![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
3. 1. Что такое «осень средневековья»?
В научный оборот это понятие было введено голландским ученым И. Хейзингой, который в 1919 г. опубликовал книгу «Осень средневековья», получившую широкую известность во всех европейских странах. Сам автор, изучая формы жизненного уклада и мышления во Франции и Нидерландах, говорил об «осени» как о последней жизненной фазе средневековой культуры. В современной исторической литературе понятие «осень средневековья» употребляется в более широком смысле: в качестве синонима для обозначения и «кризиса христианского мира» («угасания» западноевропейской цивилизации) и начала эпохи Возрождения, которую никак нельзя описать в терминах упадка и заката. Поэтому термин «осень средневековья» в настоящее время чаше всего используется в историографии для характеристики западноевропейского общества XIV—XV вв. в целом.
В начале XIV в. христианский мир в его целостности стабилизировался и достиг «последней границы». При этом он не просто остановился, но «съежился» (Ж. Ле Гофф). Прекратились распашка и освоение новой земли, наблюдалось запустение полей и даже деревень. Началась девальвация монеты, сопровождавшаяся экономической депрессией и банкротствами. По Европе прокатилась волна городских бунтов и крестьянских восстаний. Плохие урожаи, рост цен и всеобщий голод потрясли Европу, а Великая чума сере-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь.
дипы XIV в. довершила дело: демографическая кривая склонилась и поползла вниз, кризис превращайся в катастрофу.
Средневековое общество было обществом феодальным, аграрным, деревня являлась подлинным центром его экономической и социальной жизни. Поэтому кризис XIV—XV вв. не только поразил в первую очередь сельскую экономику, но и сопровождался глубинными изменениями прежде всего в феодальном способе производства. Наиболее ярким проявлением этих изменений в западноевропейской деревне было освобождение крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Сеньориальная реакция — попытка восстановить их личную зависимость, предпринятая в XIV в., — не увенчалась успехом. Европейское крестьянство уже в XIV— XV вв. стало свободным сословием, хотя и не добилось еще юридического признания своих прав на землю.
Пережив период неурядиц, феодалы стали заменять земледелие более доходным скотоводством, постепенно преображая сельский пейзаж «огороженными» землями. Изменились условия и формы эксплуатации крестьян, появились краткосрочные крестьянские держания на условиях фиксированной денежной ренты. Классические формы вассалитета, основанные на договоре и дополненные предоставлением феода сеньором со стороны сеньора, заменялись переводом вассала на денежное содержание.
Общим следствием развития этих процессов была возросшая роль товарно-денежных отношений, всеобщая «коммерциализация» общественной жизни, которая не только порождала социальное недовольство, но и расшатывала привычные сословные границы. «Благородное» происхождение уже совсем не гарантировало «благородного» уровня жизни. Возможности внеэкономического принуждения по отношению к лично свободным держателям земли на основе юридически оформленных договорных отношений резко сокращались. Вместе с тем сомнительные с точки зрения феодального менталитета занятия ремеслом и торговлей, и уж тем более просто «позорные» кредитно-ростовщические операции обеспечивали если не процветание, то по меньшей мере вполне осязаемое материальное благополучие.
Усиление хозяйственной самостоятельности крестьянства и бюргерства сопровождалось изменениями в трудовой этике. Индивидуальные трудовые усилия в условиях развития товарно-денежных отношении вознаграждались более адекватно. Труд из подневольного отбывания феодальной повинности начинает превращаться в источник благосостояния. В результате возникает и крепнет профессионально-требовательное отношение к работе, а производительная деятельность приобретает значение высшей морально-ре-лигиозноЙ ценности. «Осень средневековья» в этом плане стала и временем зарождения нового религиозного миропонимания, догматические основы которого будут сформулированы позже Лютером, Цвингли и Кальвином в их ре-формационных вероучениях.
Наряду с церковной культурой формировалась светская, гражданская, основанная на римском праве и опиравшаяся на расчет. В общественной мысли получают развитие рационализм и утилитаризм, согласно которым источником знания, критерием истины и основой поведения людей являются разум и практическая польза.
В тех европейских странах, и прежде всего в Италии, куда переместился центр новаций, ни крестьяне, ни рыцари, ни священники не занимали уже господствующего положения. Оно перешло к негоциантам, банкирам и купцам, торговавшим всем чем угодно, дававшим в долг королю, собиравшим во всем католическом мире папский налог. Жизнь сосредоточилась не вокруг соборов, а на площадях, где обсуждались политические дела и шел свободный обмен словами и вещами, и вдоль улиц, на которые выходили мастерские и лавки.
Даже феодальная монополия в военном деле — «святая святых» военно-служилого сословия — была утрачена после поражений французского рыцарства во Фландрии, немецкого и бургундского — в Швейцарии и повсеместного распространения огнестрельного оружия в Европе начиная с XIV в.
В условиях «кризиса» усилилась тенденция к государственной централизации. Стала набирать политическую силу королевская власть, которая, опираясь на различные сословия, повела решительное наступление на политический суверенитет крупной феодальной знати. В Западной Европе стали оформляться со словно-представительные монар-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3- Московская Русь...
хии и начал утверждаться новый статус короля: не верховного сеньора, а носителя публичной власти. Тем самым была подготовлена французская монархия Карла VII и Людовика XI, власть Тюдоров в Англии и испанское единство при католических королях.
Кроме того, создание сословно-представитсльных органов власти, а затем усиление абсолютистских тенденций сопровождалось формированием чиновничьей бюрократии, что открывало доступ к государственно-политической деятельности выходцам из презренных «простолюдинов*. Пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующего класса. Примером тому является Столетняя война (1337— 1453 гг.), к которой одинаково стремилась английская и французская знать, чтобы разрешить свои затруднения. Война, как всегда, ускорила ход событий и разродилась новой экономикой и социальными отношениями.
На «осень средневековья» приходится и расцвет эпохи Возрождения. Ее родиной была Северная Италия, регион, который в XIV—XV вв. выделялся своими процветающими городами-государствами как средоточием новейших форм хозяйственной жизни, финансово-торговой активности, бурных коллизий социально-политической борьбы.
Деятели Возрождения, или Ренессанса (Петрарка, Бру-ни, Мирандола, Альберта), рассматривали средневековье как эпоху варварства и невежества и поэтому основную свою задачу видели в формировании новой, основанной на традициях античности, культуры. Возрождая античную культуру, они сформулировали учение, принципиально отличающееся от средневекового мировоззрения, — гуманизм. В центре этого учения оказался человек, предназначением которого объявлялась свобода воли как основа самоусовершенствования личности. В связи с этим гуманисты выдвигали идеал нового человека, человека-личности, творца своей судьбы и своего земного бытия. Мерилом ценности человека были объявлены не происхождение, богатство, знатность рода, а добродетели, доблесть и стремление к самосовершенствованию. Вместе с тем «оборотной стороной титанизма Возрождения» становилась личность, возведенная в абсолют, поставленная в центр Вселенной, освобожденная от моральных уз и традиционных ценностей,
способная творить зло и стать силой не созидания, а разрушения (А. Лосев).
Таким образом, «осень средневековья» в Западной Европе характеризовалась не только «кризисом» традиционного, феодально-аграраого общества, но и началом формирования общества инновационного, торгово-промышленного, городского, для которого характерным становилась экономическая, мировоззренческая, а затем и политическая свобода каждого отдельного человека.
А, В. Лубский, Г. 10. Магакое
3.2. В чем различие между западноевропейской и российской цивилизациями?
Современную европейскую цивилизацию, начало развития которой относят к XVI в., характеризуют различным набором черт, вполне коррелируемых между собой. Одни исследователи обращают внимание на то, что это — торгово-промышленное, городское общество, для которого характерна экономическая, мировоззренческая и политическая свобода каждого отдельного человека. Другие подчеркивают прежде всего антропоцентричный и инновационный характер европейской цивилизации и ее христианские корни, европеизм как явление христианской культуры Запада.
К наиболее часто выделяемым признакам российской цивилизации относят самодержавную форму государственной власти, или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Залольский, «вотчинное государство*; незначительный объем экономической и политической свободы; подчинение общества государству; православие; коллективистскую менталыюсть.
Существуют различные мнения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который называется Россией. Некоторые исследователи полагают, что была одна — «евразийская» цивилизация, в рамках которой выделяют несколько цивилизационных волн: эпоха Московского царства, Российская империя, советский период отечественной истории. Другие советский период рассматривают в качестве особой субцивилизации.
История России в вопросах и ответах
Каждая цивилизация характеризуется определенной доминантной формой социальной интеграции, генотипом общественного развития и специфическим культурным архетипом. По этим параметрам можно выявить различия между западноевропейской и российской цивилизациями.
Доминантной формой интеграции всего европейского культурно-разнообразного ареала до XVI в. был католицизм как универсальный и автономный по отношению к государству нормативно-ценностный порядок, порождавший дуализм западноевропейского общества. Этот дуализм был обусловлен существованием, с одной стороны, единой церкви внутри раздробленного соци©политического пространства, а с другой — многообразием этнокультур в универсальном религиозно-католическом пространстве.
Дуализм общественного бытия в Европе порождал целый ряд конфликтогенных тенденций: религиозной и светской, глобальной и локальной, церковной и государственной, интеграционной и дезинтеграционной, универсальной и традиционной, усиление противоречий между которыми завершилось резкой трансформацией универсального нормативно-ценностного порядка и переходом от традиционной цивилизации к современной.
Эта трансформация произошла в результате «национализации» церкви государством и религиозной реформации (про-тестантско-католического противоборства). «Единой и единственной матрицей европейской цивилизации» как результатом социального компромисса стал либерализм, который, оказавшись доминантной формой европейской интеграции, создал новое нормативно-ценностное пространство, универсальное для всего западноевропейского мира и автономное по отношению к возникшим национальным государствам и к культурному европейскому разнообразию.
Цивилизационный сдвиг в Западной Европе был связан также с переходом с эволюционного пути социального развития на инновационный, что сопровождалось усилением вмешательства людей в общественные процессы путем сознательного культивирования таких интенсивных факторов развития, как наука и техника.
Переход на инновационный путь развития требовал особого духовного состояния и становления такой трудовой этики, которая превращала труд из бытовой нормы в одну
Раздел 3. Московская Русь..
из главных духовных ценностей культуры. Такая этика окончательно утвердилась в эпоху Реформации прежде всего в протестантизме, христианский идеал которого («молись и работай»), заложивший основы «духа капитализма», означал, что человек, через работу обретая спасение души, не делегирует свои права наверх, а сам решает все возникшие перед ним проблемы.
Активизация этих факторов в условиях господства частной собственности и формирования гражданского общества привела к мощному технико-технологическому рывку западноевропейской цивилизации и возникновению в разных странах такой формы политического режима, как либеральная демократия.
Восточноевропейский мир в этом отношении был иным. Российская цивилизация с момента своего возникновения в XVI в. вобрала в себя огромное религиозное и культурное многообразие народов, нормативно-ценностное пространство бытия которых не способно было к самопроизвольному сращиванию, к синтезу в универсальном для евразийского ареала единстве. Православие было духовной основой русской культуры, оно оказалось одним из факторов становления российской цивилизации, но не ее нормативно-ценностным основанием.
Таким основанием, доминантной формой социальной интеграции стала государственность. Поэтому в российской цивилизации не было того нормативно-ценностного порядка, который оказался бы автономным по отношению к государству. Более того, государство в России постоянно стремилось к трансформации национально-исторического сознания и этнокультурных архетипов, пытаясь создать соответствующие структуры, легитимирующие деятельность центральной власти. Такими структурами были прежде всего этатизм и патернализм, которые со временем стали доминирующими и, в известной степени, универсальными в массовом сознании евразийского суперэтноса.
Легитимность государственной власти в России поэтому не столько опиралась на идеологию (например, идею «Москва — третий Рим»), сколько обусловливалась этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка в качестве антитезы локализму н хаосу. И этот «этатистско- патерналистский»
История России в вопросах и ответах
I
Раздел 3. Московская Русь...
порядок был реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур.
Дуализм общественного бытия поэтому в России имел иную природу, чем на Западе. Он выражался прежде всего в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступала универсальная и автономная государственность. Это конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями. Характер российского общества определялся не договором граждан и власти об обоюдном соблюдении законов, а своеобразным молчаливым сговором об обоюдной безнаказанности подданных и государства при нарушении закона.
Существенно отличаются и конфликты в России, их участники не просто отрицают друг друга, а стремятся стать единственной социальной целостностью, что приводит к глубокому социальному расколу в обществе. Этот раскол нельзя «снять» путем компромисса, его можно только подавить, уничтожая одну из противостоящих сторон. Отсюда и своеобразная трактовка понятия свободы в российской ментальное™ как признания только собственного права на выбор и отказа другим в таком праве. Свобода по-российски — это воля, свобода для себя и подавление других.
Кроме того, следует учитывать и своеобразие сложившегося в эпоху Московского царства «вотчинного государства», и отсутствие в России многих феодальных институтов западноевропейского типа, что в значительной мере обусловило специфику политического развития Московского царства. Московские князья, а затем русские цари, обладавшие огромной властью и престижем, были убеждены, что земля принадлежит им, что страна является их «собственностью», ибо строилась она и создавалась по их повелению. Такое мнение предполагало также, что все живущие в России — подданные государства, слуги, находящиеся в прямой и безусловной зависимости от государя и поэтому не имеющие права претендовать пи на собственность в европейском смысле слова, ни па какие-либо неотъемлемые личные «права». Так в Московском царстве сложилось особое воззрение на отношение власти и собственности, которое, пронизав все институты политической власти, прида-
ло им характер «вотчинного государства», подобия которого было не сыскать в Европе (Р. ГТайпс).
Говоря об особенностях образования Московского государства, надо отметить, что с самого начала оно формировалось как «военно-национальное», основной движущей силой развития которого была перманентная потребность в обороне и безопасности, сопровождавшаяся усилением политики внутренней централизации и внешней экспансии (П. Н. Милюков). Это в значительной степени предопределило выбор пути социального развития, связанного с переходом общества в мобилизационное состояние, основу которого составляли внеэкономические факторы государственного хозяйствования, экстенсивное использование природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешнеполитическая экспансия и колонизация, ставшая, по выражению В. Ключевского, стержнем всей российской истории.
Поэтому российской цивилизации был присущ иной, чем в Западной Европе, генотип социального развития. Если западноевропейская цивилизация перешла с эволюционного пути развития на инновационный, то Россия пошла по мобилизационному пути, который осуществляется за счет сознательного и «насильственного» вмешательства государства в механизмы функционирования общества.
Такой тип развития является инструментом ускорения эволюционных процессов, одним из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям изменяющегося мира и заключается в систематическом обращении в условиях кризиса к чрезвычайным мерам для достижения экстраордш [ар] (ых целей, представляющих собой выраженные в крайних формах условия выживания общества и его институтов.
Существенно различались и культурные архетипы в России и Западной Европе, где сформировались, соответственно, иоанновский и прометеевский типы человека, различающиеся между собой прежде всего стилем мышления и социального поведения.
Для западного, прометеевского человека характерен целе-рациональный стиль мышления, ориентированный на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий. Русскому человеку присущ ценностно-рациональный стиль, признающий значимость прежде все-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
го ценностей, стоящих за целями и средствами социальной деятельности. Этот стиль предполагает поэтому высокую ценность человеческих отношений и как способ проявления этой ценности — большую значимость работы на общее дело. Ценностно-рациональный стиль мышления делает человека способным легко отказываться от одних ценностей в пользу других, от индивидуальных планов в пользу общественных.
Человек иоанновского типа обладает чутким различением добра и зла, он зорко подмечает несовершенство всех земных поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного Добра. Признавая святость высшей ценностью, иоанновский человек стремится к абсолютному Добру и поэтому земные ценности рассматривает как относительные и не возводит их в ранг «священных» принципов. Если же иоанновский человек, который хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного, усомнится в идеале, то он может дойти до крайней охлократии или равнодушия ко всему и поэтому способен быстро пройти путь от невероятной терпимости и покорности до самого необузданного и безудержного бунта.
Стремясь к бесконечному, абсолюту, иоанновский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, восстановить вокруг себя ту гармонию, которую он ощущает в себе. Иоанновский человек — это мессианский тип человека. Иоанновского человека одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения. Он не разделяет, чтобы властвовать, а ищет разобщенное, чтобы его воссоединить. Он видит в мире грубую материю, которую нужно осветить и освятить.
Западный, прометеевский человек, напротив-, видит мир в реальности, как хаос, которой он должен оформить своей организующей силой. Прометеевский человек — героический тип, он полон жажды власти, он все дальше удаляется от духа и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация — его судьба, героизм — его жизненное чувство, трагика — его конец. Поэтому если добродетелями в России являются пассивность и терпимость, консерватизм и гармония, то добродетелями на Западе — деятельность и интенсивность труда, погоня за успехом и богатством.
Иоанновский и прометеевский типы человека различаются между собой и разным содержанием христианской трудовой этики, что было обусловлено также различной ролью монастырей б хозяйственной и культурной жизни в России и в Европе. Если в Европе именно монастыри стали первой организационной формой утверждения новой трудовой этики и подкреплявшего ее идеала «молись и работай», то в России этого не было. После поражения нестяжателей физический труд для русских монахов вообще перестал быть обязательным, главным стало строгое соблюдение дисциплины. Победа иосифлян означала, что главная ценность христианства — спасение души после смерти и труд как ценность оказались отделенными друг от друга. Основной формой спасения души в православии стала заупокойная молитва. Это вело к формированию особой нравственной ситуации в обществе, так как позволяло людям меньше думать о своих грехах в надежде, что они будут замолены другими после их смерти. Замаливание чужих грехов, а не «молитва и труд» стали основной обязанностью русских монахов.
В крестьянской среде также сформировалась такая трудовая этика, которая полагала труд не самоценностью, а неизбежной повинностью, результаты которой не зависят от индивидуальных усилий отдельного человека.
Иоанновский, мессианский, и прометеевский, героический, человек отличаются и характером доминантных человеческих стремлений. В ходе процесса социализации происходит формирование разных сущностных стремлений: «быть как все», «быть личностью», «быть другим».
Потребность «быть как все» является необходимой предпосылкой существования любого социума, поскольку это свойство человеческой сущности обеспечивает обществу стабильность путем сохранения традиций и взаимопонимания. Социализация, однако, это не только овладение системой норм, ценностей, стереотипов поведения, но и становление собственного «Я» как единичной, отдельной и особой сущности, т. е. личности человека как самостоятельного субъекта бытия. Эту потребность в самореализации можно выделить в качестве другого человеческого стремления — «быть личностью».
В российском культурном архетипе преобладает стремление «быть как все», в западноевропейском — «быть
История России в попросох и ответах
Раздел 3. Московская Русь..
личностью». Российское общество является социоцентри-стским, исходным в нем является социальное целое, а не составляющие его люди. Соответственно этому у людей вырабатывается особый тип самосознания. Челозек в таком обществе поглощен социумом, что не означает, однако, наличия между индивидом и обществом непримиримого противоречия. Здесь существует особый тип социальных связей и мышления, при которых человек осознает себя не личностью, а частицей целого, вследствие чего для каждого человека существует только одна социальная ниша — та, которую он занимает. Поэтому единство такого общества, заключающееся в том, что у людей нет иного выбора, кроме как принадлежать этому обществу и выполнять предписанные им социальные роли, — это не принцип, провозглашенный, например, государством, а социокультурная установка, нравственный императив, задаваемые корпоративными ценностями.
Сформировавшееся в ходе цивилизационной трансформации в XVI—XVII вв. западноевропейское общество было антропоцентристским, основу его составили либеральные ценностные ориентации. В фокусе либерального мироощущения находится человек, его неповторимая и уникальная судьба, частная «земная» жизнь. Идеалом либерализма выступает человек-личность, гражданин, который не только осознает, но и жить не может без гражданских прав и свобод, прежде всего права собственности и права индивидуального выбора, т. е. права на самого себя. Либерализм — это ощущение личной свободы и личной ответственности, расчет на собственные действия и собственную судьбу.
Надо отметить, что стремление «быть личностью» является достоянием не только западноевропейской цивилизации. Стремление к личной самоопределенности присуще и человеку социоцеьгсристекого общества, но это порождает в нем внутренний конфликт между предопределенностью и свободой.
А. В. ЛуСскый
3.3. Каковы причины и особенности образования Московского государства?
Процесс образования Московского государства начался в XIV и завершился в начале XVI столетия. В это время была ликвидирована политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик. К Москве были присоединены Суздальско-Нижегородская, Ростовская, Ярославская, Тверская, Новгородская земли, что означало образование единой государственной территории Московского царства и начало перестройки его политической системы, завершившейся установлением самодержавия в России.
Существуют различные точки зрения по вопросу о причинах образования Московского государства. Одни историки считают, что причины политической централизации и сам ее процесс в России были такими же, как и в странах Западной Европы. Они полагают, что материальной основой образования единого Российского государства с центром в Москве было появление в XIV в. в русских землях таких признаков раннебуржуазных отношений, как развитие ремесла, торговли и рынка.
Однако большинство отечественных историков придерживаются мнения о том, что ни подъем производительных сил в сельском хозяйстве, ни развитие ремесла и торговли, ни рост городов как экономических центров в XIV— XV столетиях не являются свидетельством зарождения раннебуржуазных отношений, и поэтому процесс образования единого Российского государства происходил на феодальной основе.
Главную экономическую причину образования Московского государства они усматривают в развитии феодальных отношений «вширь» и «вглубь», что выразилось в распространении этих отношений на всю территорию Северо-Восточной Руси и появлении наряду с вотчинами условного феодального землевладения.
Развитие условного феодального землевладения, считают они, сопровождалось усилением феодальной эксплуатации, степень которой была значительно выше у условных держателей земли (помещиков), поскольку они были вре-
История России в (/опросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь,.,
менными «владельцами» земли. Все это сопровождалось обострением социальных противоречий в стране: между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за «рабочие руки». Помещики нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников.
В качестве внутриполитической причины сторонники данной концепции образования единого Российского государства называют возвышение и рост политического влияния в это время нескольких феодальных центров: Москвы, Твери, Суздаля, претендовавших на объединение вокруг себя остальных русских земель. В этих княжествах наблюдалось одновременное усиление княжеской власти, стремящейся подчинить своей власти удельных князей и бояр-вотчинников.
Основной внешнеполитической причиной являлось сохранение вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды. В это время наблюдается, особенно в городах, рост национального самосознания, выразившийся прежде всего в прокатившейся по русским землям целой серии городских восстаний против татар, что завершилось в конечном счете после восстания в Твери отменой системы бас-качества.
В последнее время в связи с возросшим интересом к русской философско-исторической литературе появились иные концепции образования Московского государства, процесс которого рассматривают как «восстановление», «возрождение» российской государственности. Рассматривая государство как «органический союз народа», представители этой концепции основную причину образования Московского государства усматривают в появлении идеи единого национального государства в народном сознании. Наиболее последовательно идею русской государственности, по их мнению, выражала Москва, все остальные политические центры преследовали узкокняжеские интересы. ■
При этом, правда, отдельные историки вслед за Г. Федотовым отмечают, что московские князья сдержапи победу над своими политическими противниками благодаря своим татарофильским действиям, коварству и вероломству. Татарская стихия, писал Г. Федотов, не извне, а изнутри
овладела душой Руси, и в этом отношении московские князья оказались самыми последовательными в «собирании» русских земель, которое совершалось «восточными методами»: насильственные захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников при поддержке церковных угроз и интердиктов, увод населения в Москву и замена его пришлыми людьми, выкорчевывание местных традиций и обычаев.
Причины образования Московского государства можно интерпретировать и в рамках цивилизационного подхода. Если исходить из признания того, что на рубеже XIII— XIV вв. происходит зарождение новой — евразийской (российской) цивилизации, то тогда Московское царство надо рассматривать не как наследника Киевского государства, а в качестве преемника северо-восточной субцивилизацион-иой периферии Древней Руси. Именно здесь еще до татаро-монгольского нашествия стал зарождаться тот тип государственности, который получил наиболее завершенное развитие в Московском царстве — «деспотическое самодержавие», опирающееся не на систему договорных отношений — вассалитет, а на отношения подданства и службы — министериалитет. Большую роль в утверждении такого типа государственности и социальных связей сыграло монгольское иго, поскольку отношения между русскими князьями и монгольскими ханами строились именно по типу подданства.
В это время происходит становление иного по сравнению с Древней Русью генотипа социального развития. Если для Древней Руси характерен был эволюционный (традиционный) путь развития, то в XIV—XV вв. в Московском царстве утверждается мобилизационный, осуществлявшийся за счет постоянного вмешательства государства в механизмы функционирования общества.
Национальное объединение России, образование унитарного государства началось почти одновременно с аналогичными процессами в Англии, Франции и Испании, но имело целый ряд особенностей. Московское государство с самого начала формировалось как «военно-национальное», движущей силой развития которого была перманентная потребность в обороне и безопасности.
История России в вопросах и ответах
Раздел 3- Московская Русь...
Существует два пути централизации и образования единых национальных государств. Первый путь характеризуетт ся тем, что одновременно происходят процессы политического и экономического объединения. Второй — тем, что1 вначале происходит объединение политическое, а затем экономическое. Первый путь наблюдался там, где процесс образования единых государств совпадал с зарождением ран небуржуазных отношений, обострением противоречий между феодальной знатью и бюргерами, социальной опорой центральной власти, стремящейся ликвидировать феодальные привилегии этой знати и объединить раздробленное социально-политическое пространство в единое государство.
С этой точки зрения образование Московского государства шло по второму пути, т. е. происходило только политическое объединение русских земель. Основной социальной опорой московских князей в процессе объединения выступало служилое сословие (помещики). Процесс централизации сопровождался не зарождением раннебуржуаз-ных отношений, а дальнейшим закрепощением крестьян и жесткой регламентацией жизнедеятельности всех других сословий.
Одной из особенностей образования Московского государства был восточный стиль политической деятельности. Московские князья, добивавшиеся самодержавной власти, были знакомы с двумя образцами — византийским василевсом и монгольским ханом. Западные короли в расчет не принимались в силу того, что они не обладали настоящим государственным суверенитетом, являясь вассалами римского императора.
Непосредственное влияние на образ государственной власти московских князей, на ее институты оказало монгольское владычество, поскольку Золотая Орда дала первый пример централизованной политической власти, с которой нельзя было входить в соглашение и которой надо было подчиняться безусловно.
Многие политические принципы организации ханской власти и ее институты были заимствованы монголами у китайцев. Русские князья переняли у монголов прежде всего политическую философию, сводившую функции государства к взиманию дани и налогов, поддержанию порядка и
охране безопасности. Вместе с тем эта философия была полностью лишена сознания ответственности за общественное благосостояние.
Некоторые историки, рассматривая особенности образования Московского государства, исходят из концепции русского историка М. Довнар-Запольского и американского исследователя Р. Пайпса, создателей концепции «вотчинного государства». В частности, Р. Пайпс полагает, что отсутствие в России феодальных институтов западноевропейского типа в значительной мере обусловило специфику Московского государства. Он считает также, что Северо-Восточная Русь была колонизирована по инициативе и под водительством князей; здесь власть предвосхитила заселение.
Московские государи обращались со своим царством примерно так, как их предки обходились со своими вотчинами, поэтому, полагает Р. Пайпс, идея государства в европейском смысле слова отсутствовала в России вплоть до середины XVII в. А поскольку не было концепции государства, не было и следствия ее — концепции общества: государство в России признало права различных сословий и социальных групп на юридический статус и на узаконенную сферу свободной деятельности лишь в царствование Екатерины II.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!