Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Экономическое могущество державы давало возможность правителю Крита иметь не только сухопутную армию, но и сильный флот, который позволил установить «талассократию Мшгоса», т. е. морское владычество Крита в Эгеиде. Предание отражает реальную ситуацию, сложившуюся в Восточном Средиземноморье в XVI – первой половине XV в. до н. э. Политическое и экономическое развитие острова было невозможно без освоения морского пространства. И в эпоху «новых дворцов» эта задача была успешно решена. На Крите, где быстро развивалось судостроение, были созданы малые быстроходные суда нового типа – эпакриды, ходившие под парусами и веслами и по своим боевым качествам превосходившие корабли всех возможных противников. К тому же критяне освоили новую тактику морского боя, что позволяло им постоянно одерживать верх над вражескими судами.
Поселения в крито‑микенской Греции (выделены курсивом), упомянутые в табличках, написанных линейным письмом Б
Важнейшей задачей военного флота минойцев была охрана морских путей в Восточном Средиземноморье от пиратов, грабивших торговые суда. Флот кносской державы успешно решил эту проблему, уничтожив все базы пиратов на Кикладах. Ликвидировав морской разбой в Эгейском море и обеспечив безопасность морской торговли, Минос установил господство над Кикладами. На завоеванные земли были выведены минойские колонии, причем местное карийское население было изгнано, а земли поделены на участки и распределены среди колонистов. Управлять новыми территориями кносский царь поставил своих сыновей. Известно о многочисленных победоносных войнах, которые вел Минос, и о покорении им многих земель. Археологические раскопки открыли следы пребывания критян на многих островах Эгейского моря (Родос, Кифера, Мелос, Кипр), жителей которых античные авторы называли подданными Миноса, а также на побережье Малой Азии и даже на финикийском побережье.
Благодаря флоту, повелителю Крита удалось не только господствовать над островами, но и подчинить многие области на Балканском полуострове и даже проникнуть в Южную Италию, на Сардинию, Пиренейский полуостров и Сицилию, где, согласно мифам, во время одного из походов знаменитый Минос и погиб. В ходе военных набегов разорялись обширные территории и доставалась богатая добыча. Память об этом сохранилась в преданиях о страшном Критском быке, сеявшем смерть и разрушение в Лаконике. Эти же трагические события отразил и миф об опустошавшем Аттику страшном Марафонском быке, прибывшем с Крита. Захваченные земли включались в состав критской державы и на них основывались многочисленные военные или торговые поселения, являвшиеся опорой критской власти. Обычно присоединенные земли управлялись наместниками, которых назначал царь, но бывало, что покоренные народы сохраняли свою самостоятельность.
Богиня со змеями. Статуэтки из Кносса
Все покоренные и зависимые земли платили Криту богатую дань. Довольно часто, как это было в Афинах, взимание дани производилось путем обращения в рабство юношей и девушек. Однако порой покоренные жители (например, островов Эгейского моря) были обязаны поставлять вспомогательные отряды для критского военного флота. Чтобы удержать подвластные территории в повиновении, практиковалось взятие в заложники детей местных правителей (так случилось с Тесеем, сыном афинского царя Эгея).
Могущество критской морской державы нашло отражение в ее культуре. Прежде всего олицетворением величия государства становятся дворцы. Фрески Кносского дворца отличаются художественной изысканностью и выразительностью. В это время появляются различные стили: морской – с изображением подводного мира, растительный – с растениями и цветами, декоративный – со спиралями и священными символами. А в последний период существования «новых» дворцов появляется дворцовый стиль, в котором преобладают сцены из жизни животного и растительного мира (дельфины, птицы, цветы и т. д.) и изображения женщин с горделивой осанкой.
Особенностью минойского искусства является, казалось бы, неожиданное для эпохи бронзового века явное влияние женского вкуса. Это прослеживается в пристрастии к миниатюрным формам, в обилии мелких деталей, в предпочтении плавных линий, в ярких тонах настенной и вазовой живописи. На фресках во дворцах Крита и острова Фера изображены удивительно миролюбивые сюжеты, без характерных для мужской ментальности сцен охоты, битв и кровопролития[4].
В минойскую эпоху прикладное и изобразительное искусство развивается во всем эгейском регионе. Мастера научились изготавливать различные сосуды из алебастра, мрамора, горного хрусталя, обсидиана и т. п. и покрывать их замечательными рельефами. Зачастую сосуды имеют форму священных животных. Совершенством форм и изяществом отличаются статуэтки из терракоты, фаянса и даже золота. Мастера с большим искусством изображают хтоническую богиню со змеями, Мать богов, «владычицу зверей» со львами. Ювелирное искусство представлено высокохудожественными золотыми перстнями, резными перстнями‑печатями, изделиями из слоновой кости и золота.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 504 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!