, западную цивилизацию, сравнение значения которой в XX в. со значением других цивилизаций позволяет говорить о ее важнейшем, определяющем месте.
Последнее связано прежде всего с тем, что США и Западная Европа вступили в нынешнее столетие после завершения промышленного переворота, Когда там уже сформировалось современное индустриальное общество. Машинные технологии, достижения науки и техники определили безусловное превосходство Запада в сфере производства и мировой торговли. Незападные страны остались далеко позади. Лишь Япония предпринимала попытки догнать своих соперников.
В конце XX в. в мировой экономике произошли изменения, среди которых многие,связаны с «японским чудом» или феноменом ускоренного развития «азиатских драконов» — Южной Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня. Од-
нако западным странам все равно удалось сохранить свои позиции. Доля США И Западной Европы в промышленном производстве развитых стран к началу 90-х гг. составляла 78% (соответственно 34,3 и 43,7%), Японии — примерно 17%. Доля США и Западной Европы в валовом внутреннем продукте развитых стран превысила 78,5; Японии— 15,4%. Западные страны, безусловно, продолжают доминировать на рынке наукоемкой продукции. США — лидер в производстве ЭВМ, другой электронной техники, средств связи, ракетно-космической техники, приборов и контрольно-измерительной аппаратуры, новых химических материалов. Потесниться им пришлось в сфере торговли, где практически все западные страны (за исключением ФРГ) имеют дефицит торгового баланса, а также международного бизнеса, где в начале 90-х гг. задавала тон Япония и как кредитор, и как заемщик.
К началу XX в. завершился так называемый раздел мира. И в нем ведущее место принадлежало западным странам. Англия и Франция длительное время были обширными колониальными империями. Значительные территории захватили также Голландия, Бельгия, Германия, Италия. Стали на этот путь и США, но сделали они это позже, поэтому их владения намного уступали владениям соперников.
С окончания И мировой войны начался процесс распада колониальных империй, освобождения порабощенных народов. К концу столетия колоний, по существу, не осталось, но названные страны по-прежнему обладают серьезным влиянием на своих бывших «подопечных» в экономике, образовании, культуре.
В XX в. западные страны доминируют и в международных отношениях. После второй мировой войны безусловное лидерство в мировой политике перешло к США. Однако у них появился серьезный соперник в лице СССР, что позволило аналитикам говорить о «биполярности» в международной расстановке сил в 40—50-е гг.
В начале 60-х гг. Европа восстановила свои позиции в мировой политике, затем в качестве центров силы выступили Япония и Китай, что привело к образованию силового «пятицентрия» в 70—80-е гг. С учетом распада СССР и реального соотношения сил в начале 90-х гг. роль СШАпри участии западноевропейских союзников представляется бесспорно ведущей.
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
Говоря о месте западной цивилизации в истории XX в., нельзя не затронуть вопрос о ее военной мощи. В этом отношении США и Западная Европа превзошли другие страны. В послевоенный период только СССР и его союзники могли противостоять этой мощи и выступали в качестве противовеса.
Западная Европа на протяжении всего столетия являлась ареной гонки вооружений, военного противостояния разных блоков. Не случайно именно в Европе начались обе мировые войны. Однако в начале 90-х гг. здесь сложилась уникальная ситуация, связанная с распадом СССР и Организации Варшавского договора, которая позволила остановить накопление оружия и приступить к уничтожению его излишков. Думается, что в новых условиях западные страны могли бы стать гарантами мира на нашей планете.
В области науки и техники страны Западной Европы и США лидировали на протяжении всего столетия и сохраняют свои позиции по сей день.
Значительное влияние на мировую культуру в XX в. оказала культура западной цивилизации. До начала II мировой войны «законодателями мод» в литературе и искусстве выступали европейцы, и Западная Европа принимала паломников из разных уголков планеты, желавших прикоснуться к ее культурным сокровищам. После же окончания войны американская массовая культура развернула наступление по всему миру и завоевала лидирующие позиции. Влияние американского кино, литературы, телевидения, индустрии развлечений, спорта и т. п. ощущается повсеместно.
Таким образом, даже краткий обзор места западной цивилизации в истории XX в. позволяет говорить о том, что она выступала бесспорным лидером и оказала решающее влияние на ход событий в этом столетии.
И. М. Узпародов
6.2. Была ли дореволюционная
Россия малокультурной страной и «тюрьмой народов»?
В оценке состояния России накануне революционных потрясений в литературе прослеживаются два основных подхода: традиционалистский и обновленческий. Первый исходит из признания отсталости страны, существования практически неразрешимых в рамках самодержавия социальных, культурных, национальных противоречий. Второй подход заключается в ориентации на признание России процветающей страной, естественное развитие которой по капиталистическому пути нарушил заговор революционеров. Точка зрения исследователей, пытающихся выйти за пределы этого круга идей и проанализировать историю Рос-сии XX в. на основе цивилизационного подхода, еще не получила широкого распространения.
Уровень культуры, образования, национальных отношений, достигнутый Россией к началу XX в., явно недостаточно отвечал потребностям буржуазного модернизаторского процесса. Относительный рост экономики, прежде всего промышленности и железнодорожного транспорта в конце XIX в. породил спрос на образованных граждан и усилил тягу к образованию в среде всех классов и сословий общества.
Правительство, опираясь на заметное поступление средств в государственный бюджет, резко увеличило ассигнования на эту сферу: с 1900 по 1915 г. более чем в 5 раз. Численность учеников в школах составила 8—9 млн человек, т. е. возросла вдвое. Главную роль стала играть светская школа в противовес церковно-приходскому образованию. В России было 1724 гимназии с 558 тыс. учащихся, 324 реальных училища с 95 тыс. учащихся, более 2000 специальных учебных заведений с 240 тыс. учащихся, 91 вуз со 130 тыс. студентов. Однако уровень образования изменился мало: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 человек, а в 1917 г. этот показатель составил 30 человек. Если во всех ведущих странах мира к началу XX в. действовали законы о всеобщем обучении, то в России подобные законы дебатировались в Государственной Думе, но так и не были приняты. Образование в целом носило со-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX и....
словный характер, причем дворянство, купечество, частично казачество имели привилегии в получении образования по сравнению с рабочими и крестьянами. Такой характер образования предопределил специфику развития русской культуры. Общепризнан подъем русской культуры на рубеже XIX—XX вв. («Серебряный век») и не подлежит сомнению ее мировой уровень. Однако эта культура носила по преимуществу элитарный характер, что только подчеркивало общую отсталость страны.
Оторванность русской интеллигенции от народа и ненависть трудящихся к носителям элитарной культуры стали питательной средой для развития в массах настроений нигилизма и анархизма, классовой ненависти, что проявилось в 1917 г. В рамках существовавшего политического и социально-экономического строя преодолеть пространство между культурной элитой и народом, обеспечить всеобщее образование не могли ни Дума, ни правительство. Глаза правительства В. Н. Коковцов говорил в одном из выступлений в Думе 1913 г., что никому не следует предъявлять требования о том, чтобы в течение 20 лет Россия могла догнать государства с вековой культурой, так как это невозможно!
Действительно, на огромной территории России имелись разительные противоречия в уровне образования между городом и деревней, между центром и национальными окраинами. Наличие народов с феодальными и патриархально-родовыми пережитками в полиэтническом образовании, именуемом Российской империей, обусловливало принципиальную невозможность ликвидации культурного отставания в ограниченные временные сроки в условиях самодержавия. Русские социал-демократы были убеждены не без оснований в том, что Россия была империей— «тюрьмой народов», которая систематически культивировала отношения национального неравенства, проводила политику насильственного русификаторства национальных культур и даже травила национальные меньшинства, в частности евреев.
В этих рассуждениях есть рациональное зерно, заключающееся в том, что действительно, часть народов была включена в империю насильно, а самодержавие в условиях назревания революции стремилось осуществлять принцип «разделяй и властвуй*, натравливая одни народы на другие, организуя черносотенные погромы, дело Бейлиса и т. д. Но в то же время имелась и другая тенденция в развитии Рос-
сии как сообщества наций. В силу своего геополитического евразийского положения Россия объективно выступала по отношению к окружающим ее народам как покровитель и защитник, сначала от набегов кочевников, затем от агрессии Османской империи и других стран. Это предопределило добровольный характер вхождения народов Украины, Грузии, Казахстана, ряда народов Северного Кавказа (кроме Чечни). В составе Российской империи Финляндское княжество пользовалось автономией, а на Северном Кавказе было установлено военно-народное управление, предполагавшее сохранение общественного строя местного населения, желавшего жить в соответствии с требованиями адата. Имперские связи были не только отношениями подчинения, но и сотрудничества. Многие народы в рамках такой империи были избавлены от крайностей деспотизма собственных правителей, им был обеспечен относительный динамизм общественного развития, условия для осознания европейской культурной идентичности, преодолевающей культурную замкнутость. Владимир Соловьев писал: «Россия больше, чем народ, она есть народ, собравший вокруг себя другие народы — империя, обнимающая семью народов».
Российская империя как страна второго эшелона развития капитализма сочетала в себе противоречивые тенденции в культуре и в национальных отношениях. Ее особенности, определяемые геополитическим положением на стыке европейской и восточной, азиатской цивилизаций, а также спецификой догоняющего типа развития, позволяют говорить о существовании в России если не цивилизации, то особой субцивилизации, отличающейся в целом и от Европы, и от Азии. Эту специфику давно заметил Н. А. Некрасов в своих хрестоматийных строках: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!»
И. Г. Кислицына
6.3. Чем характеризовалась система политических партий в России начала XX в.?
В изучении становления и развития многопартийности России в начале XX в. присутствуют два подхода: через при-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
зму истории большевизма и через комплексное рассмотрение системы политических партий, социально-политических условий ее функционирования. Второй подход позволяет создать подлинно научную историю политических партий.
Формирование системы политических партий России происходило в условиях общенационального политического кризиса. Во время предреволюционной ситуации 1903— 1904 гг. активизировалось либеральное движение, продолжалось создание политических партий в национальных районах.
Наиболее интенсивно процесс образования партий разверЕгулся после принятия Манифеста 17 октября 1905 г., давшего формальное основание функционированию многопартийной системы. В России возникло и в разное время существовало около 100 партий.
Типология многопартийной системы включала в себя такие основные типы партий:
— консервативные, выступавшие за сохранение само
державной системы;
— консервативные либералы «октябристского типа»;
— либералы, или конституционные демократы;
— неонародники;
— социал-демократы.
Консервативные партии были представлены «Союзом русского народа», Русской монархической партией, Всероссийским съездом земельных собственников, а также более мелкими монархическими организациями. Объединяющим центром консервативного течения являлся «Союз русского народа» — партия монархическая, националистическая, основная сила крайне правых сил. Это была массовая организация численностью до 400 тысяч членов. Социальный состав отличался разнородностью: помещики, духовенство, мелкая буржуазия, рабочие и др. Среди руководителей «Союза» были преподаватели, врачи, юристы, инженеры, ученые. Лидеры — А. И. Дубровин, Б. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков. Центральные издания — «Русское знамя», «Московские ведомости». В основе идеологии лежала формула «православие — самодержавие — народность». В политическом плане характерно выдвижение принципов абсолютной единоличной власти, национализм, антисемитизм. В аграрном вопросе крайне правые ограничивались требова-
кием продажи крестьянам пустующих государственных земель, развития аренды и улучшения кредита.
К консервативным либералам, правому флангу российского либерального движения относились «Союз 17 октября?, Партия правого порядка, Торгово-промышленная партия, Прогрессивно-экономическая партия и др. Ведущая партия этого направления — «Союз 17 октября» — сложилась в 1907 г. и насчитывала 75—-77 тысяч членов. По социальной природе «Союз 17 октября» был партией служилого дворянства и крупной, частично «одворяненной» торгово-промышленной и финансовой буржуазии, поддержки в широких массах города и деревни не имел. Лидеры — А. М. Гучков, М. В. Родзянко, Д. Б. Шипов. Печатные органы — «Голос Москвы», «Слово». Программа предусматривала сохранение единой, неделимой России, сильной конституционной монархии. Октябристы отстаивали реформистский путь, добивались уравнения крестьян с другими сословиями, облегчения выхода из общины, отчуждения за выкуп части помещичьих земель, допускали экономические стачки, профсоюзы.
Конституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформилась в 1905 г., была левым крылом российского либерализма. Близкими к ней были Партия демократических реформ, демократический Союз конституционалистов, Украинская либеральная партия, Польская прогрессивно-демократическая партия, Еврейская либеральная партия и др. Партия кадетов насчитывала 50—55 тысяч членов. В ее состав входил цвет русской интеллигенции, часть либерально настроенных помещиков, средняя городская буржуазия, служащие, врачи и др. В период революции 1905—1907 гг. в местных организациях было много представителей «социальных низов». Лидеры — П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, В. Д. Набоков, братья Долгорукие. Основные издания — «Речь», «Вестник партии народной свободы». Программа предусматривала установление конституционной парламентской монархии, буржуазные свободы, 8-часовой рабочий день, право на стачки, профсоюзы, государственное страхование, свободу языков, вероисповедания, наделение малоземельных крестьян за счет государственных земель и отчужденной части помещичьих по рыночной цене..
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в,...
Неонародники были представлены Партией социалистов-революционеров (П. С.-Р.), трудовиками, армянской партией «Дашнакцутюн», Польской социалистической партией, Латышским социалистическим союзом, Еврейской социалистической рабочей партией (Серп) и др. Наиболее многочисленной и влиятельной была П. С.-Р. (эсеры). Организационно оформившись в 1902 г., в 1907 г. она насчитывала 65 тысяч человек. Пользовалась значительным влиянием среди крестьян, части рабочих, средних городских слоев, интеллигенции. Лидеры — П. А. Гершуни, В. М. Чернов, А. П. Гоц. Основные издания — «Революционная Россия», «Вестник русской революции», «Дело народа». Оставаясь приверженцами народнической идеи о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путем, эсеры внесли коррективы в эту доктрину, обусловленную изменениями в России и в мире к началу XX в. Программа П. С.-Р. включала установление демократической республики, всеобщее избирательное право, отделение церкви от государства, 8-часовой рабочий день, систему социального страхования, организацию профсоюзов. Оригинальность эсеровского социализма заключалась в программном положении социализации земли (ликвидация частной собственности на землю, пользование на уравнительных началах). Важное значение эсеры придавали террору.
К социал-демократам относились РСДРП, армянская партия «Гнчак», социал-демократические партии Литвы, Финляндии, Украины, Бунд, Поалей-Цион. Ведущей среди них была РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия), сформировавшаяся в 1898—1903 гг. на базе марксистских организаций. Численность к весне 1903 г. — 25,6 тысячи членов. В 1906 г. в партию влились польские, литовские, латышские социал-демократы, Бунд и ее численность составила около 100 тысяч. РСДРП отличалась мошной разветвленной сетью в губерниях. В организационном плане для партии характерна большая связь с городскими социальными структурами, чем с крестьянами. Лидеры партии — Г В. Плеханов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов. Программа предусматривала низвержение самодержавия, созыв Учредительного Собрания, установление демократической республики, обеспечение демократических свобод, уничтожение сословий, право наций на самоопределение, широкую автономию, всеобщее вооружение народа, отде-
ление церкви от государства. Особо выдвигались требования, направленные на защиту интересов рабочих и крестьян. После 1903 г. произошел раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков («мягких марксистов»).
Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующие:
— ни помещики, ни деловая торгово-промышленная
буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «сво
их», адекватно выражавших их интересы партий;
— не было правительственной (в западном понимании)
партии, поскольку Совет Министров назначался не
Думой, а лично царем и все российские партии в той
или иной мере находились в оппозиции правитель
ству, критикуя его политику либо слева, либо справа;
— ни одна российская политическая партия до февра
ля 1917 г. не прошла испытания властью;
— слабым местом политической системы России нача
ла XX в. был механизм функционирования многих
партий (нелегальный или полулегальный);
— в Государственной Думе были представлены далеко
не все партии, особенно национальные;
— крестьянская Россия и' российская «глубинка» была
слабо охвачена процессом партийно-политического
строительства, который шел в основном в админист
ративных и промышленных центрах страны.
Н. В. Старикова
6.4. Каковы особенности и итоги первой русской революции 1905-1907гп?
В отечественной историографии длительное время доминировала ленинская оценка революции 1905—1907 гг. как «генеральной репетиции Октябрьской революции», которая ставила в центр внимания позиции большевистской партии. На современном этапе развились точки зрения, отрицающие ведущую роль в этой революции каких-либо партий и движений и рассматривающие ее как столкновение демократических и антидемократических сил в российском обществе в условиях кризиса государственной
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
власти. Ряд авторов видит сущность революции в деятельности революционно-террористических организаций, выполнявших заказ неких наднациональных сил и срывавших правительственный реформаторский курс. В литературе распространилось мнение о том, что конец революции не означал ее поражения в полном объеме.
Революции в России в начале XX в. были обусловлены комплексом причин объективного и субъективного характера. Непоследовательность реформ 60—70-х гг., реакционные контрреформы 80-х гг., экономический кризис и поражение в русско-японской войне 1904 г. создали необходимые социально-политические предпосылки для революционного взрыва. В стране обострялись противоречия между полуфеодальными структурами (самодержавие, сословный строй, помещичье землевладение и др.) и новейшими нормами организации промышленности и финансового капитала. Традиционная духовная отчужденность социальных низов и элитарных слоев общества достигала пиковых значений. В этих условиях революционная ликвидация застарелых пережитков феодализма составляла объективно главную задачу всех прогрессивных сил общества.
В отличие от стран Западной Европы, где эта цель была достигнута в XVII—XVIII вв., в России решение проблемы проходило в период формирования империалистических отношений, что привело к образованию не двух, а трех политических лагерей: реакционного правительственного, либерально-буржуазного и революционно-демократического. Интересы 14 миллионов рабочих и более чем 100 миллионов крестьян представляли в основном партии социал-демократов и социалистов-революционеров. Либеральные течения способствовали формированию революционного сознания прежде всего интеллигенции и средних слоев города.
Начавшаяся после расстрела царскими войсками мирного шествия рабочих 9 января 1905 г., революция была в значительной мере народным стихийным движением, которому партии пытались придать организованный характер и нужную им направленность. На первом этапе революции с января по декабрь 1905 г. шел подъем революционного процесса, выражавшийся в росте стачечного движения, стихийном создании Советов рабочих депутатов — прообраза грядущей власти, первых столкновениях с властями. Съезды политических партий и движений определяли свою так-
тику в соответствии с пониманием задач и характера революции. Самая радикальная — большевистская партия на своем III съезде впервые поставила задачу перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую как возможный итог революции. Результатом напора масс стали уступки самодержавия, прежде всего Манифест 17 октября 1905 г., в котором были впервые провозглашены права и политические свободы граждан, а также созыв Государственной Думы — первого русского парламента. Кульминацией первого этапа революции принято считать произошедшие в ряде городов — Москве, Сормове, Ростове-на-Дону и других вооруженные восстания рабочих, подавленных в крови. Баррикадные бои сменились расстрелами, карательными экспедициями и военно-полевыми судами. Начался настоящий государственный террор, временно остановивший революционный процесс.
С начала 1906 г. по июнь 1907 г. происходил постепенный спад революционного движения, сокращение количества стачек и числа бастующих. Вооруженные выступления (Свеаборг, Кронштадт) носили спорадический характер. Либеральные партии сочли революцию законченной и сосредоточились целиком на парламентской деятельности, пытаясь решить аграрные и национальные проблемы. Левые партии продолжали поиск путей активизации революционного процесса, бойкотировали I Государственную Думу, но благоприятное для них время прошло. Конец революции традиционно относится к 3 июня 1907 г., когда была разогнана «левая» II Государственная Дума, арестованы социал-демократические депутаты, издан вопреки гарантиям Манифеста 17 октября 1905 г.- новый избирательный закон, искусственно обеспечивающий правым партиям гарантированное большинство в новых государственных думах. С приходом в правительство П. А. Столыпина самодержавие начало осуществлять умеренный реформаторский курс, рассчитывая снять остроту социальных проблем в стране. В стране утвердился политический режим, получивший название «столыпинский бонапартизм», лавирующий между основными политическими силами общества и пытающийся на этой основе провести умеренные реформы, обеспечивающие сохранение существующего строя в неприкосновенном виде. Реформистские подвижки сочетались с террористическим преследованием революционеров,
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
запретом и ограничением рабочего движения и профсоюзов, реакционным наступлением на права и свободы граждан в целом.
Однако, фиксируя поражение революционных сил, нельзя считать, что революция в целом прошла для России даром. Несмотря на реакцию и террор столыпинского режима, был сохранен первый русский парламент, легально действовали буржуазные партии и профсоюзные организации, не были ликвидированы официально политические права и свободы. Правительство отменило выкупные платежи крестьян, начало аграрную реформу. Под воздействием революции Россия де-факто стала своеобразным «полусамодержавием». Хотя в России по-прежнему отсутствовала Конституция, однако самодержец Николай II был вынужден считаться с мнением партий и движений, с Государственной Думой. Россия сделала большой шаг на пути превращения ее в более современную конституционную монархию, что при наличии квалифицированного высшего политического руководства могло положить начало эволюционному развитию страны. Но поскольку этого не произошло, первая русская революция 1905—1907 гг. заняла свое место в истории главным образом как Пролог великих революционных катаклизмов 1917 г.
С. Л. Кислицын
6.5. Была ли Государственная Дума настоящим парламентом?
Этот вопрос вызван как стремлением на основе исторического опыта лучше понять роль и место Государственной Думы в современной России, так и не вполне верными суждениями некоторых авторов о больших возможностях, которые открывались перед этим представительным учреждением в деле политического переустройства Российской империи.
Действительная история существования четырех государственных дум в начале-ХХ в. не дает оснований для подобных выводов. Брошенная премьер-министром Коковцовым при открытии III Государственной Думы фраза: «Слава богу, у нас нет парламента!» — довольно точно отражала реальное положение дел.
С самого начала деятельности Думы правительство старалось придать ей только законосовещательный характер, нисколько не нарушающий прерогатив самодержавной власти. В высочайшем Указе от 10 февраля 1906 г. «О составе и устройстве Государственной Думы» было сказано, что все принятые Думой законопроекты должны проходить предварительное обсуждение в Государственном Совете, состоящем из доверенных царю лиц, и утверждаться императором. В принятом накануне открытия I Думы «Своде основных государственных законов» дополнительно разъяснялось, что вся полнота исполнительной власти по-прежнему принадлежит царю. Только он мог назначать и смещать министров, проводить внешнюю политику государства, осуществлять руководство армией и полицией, объявлять войну и заключать мир, вводить в любой местности военное и чрезвычайное положение. На долю Государственной Думы оставалось, таким образом, лишь обсуждение своих или предложенных правительством законопроектов, утверждение государственного бюджета да депутатские запросы по поводу различных правительственных злоупотреблений.
Правда, согласно Манифесту от 17 октября 1905 года ни один закон не мог вступить в силу без согласия Думы, что должно было обеспечить контроль общественности за действиями правительства. Однако правительство и здесь нашло возможность урезать эти полномочия Думы. В «Свод основных государственных законов» был включен особый 87-й параграф, который давал царю право на время распускать Думу и издавать нужные ему законы в перерыве между ее сессиями.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!