Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(семиологически-эволюционный этюд)
Некоторые этимологические замечания по поводу метки и несколько этологических примечаний к понятию границы.
Этот текст посвящен феномену метки. Анализ будет произведен на диахроническом материале русского языка, помещенном в различные научноэволюционные контексты (в основном - филогенетический). Понятие метки, как окажется, неотделимо от понятий письма и границы, но расположена до всяких собственно-языковых границ.
1. Феномен метки.
На каком-то этапе, метка еще не связана с языком, об этом говорит уже Пирс, для которого язык состоит из элементов, генеалогически несводимых к одному источнику или единичному знаковому роду. Метка наносится на недружелюбную среду (говоря попросту на пространство), преобразуя его в территорию.
Анализ (под этим термином следует понимать несколько последовательных редукций нетрансцедентального характера, поэтому речь идет не о феноменологии, а скорее о феноменоскопии) превращения недружелюбной среды в территорию, посредством метки, можно произвести на трех уровнях. Во-первых, на этимологическом уровне, возвращая понятию метки его вещную (неабстрактно-денотативную) природу. Во-вторых, на эволюционистском уровне, помещая метку в изначальный мир биологической конкуренции. В третьих, на геометрическом уровне, где всякая метка является частью периметрического асамбляжа. На любом выбранном уровне метка негативно связана с пространство, как ограничитель.
2. Различие, вписанное в пространство до всякой метки.
Метка является лишь оператором перехода пространства в территорию.
Беглый эволюционный анализ (построенный на матрице среда / особь) позволит определить отношения, посредством которых происходит деления пространства до нанесения всякой метки.
а) Простейшие одноклеточные интегрированы в среду и часто не отличаются от нее (симбиоз, ареал обитания=среде).
б) Для насекомых единое понятие среды не свойственно, т.к. "из-за недостатка плоти" они вынуждены жестко функционально дифференцировать среды, поэтому у насекомых существуют среды-функции: среда питания, среда размножения, среда-эмбрион и т.д.
в) Млекопитающие инкорпорируют среды в буквальном смысле, вырабатывая (алиментируя) их в своем собственном теле, среда-функция становится органом-функцией, в то время, как стороне среды в собственном смысле, остается только то, что не смогло инкорпорироваться. Поэтому тело всегда содержит несколько пограничных отверстий, являющихся коммутаторами с оставшейся за его пределами средой.
Тут возникает совсем иной тип границы, организованной, как контур (свойственный всем дырочкам на теле млекопитающего). Но именно в этот момент, возникает потребность в нанесении искусственных границ поверх уже существующих, здесь-то, поверх опасной, бесформенной среды, и появляется территория, ограниченная метками.
3. Границы по периметру и по контуру.
Периметрические границы образуют отношение свое / чужое. Тут зарождается архитектоника собственности и наследования, завета и накопления. На территории ограниченной границей периметром появляется первичные формы семиозиса, предполагающие не столько наименование, сколько защиту. В то же время периметр обеспечивает сглаживание территории, здесь рождается горизонтальное измерения пространства.
Контурные границы организуют отношение внутри / снаружи. Метка отсылает к формированию письма, в то время, как контур отсылает к появлению речи.
Будет не лишним заметить, что периметр грезит о том, чтобы стать контуром или исчезнуть (динамика метки лишь отчасти согласуется с логикой "следа" - остаться любой ценой под любым видом, даже самостираясь, ведь метки часто исчезают бесследно), а контур, напротив, стремиться к периметрическому разрежению или замыканию (губы целующие себя). В любом случае, речь идет о том, чтобы предъявить свои права на безграничность любого рода.
В соответствии с бифуркацией границ (разорваться или уплотниться, стремлению к тотализации или аннигиляции), различным типам границ свойственен индивидуальный, порожденный ей тип коммуникации. Метка образует поле письма. В то время, как органический контур, вписанный в тело, порождает устную речь. Письмо (метка) производит своего адресата, некоего другого, который может, навсегда остаться чистой потенциальностью, как заведомо чужого. Письмо конституирует другого в качестве чужого. Устная речь, контурная оральность, производит своего адресата как себеподобного или себеобразного.
А.В. Усачев Елец
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 660 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!