Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Персеполис. Изображение первобыка Эвходата 4 страница



Время — око истории, а его бессмертный хранитель — Календарь — мудрый спутник жизни. Он сопровождает каждого из нас со дня рождения до дня смерти. Не будь календаря, мы бы уже давно потерялись в бесконечных далях пространства и времени. В годовом круговороте Солнца, циклах Луны, обращении планет — во всем, на чем построен календарь, сокрыто неукротимое движение времени, а вместе с тем и многовековая история человечества. Приглядись, прислушайся к календарным ритмам, и ты почувствуешь дыхание времени, станешь лучше ориентироваться в мире, поймешь причины многих явлений, научишься жить в гармонии с космосом и природой. Из истории календарей

Календари, как реальная возможность измерять время, пришли к нам из такой далекой древности, что сейчас даже не представляется возможным точно определить, когда же именно был составлен первый из них. С давних времен они стали насущной потребностью для всех жителей планеты. А так как основными видами трудовой деятельности людей были обработка земли и уход за животными, то календарь служил землепашцам и скотоводам самым верным советчиком в вопросах, когда ждать разлива рек, приступать к пахоте земли и готовиться к севу, перегонять скот на новые пастбища, завершать работы и убирать урожай. Как же тут обойтись без календаря? Заметив неукоснительную периодичность в перемещении по небосводу Солнца и Луны, которые к тому же движутся по строго заданному пути, состоящему из двенадцати зодиакальных созвездий, человек, сам того не ведая, создал машину времени — календарь. На основании видимых изменений четырех фаз Луны появился лунный календарь. Изучая суточное движение Луны, древние астрономы установили: период ее обращения вокруг Земли равен 27,321 суток, что составляет сидерический или звездный месяц (от лат. Sidus — звезда), а возвращение Луны в то же самое положение в небесном пространстве относительно Солнца — 29,53059 суток — синодический месяц (от лат. Sinodos — соединение). Именно синодический месяц стал основой лунного календаря и в дальнейшем перерос в лунно-солнечный календарь. Поскольку календарные дни, недели, месяцы и годы могут состоять только из целых чисел, то условились считать в лунном месяце не 29,5 суток, а 29 либо 30. В зависимости от угла расположения Земли и Луны по отношению к Солнцу (солнечным лучам) изменяются очертания видимой части Луны, то есть фазы. Согласно авестийскому учению каждый лунный день имеет свою астрологическую интерпретацию, эмоциональный фон и энергетическую окраску. Его ритмы оказывают воздействие на психологическое состояние человека, а также обязательно учитываются в медицинской астрологии. Знания о влиянии как лунных дней, так и положения Луны в знаках Зодиака, на рост растений успешно пережили века и широко используются в наши дни. Параллельно с лунным календарем для исчисления периодически меняющихся времен года появился солнечный календарь, в котором продолжительность солнечного года равнялась 365,25 суток. Позднее было установлено, что 76 солнечных (тропических) лет и 940 лунных (астрономических) месяцев почти совпадают: 365,2422 × 76 = 27758,7 суток, 29,5306 × 940 = 27758,4 суток. Это открытие позволило составить циклический лунно-солнечный календарь, в 76-летнем периоде которого насчитывается 48 обычных лет, содержащих по 12 лунных месяцев в 29 или 30 суток, и 28 лет, имеющих по 13 месяцев. Чтобы оперировать меньшими числами, решили все эти показатели сократить на четыре, благодаря чему образовался цикл, равный 19 годам: 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев, — который позднее был установлен знаменитым афинским астрономом Метоном, получив название Метонов цикл. По мере развития общества, с образованием государств и расширением межгосударственных связей у людей возникла потребность в едином эталоне исторического времени. Но с какого момента начинать отсчет времени? Какое явление или событие следует считать изначальным в летосчислении? Именно этот вопрос и эта проблема породили столь огромное количество календарей и способов летосчисления. У всех народов широкое распространение получили так называемые эры (aera — исходное число), определяемые временем царствования тех или иных династий: в Египте — династии фараонов, в Китае и Японии — династии императоров, в Западной Европе — династии римских императоров. Современное летосчисление ведется на Западе (в Европе и Америке) от даты Рождества Христова. Обычай считать годы от Рождества Христова ввел в VI веке славянский итальянский монах Дионисий Малый. VI век — это уже по введенному им летосчислению, а до того Дионисий Малый жил в эру Диоклетиана по римскому летосчислению. За день рождения Христа Дионисий принял 25 декабря — день зимнего солнцестояния, но за начало новой эры — 1 января (в этот день еще с 153 года до нашей эры вступал в должность новоизбранный римский консул). Постепенно новое летосчисление распространилось на все христианские страны. Впервые даты от «Рождества Христова» появились в церковных документах через два века после Дионисия. После долгих наблюдений за движением Солнца астрономами была рассчитана продолжительность одного года: 365,2422 = 360 + 5 + 1/4 - 3/400. В этом арифметическом выражении отражена вся история становления солнечного календаря. 360 — число дней в году древнего вавилонского календаря, послужившего основанием для разделения окружности на 360°, а также, возможно, всей шестидесятиричной системы счисления. 5 — число дней, добавленных египтянами, которые уточнили длину года, они же нашли и третье слагаемое — 1/4 суток. Но только в античную эпоху Юлия Цезаря египетский астроном Созиген смог использовать эту поправку для создания юлианского календаря, в котором каждые 4 года вводится дополнительный 366-й день (29 февраля). Ошибка в 3/400 приводила к отставанию календаря от движения Земли вокруг Солнца на целые сутки за 128 лет, что заметили христианские священники при определении дня наступления Пасхи. Необходимая для устранения этой ошибки реформа была осуществлена в 1582 году папой Григорием XIII. Простейшим решением оказалось не считать високосными те последние годы столетий, в которых число веков не делится нацело на 4, например, 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. Этот григорианский календарь дает ошибку в одни сутки только через 3300 лет. Изучение движения Солнца среди множества неподвижных звезд способствовало составлению астрономами карты звездного неба, в результате чего был отмечен годичный путь Солнца по эклиптике и составлен календарь созвездий. Были зафиксированы даты пребывания Солнца в особых точках эклиптики, к которым относятся дни весеннего и осеннего равноденствий, когда Солнце пересекает небесный экватор, переходя из одной полусферы в другую, а также дни летнего и зимнего солнцестояний. В свою очередь, в странах Древнего Востока при составлении календарей большое значение придавалось периодичности движения не только Солнца и Луны, но и таких планет-гигантов, как Юпитер и Сатурн, что привело к созданию 60-летнего циклического календаря, объединяющего в себе пять 12-летних циклов Юпитера и два 30-летних цикла Сатурна. Число «пять» являлось символом пяти элементов природы: дерева, огня, земли, металла и воды. Каждому такому элементу соответствовал определенный цвет: синий (или зеленый), красный, желтый, белый и черный. В соответствии с принципами натурфилософии каждый из пяти элементов обладал общностью противоположностей, поэтому и любая стихия имела как положительные, так и отрицательные качества. Например, огонь, с одной стороны, дает свет и тепло, благодаря которому развивается животный и растительный мир, а с другой стороны, может обжигать и уничтожать все живое. Таким образом, 5 элементов природы имеют 10 циклических знаков или, согласно китайскому обозначению, 10 небесных ветвей. Кроме небесных ветвей, заключенных в 5 элементах природы, существовали еще 12 земных корней, каждому из которых с древних времен присуще название одного из 12 животных. Расположив небесные ветви по горизонтали, а земные корни по вертикали так, чтобы при пересечении образовались 60 неповторимых сочетаний, мы получим схему 60-летнего цикла китайского календаря (см. табл. ниже). Идея создания юпитерианского календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла возникла на основании того, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30°, каждая из которых связана с его прохождением по определенному знаку Зодиака, а также с одним из животных, люди создали этот солнечно-юпитерианский 12-летний календарный цикл. Но следует сказать, что принадлежит эта идея вовсе не китайцам. Таблица «Небесные ветви» и «земные корни» китайского календаря

ПОЯСНЕНИЕ: Цикл, в котором мы живем сейчас, начался в 1984 году — с года Синей Мыши, его номер — первый, вторым годом стал 1985 год — Синей Коровы, третьим — 1986 год — Красного Тигра и т. д. 2004 год, согласно таблице, был 21-м годом от начала цикла, его символ — Синяя Обезьяна. Как видим, совсем несложно рассчитать любой интересующий год. 2005 год был годом Синего Деревянного Петуха (его № 22), хотя правильнее его было бы назвать годом Курицы, поскольку год связан с женским (иньским) началом. А 2006 год Красной (огненной) Собаки (№ 23). Двенадцатилетний юпитерианский календарь издревле существовал не только в китайской, но и в древнеперсидской (зороастрийской) традиции. И потому есть все основания внести историческую справедливость относительно изначальной принадлежности этого календаря. Известно, что на территории Персии юпитерианский календарь был распространен еще в мидийские времена, а это VI век до нашей эры. В древнеперсидских текстах есть упоминания о том, что этот календарь в своей практике использовали мидийские маги. И потому остается вопросом, как он стал китайским? В Китае повсеместное распространение 12-летнего календаря появляется только после прихода к власти династии Цинь, что гораздо позже, чем у персов. Упоминание китайского календаря начинается лишь с III–II веков до нашей эры. Можно возразить: мол, китайцы сами додумались до этого календаря. Но почему же тогда только в III–II веках до нашей эры, а не раньше? Почему этот календарь появился в Китае лишь после того, как в Персии произошли гонения на мидийских магов, и те разошлись по всем окрестностям? Как уже говорилось, часть магов именно в эти времена уходила на восток, после чего и появился величайший расцвет китайской и индийской культуры, появились такие мудрецы как Конфуций и Лао-Цзы, возник буддизм. И почему-то вдруг возник китайский календарь. Возможно, у китайцев был свой подобный календарь, схожий с персидским, но в силу неких причин был уничтожен или потерян. Поэтому, заметив аналогию двух календарей, они с легкостью его приняли, разумеется, добавив туда свою символику. Наряду с китайцами этот календарь приняли корейцы и вьетнамцы. Одним из оснований такого предположения может служить присваивание китайской культурой «Книги Перемен», которая значительно раньше появилась у персов и называлась «Книгой Предков», о чем тоже уже говорилось. К тому же, следует заметить, что именно этот календарь, называемый китайским, по каким-то причинам с легкостью прижился у нас, на территории Руси, да и всей Европы, — почему? Почему у нас не прижились календари майя, ацтеков, инков? Разгадка, по всей видимости, кроется в принадлежности юпитерианского календаря к арийской системе, хранителями которой были древние персы, которые, как и другие представители индоевропейской сообщности, являются потомками ариев. Из других календарей у нас понемногу приживается календарь друидов (по деревьям), который связан с кельтами, тоже относящимися к ариям, к их боковой ветви (кельты в большей степени связаны с красной расой). Как и любые другие календари, юпитерианский календарь имеет свою специфику, которая заключается в том, что он может действовать только на социально ориентированных личностей. То есть рассчитан на людей социума, людей, для которых социум — это все или почти все, которые не имеют ярких черт харизматической, акцентуированной личности, для которых жизнь внутри себя имеет гораздо меньшее значение, чем жизнь в обществе, для людей с активной социальной позицией. Для этого в гороскопе человека Юпитер и Луна должны быть сильнее Солнца и Сатурна [87]. Посмотрите в своем гороскопе, что у вас сильнее — Солнце с Сатурном или же Луна с Юпитером — и вы ответите на этот вопрос. Можно и просто увидеть, какой год (тотем) в человеке проявляется больше: юпитерианский или сатурнианский. Кто он — акцентуированная, самодостаточная личность, для которой не столь важна оценка социума, сколь важна оценка собственная, внутренняя, или же, наоборот, для человека значимо то, что о нем подумают другие, и совершенно не важно, что при этом будет говорить его совесть. Другими словами, что для вас важнее — оценка внутренняя или оценка внешняя? То, что о вас подумают, или то, что вы сами о себе думаете? Кто вы — «человек в пиджаке» или «пиджак на человеке»? Худшее проявление сатурнианца — бери от жизни все. В лучшем случае — «я не могу себе многое позволить, потому что внутри меня есть внутренний закон — совесть!» — категорический императив Канта. Для такого человека превыше всего моральные ценности, которым он подчиняется. Но сатурнианец никогда не станет добровольно подчиняться лишь потому, что так сказал некий начальник, авторитетный глашатай с трибуны или даже пророк, если слова этих людей не соответствуют морально-нравственным установкам. Сатурнианец не подчиняется мнению большинства, у него на все есть свое мнение и свой кодекс чести. Юпитерианец же, наоборот, легко поддается тенденциям общества, являясь некой единицей толпы: как все, так и я, у меня все должно быть, как у всех, или лучше. Хорошо это или плохо? Хорошо, если толпа хорошая, если в обществе господствуют грамотные, здоровые, благородные законы. В этом случае получается соборность, общность. Но если общество порочно, ничего хорошего не выйдет. Однако большинство людей представляют собой и то, и другое, но с доминантой чего-то. Типичных представителей мало. Западная цивилизация — сатурнианская — бери от жизни все (в худшем своем проявлении). Хотя есть и подчинение общим установкам, попробуй выйти из этих рамок. Восточная цивилизация — больше юпитерианская. А мы — и то, и другое, у нас серединная земля, и потому нам надо учитывать оба календаря. А теперь посмотрим, в чем разница между зороастрийским и китайским юпитерианскими календарями. В отличие от китайского, в зороастрийском юпитерианском календаре никогда не было оскверненных животных, называемых храфстрой. Так, году Крысы соответствует год Лося, году Тигра — год Гепарда, год Зайца считается годом Ежа, год Дракона — годом Белого Орла, вместо Змеи берется Лягушка, вместо Овцы — Слон, а вместо Обезьяны — Выдра, все остальные животные те же, что и в китайском календаре. Стихии, соответствующие каждому году, тоже остаются такими же. Юпитерианский календарь обладает полиморфностью, он очень гибок и буквально въедается в коллективное сознание. И главное, что больше господствует в обществе, то и проявляется, поэтому проследите за тем, какими по своей сути вы видите эти годы — больше соответствующими китайским животным, или зороастрийским. Ничего подобного нельзя сказать о 32-летнем сатурнианском календаре: здесь как ты человека ни называй, он будет точным календарным представителем своего тотема, потому что в нем заложено мощное ядро личности, он акцентуированная личность, у него есть стержень. А у юпитерианцев — нет, у них другие законы: раз надо, как все, — значит, так надо. Издревле существовали календари и на Руси, согласно которым вплоть до XIV века ежегодное празднование Нового года приходилось на 21 марта — день весеннего равноденствия. А отменил это Симеон Гордый, сын Ивана Калиты, в XIV веке, за что и поплатился (умер через год от чумы). Доказательством существования древнерусского календаря могут служить материалы раскопок (проведены в 1958 году на Волыни) языческого святилища, датированного II–IV веками нашей эры, где среди множества предметов были найдены два больших глиняных сосуда, разукрашенных значками и рисунками, из которых трижды повторялись только кружки и кресты, которыми древние славяне обозначали Огонь и Солнце. Расшифровывая значки, вспомнили слова летописца X века о славянах: «Черты и резы чтаху и гадаху». Выяснилось, что были найдены те самые «черты и резы», которые оказались древним языческим календарем земледельца и охотника. «Резы» — не что иное, как символическое обозначение календарного месяца и производимой во время него работы. Так, например, одна из «рез» изображалась в виде плуга и соответствовала апрелю, вторая представляла собой ростки растений (май), колосья соответствовали августу, сети для ловли перелетных птиц — сентябрю, пучком пряжи изображен октябрь. Три знака Солнца посвящались марту — месяцу весеннего равноденствия, июню — месяцу летнего солнцестояния и декабрю — месяцу зимнего солнцестояния. Сохранились на календаре и «резы» некоторых праздников. Так, праздник весны древние славяне изображали молодым деревцем, два крестика обозначали праздник Купалы, знак молнии — праздник бога Перуна. Все отмеченные в календаре виды трудовой деятельности отразились далее в названиях и символике зодиакальных созвездий. Так, пребывание Солнца в знаках Водолея и Рыб указывало на влажный, дождливый период года, созвездия Овна и Тельца напоминали о весенних заботах скотоводов, переход Солнца в знак Рака говорил о попятном движении светила и сокращении дня, осенний переход Солнца в знак Девы означал наступление времени жатвы, сбора фруктов и винограда, а периоды охоты знаменовались вхождением Солнца в созвездие Стрельца. Славяне-язычники обожествляли Солнце, а также чудодейственное влияние всех стихий (огня, воздуха, земли, воды) и других реальных сил природы, наблюдая за ними и систематизируя свои сведения о них. По мере развития производственной деятельности обогащался не только практический опыт людей, но и духовно-религиозный. Все это находило отражение в календаре, что расширяло его задачи. Позднее на Руси календарь стали называть Месяцесловом. В этом народном календаре по дням, неделям и месяцам года был расписан полный круг крестьянского труда, семейного быта, праздников и гуляний, представляющий собой вершину народного творчества, которое развивалось на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя науку общения русского хлебопашца с Землей и Космосом, со стихиями и явлениями Природы, с предками, с Добром и Злом окружающего мира. Григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство человечества, имеет свою историю, обращение к которой может дать исследователю богатую пищу для размышлений. Само слово календарь происходит от латинского Calendae, что означает «время уплаты долгов». Календами начинался каждый месяц римского гражданского календаря, учрежденного еще Нумой Помпилием. Такой календарь стал прототипом для последующих юлианского и григорианского календарей. Самыми важными календами в течение года были, разумеется, январские календы, с которых, собственно, и начинался Новый год римского календаря. 1 января в Риме сменяли друг друга на высшем государственном посту консулы, передавая преемникам дела и долги государства. Но даже этот календарь, по которому живет сейчас все человечество, сохранил в себе некоторые элементы первого римского календаря, который был учрежден основателем «Вечного города» Ромулом, и в котором за начало года была принята точка весеннего равноденствия. В календаре Ромула 12 солнечных месяцев назывались просто по порядковым номерам: первый, второй, третий и т. д. В настоящее время от этого календаря сохранились такие названия месяцев, как сентябрь, что в переводе с латинского означает «седьмой», октябрь — «восьмой», ноябрь — «девятый» и декабрь — «десятый». Если подсчитать, относительно какой точки на солнечном пути эти месяцы являются седьмым, восьмым, девятым и десятым, то станет очевидным, что за начало Нового года древние римляне принимали все-таки весеннее равноденствие, а не 1 января, как это стало впоследствии. Празднование Нового года 1 января (в день уплаты по счетам!) является абсолютно искусственным нововведением, поскольку эта дата не является какой-либо значимой точкой на пути Солнца по эклиптике, ритмам которого подчинена вся жизнь на Земле. Опять же, начало суток среди ночи (а не с восходом Солнца!), как, впрочем, и наступление Нового года среди зимы (а не в момент пробуждения природы — весеннего равноденствия!), — вот основные, но не единственные недостатки того гражданского календаря, которым мы вынуждены пользоваться, как руководством к действию. К сожалению, сейчас уже люди не задумываются о том, что 1 января — время необходимой уплаты по долгам, а празднование Нового года в день уплаты долгов обрекает празднующих на постоянную зависимость от государства, поставившего всех граждан в положение должников. Возникает естественный вопрос: а может ли в нашей жизни, такой зависимой от времени, все быть в порядке, когда само понятие о течении времени у современного человечества искажено и поставлено буквально с ног на голову? Если мы не живем в гармонии с окружающей нас природой, как мы можем достичь гармонии в отношениях друг с другом и самими собой? Каким бы ни казалось странным это утверждение, но возвращение календаря к его изначальным базовым природным ритмам действительно могло бы многое изменить в лучшую сторону, как в общественной, так и в личной жизни современных людей. Зороастрийский календарь

Календарным ритмам, как вопросу, связанному со временем (одному из проявлений Зервана), в зороастризме уделяется огромное внимание. При построении календаря учитывается очень много циклов, каждый из которых определяет особенности эволюции того или иного проявления Мира. В пределах каждого цикла выделяется множество фаз, частей, малых циклов, учет которых позволяет выявить глубинные нюансы вызванного им явления, а также скрытые причинно-следственные связи. Так, для циклов, связанных с движением планет, учитывают не только особенности данной планеты и проявляющихся через нее высших сил, но и характеристики знаков Зодиака, в которых находится планета, и особенности отдельных градусов каждого знака. Для глобальных циклов Мироздания надо учитывать еще и характеристики отдельных минут каждого градуса, секунд и даже долей секунд. Календарь древних персов, зороастрийский календарь, с которым во многом схоже летосчисление древних славян и других индоевропейских народов, в корне отличается от нашего современного календаря. Прежде всего отметим, что он очень давний, его происхождение теряется в глубинах истории: когда Заратуштра пришел на Землю в начале эпохи Овна (а это было около четырех тысяч лет назад!), он застал этот календарь уже сформировавшимся и включил в него всего лишь 2–3 праздника. Календарь этот универсален и рассчитан на весьма длительные отрезки времени. Возможно, какие-то небольшие изменения, связанные с эпохами, в нем и могут быть, но в своей основе он останется неизменным, пока существует наш мир. Календарь включает в себя несколько циклов, вложенных один в другой подобно матрешке, и каждый цикл, каждая фаза всех циклов имеет свою особенность, свою характеристику. Календарные циклы отражают глобальный цикл Мироздания, и их значение огромно, именно поэтому зороастрийский календарь разработан очень подробно. Ведущую роль в календаре играют, конечно же, светила: Солнце и Луна (Луна так же, как и Солнце, считается светилом, ночным светилом, вследствие чрезвычайной важности влияния ее на земные процессы). Помимо циклов прохождения светил по Зодиаку выделяются также и циклы, связанные с вращением Земли, с восходами светил над горизонтом и заходами за горизонт: для Солнца — это смена дня и ночи (смена солнечных дней), для Луны — смена лунных дней. При этом за начало солнечного дня берется восход Солнца над горизонтом в данной точке Земли, окончанием дня считается начало следующего, то есть день и ночь (а также дневной и ночной часы) не равны между собой, за исключением дней весеннего и осеннего равноденствий. Для лунных дней началом и окончанием дня является восход Луны. В результате образуются два календаря: солнечный и лунный. В солнечном календаре существуют три основных цикла: по дням в течение месяца, по месяцам в течение года и сам годичный период. В лунном календаре — период так называемого синодического месяца (период между двумя новолуниями, составляющий около 29,53 суток). Началом года в зороастрийском календаре считается совершенно объективное космическое событие — весеннее равноденствие, причем каждый год начинается именно после того момента, как оно совершается (по современному календарю зороастрийский Новый год приходится на 21 или 22 марта). Сам праздник Нового года в персидской традиции получил название Ноуруз, что буквально означает «новый день», на который солнцепоклонники возлагали свои самые светлые чаяния и надежды. Вероятно, возникновение календаря имело место во времена глубокой древности, когда предки ариев жили за полярным кругом, а наступление нового полярного дня означало также и наступление Нового года. В связи с такой жесткой привязкой календаря к космическим ритмам, связанным с движением Солнца, совершенно не приходится говорить о неточности календаря, о накоплении ошибки, так как каждый год проводится его коррекция. Солнечный год включает в себя 12 месяцев, аналогично делению Зодиака на 12 знаков. При этом каждый месяц в отличие от современного календаря состоит ровно из 30 солнечных дней. Эти 12 месяцев составляют 360 суток. Согласно авестийским текстам, именно такой была продолжительность года до вторжения в наш мир Ангра-Манью, внесшего дисгармонию (то есть год делился ровно на 360 суток так же, как зодиакальный круг делится на 360°). Оставшиеся после 360 суток пять или шесть дней называются днями плача и скорби по утраченной гармонии Мира и не входят ни в один месяц. Не правда ли, такая организация календаря ничуть не менее, а даже более логична, чем современного? Но главное, она соответствует объективному устройству Мира и не зависит от прихотей всевозможных реформаторов календаря и желания правителей. Календарные циклы в зороастризме имеют даже большее значение, чем циклы планет, циклы гороскопа, так как планеты постоянно смещаются, их положения никогда не повторяются, они вносят в Мир большую путаницу, через них происходит обольщение и осквернение. Календарь же воспроизводит на другом уровне глобальный миротворный цикл, отражает неизменные принципы Мироздания. Все календарные циклы, все точки этих циклов были выверены по событиям мировой эволюции, и они регулярно повторяются вновь и вновь. Поэтому, ориентируясь на календарные циклы, мы можем познать общий миротворный цикл и воспроизвести в себе законы Мира, в котором мы живем. И если мы хотим выйти из замкнутого круга, получить высшую благодать, мы должны больше ориентироваться на более точный и надежный календарь, а не на положение планет. Это ничуть не уменьшает ценности учета планетных циклов для повседневной жизни, просто, помимо их показателей, нужно учитывать еще и календарные циклы, иначе можно запутаться и потерять ориентиры. Глубоко заниматься планетными циклами имеют право только те люди, у которых достаточно сил и знаний для борьбы со Злом, только настоящие маги. Всем остальным лучше придерживаться в повседневной жизни календарных циклов, но учитывать и ритмы гороскопа. Всего существуют три основных солнечных календарных цикла, соответствующие «трем кругам Солнца» — день, месяц, год. Каждый год, месяц и день зороастрийского солнечного календаря находятся под влиянием одного из Амеша-Спентов (архангелов), Изедов (ангелов) или самого Творца Ахура-Мазды, а также связаны с одним из тотемических животных. Это определяет особенности каждого из годов, месяцев и дней, а вместе с тем — и правила поведения людей. Так, 32-летний солнечный календарь позволяет сделать вывод об основных событиях общественной жизни, об индивидуальной роли человека в обществе, о взаимоотношениях людей, родившихся в разные годы. Через ритмы этого календаря проявляется хварна царя, божественная благодать как высшая хварна. В свою очередь, 12-месячный солнечный календарь связан с социальным долгом человека. Этот календарь отвечает на вопрос, что вы можете сделать для других на земном уровне, и проявляет хварну жреца, даруемую человеку от предков. И, наконец, 30 дней солнечного месяца определяют главные пути добрых дел, следуя которым человек может обрести хварну воина, которая дается только по заслуге добрых дел. В соответствии с древнейшей информацией по солнечным дням, дошедшей до нас из глубины веков, строятся рекомендации поведения в социуме на день, то есть существуют предписания, в какой день что следует делать, а чем заниматься нельзя. Например, в некоторые дни рекомендуется начинать новые дела, другие хороши для уединения и размышления или для физических упражнений, третьи — для творчества, четвертые — для веселья и так далее. Есть дни, которые несут в себе большую опасность обольщения, считается даже, что в эти дни Зло особенно сильно, поэтому нужно соблюдать осторожность. Руководствуясь рекомендациями календаря, человек может построить свою жизнь в большей гармонии с окружающим миром. Нужно учесть, что в отличие от астрологических рекомендаций, которые строго индивидуальны для каждого человека, в календаре учитываются ритмы, действующие на всех людей независимо от момента их рождения, то есть от их гороскопа. Точно так же существуют характерные особенности дней лунного календаря, число которых в пределах лунного месяца равно 29 или 30. Но характеристики лунных дней несколько отличаются от характеристик солнечных дней, что связано с различием в функциях дневного и ночного светил. Если Солнце влияет больше на внешнюю сторону жизни, на развитие личности человека, его творческого начала, его сознания и духа, то Луна отвечает за скрытые причины событий, влияет на глубинные бессознательные процессы, соответствует душе человека, его подсознанию, связана с кармой. Среди лунных дней тоже есть дни, опасные для человека из-за большой вероятности вторжения Зла, осквернения (так называемые «сатанинские дни»), зная которые можно заранее подготовиться к ним и, по возможности, избежать неприятностей. Надо сказать, что и солнечный, и лунный календари влияют на всех людей, но на тех, в чьем гороскопе очень сильное Солнце, больше действует солнечный календарь, а на людей с сильной Луной большее влияние оказывает лунный календарь. Заметим также, что влиянию Солнца больше подвержены мужчины, а воздействию Луны — женщины. Изеды: Ангелы — покровители людей

Изеды — буквально «Достойные почитания» небожители в зороастрийской традиции представляют различные ипостаси единого Господа Ахура-Мазды, подобно тому как различные цвета спектра — лишь плод дифференциации чистого белого света. В зороастрийском календаре, хранящем базовую модель идеального времени, каждый божий день являет собой частицу единого неделимого потока времени. Каждому году, месяцу и дню зороастрийского календаря соответствует тот или иной Изед, характер которого окрашивает определенный отрезок времени, связанный с этим небожителем, в соответствующие ему цвета. Соответствие небесной иерархии светлого воинства календарным ритмам накладывает отпечаток как на характеристику временных интервалов, так и на рекомендации, касающиеся поведения людей, рожденных в соответствующий Изеду год, месяц или день. В зороастрийской религии Творцом Мира, верховным божеством, является Ахура-Мазда, Высшая Мудрость, Господь Премудрый, даритель радости и благополучия. Его противник, Разрушитель — Ангра-Манью (Ахриман). Все блага мира происходят от Ахура-Мазды, все зло в мире — от Ангра-Манью. Между ними идет непримиримая борьба, которая неминуемо закончится победой сил Света над силами Тьмы. Главными помощниками Ахура-Мазды выступают шесть великих небожителей, называемых Амеша-Спента, что означает Бессмертные Святые: Аша-Вахишта, наивысший порядок; Воху-Ман — благая мысль, благие намерения; Спента-Армаити — благодетельный мир; Кшатра-Ваирья — лучшая власть; Хаурват — целостность и здоровье; Амертат — бессмертие. Высшие божества зороастрийского пантеона (архангелы) воплощают в себе благие качества самого Творца. Каждый из них покровительствует одному из благих творений Хормазда: Аша-Вахишта — Огню, Кшатра-Ваирья — Небу, Хаурват — Воде, Спента-Армаити — Земле, Амертат — Растениям, Воху-Ман — Животным. Под покровительством самого Ахура-Мазды находится Человек. Повторим вкратце их характеристики. Воху-Ман переводится как «Благая Мысль». Он — проводник божественной воли на земле, а также дух-покровитель животного царства. Аша-Вахишта переводится с авестийского языка как «Праведность», или «Лучший Распорядок». Это божество воплощает в себе абстрактную сущность идеального порядка в обществе, это — праведность и правда, благодаря которой возможны цивилизованные отношения между людьми, строящиеся на взаимопонимании. Шахревар, или Кшатра-Вайрья, означает «Лучшая Власть». Он — покровитель стихии воздуха, камней, металлов, минералов, дарует людям силы, отвагу и мужество. С ним связано воспоминание о первичном каменном небе, целостность которого была нарушена при вторжении Ангра-Манью в пределы материального Мира. В представлении зороастрийцев, драгоценные камни — это осколки некогда прекрасного каменного небосвода. Спента-Армаити означает «Благодетельный Мир» и воплощает собой стихию земли. Земля стала ареной битвы сил Света и Тьмы. Спента-Армаити страдает от ран, наносимых ей служителями Ахримана, разрушающими красоту первозданной природы. Святым долгом каждого зороастрийца считалось поддержание чистоты окружающего мира, они орошали пустыни и осушали болота, стараясь сделать плодородными даже эти малоприятные места. Хаурват, чье имя переводится с авестийского языка как «Здоровье» и «Целостность», воплощает в себе силы регенерации и восстановления утраченной гармонии. Каждый живой организм, как творение Хормазда, представляет собой гармоничную замкнутую целостную структуру. Нарушение изначальной целостности влечет за собой изменения в работе функциональных систем организма и, как следствие, болезнь. Болезням противостоит архангел Хаурват — покровитель всех врачей и целителей. Он открывает для людей, обладающих Хварной, все кладовые природы, пробуждает скрытые резервы человеческого организма, заставляя его в борьбе с болезнью выходить на новый эволюционный уровень. Он покровитель стихии воды. Амертат на языке Авесты означает «Бессмертие». Он покровительствует растениям, с ним связано представление о Великом Мировом Древе — «Древе Всех Семян», называемом Хаомой. Амертат первым истолок древо Хаомы, сок которого стал напитком бессмертия, дарующим сверхъестественные способности и побеждающим смерть. Авестийская Хаома близка индийской Соме или Амрите, а также греческой Амброзии. Это та самая «живая вода» русских сказок, употребление которой возрождает к жизни даже мертвые ткани. Амертат и Хаурват воплощают собой мистерию близнечного мифа, гармонично дополняя друг друга. Подобно тому, как бессмертный дух неразрывно связан с бренным физическим телом, так и бессмертный Амертат связан со своим смертным братом Хаурватом. Наряду с архангелами существуют и другие небожители — Изеды (Язата) — это, в сущности, ангелы. В переводе с авестийского языка «Язата» означает «Достойный поклонения». Все они тоже являются помощниками Творца Мира Ахура-Мазды. Рассмотрим их краткие характеристики. Хварна означает харизму, выделенность и отмеченность, присущую людям, на которых почила благодать Божья. Хварна освобождает человека от зависимости, позволяет выйти за рамки пространственно-временного континуума, раз и навсегда вырваться из колеса воплощений. В зороастрийской мифологии существовало божество, именуемое Фарном, оно изображалось то в виде птицы, то в виде барана, сопутствующего отмеченным Богом людям. Но чаще всего Фарн изображался в виде нимба — ореола святости над головами людей, облеченных харизмой. Хранилищем Хварны является зороастрийский календарь, в котором с годовым солнечным кругом связана Хварна царя, месяцы хранят Хварну жреца, а солнечные дни — Хварну воина. Атар — персонификация священного Огня в зороастризме. Огонь — плазменное состояние вещества, первая стихия, возникшая при сотворении Вселенной. Последователи Заратуштры почитали три священных огня, связанных с тремя Хварнами: огонь царской Хварны — Атар Гушнасп, огонь жреческой хварны — Атар Фарнбаг, огонь Хварны воина — Атар Борзенмихр. Апам-Напат — это божество водной стихии, и само имя его переводится как «Сын Вод». Апам-Напат олицетворяет собой стихийные проявления природы. Он — владыка скрытых, непроявленных сил водной стихии, в его власти находится течение тайных, невидимых глазу процессов, он воплощает в себе сакрально-магические функции воды. Это вода, обладающая силой, способной смести любые препятствия на своем пути. Апам-Напата можно уподобить грозному греческому богу морей и океанов Посейдону — великому колебателю земли. Хваршат — божество Солнца. Зороастрийцы поклонялись ему как всевидящему оку Хормазда. Имя этого Изеда происходит от корня «хвар», означающего «блеск», «сияние». Слова «Хварна» и «Хваршат» не просто близки по звучанию — Хваршат наделяет человека шахским сиянием, харизмой власти. Образ Солнца, как дарителя жизненной энергии, всегда глубоко почитался у зороастрийцев, и неслучайно маздаяснизм иногда называют религией солнцепоклонников. Мах — богиня Луны. Она связана с подсознательной природой человека, в большей степени воздействует на впечатлительных, эмоциональных людей, для которых характеристика дней лунного календаря является более значимой, чем характеристика солнечных дней.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...