Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Персеполь. Сцена нападения сил зла на Благой мир 4 страница



Что же такое время?

ВРЕМЯ… Неумолимо идущее, убегающее, невидимое и неуловимое, оно пребывает в постоянном движении вперед — от прошлого к будущему, наслаивая на свои гибкие пружины день за днем, год за годом, век за веком. И каждый последующий виток этой бесконечной спирали непременно связан с соответствующим ему предыдущим оборотом истории, повторяет его мистерию, уроки и опыт, но на качественно другом этапе. Размышлять о времени не так-то просто, если принимать во внимание все его многообразие. Например, далеко не одно и то же — время календарное и время эволюционное. Установив единую календарную систему для всех жителей планеты, человечество сумело облегчить решение многих житейских вопросов. Но эволюционные часы разных стран, континентов, территорий, а также каждого отдельно взятого человека, далеко не едины на всей планете и идут совершенно по-разному. Кто-то уже давно пользуется передовыми технологиями и фантастическими приборами, а где-то люди все еще живут практикой каменного века. В то же время уровень интеллектуального развития населения развитых государств может значительно отставать от аналогичных показателей стран третьего мира. Проживая в одном и том же календарном ритме времени (например, в одном веке), один человек использует новейшие технические средства и при этом имеет общий уровень развития, равный первобытному, а другой, наоборот — в пещерных условиях жизни исполнен божественной мудрости. Каждый момент общеземного календаря содержит в себе целый спектр времен, соответствующих той или иной ступени эволюционной лестницы. И если календарное время циклично движется только вперед, то эволюционное время может иметь целых три формы: вперед (эволюция), назад (инволюция) либо стоять на месте подобно остановившимся часам. Таким образом, в условиях земного существования вся жизнь и деятельность людей проходит во времени. И если люди — творцы истории, то время — ее всевидящее око. Во власти человека управлять временем эволюционным, и человек бессилен пред ходом времени календарного, но их разумное сочетание способствует выполнению предначертанных свыше задач за отведенный срок пребывания на земле. Идти в ногу со временем значит правильно использовать свое эволюционное время в календарном ритме жизни. Ведь неспроста именно с ним, главным управителем нашего мира, связаны такие мудрые изречения, как «время покажет», «время рассудит», «всему на свете отведен свой срок», «время — лучший учитель», «время стирает ошибку и отшлифовывает истину», и потому «время совершенствует нас». Так что же такое Время? Число, физическая величина, философская категория, длящееся бытие или живущий мир? Ему нельзя дать четкого определения, его нельзя убрать, ограничить, запасти впрок, но его можно потерять. Оно необратимо и строго однонаправленно. Можно как угодно перемещаться в пространстве (двигаться строго прямолинейно или ходить кругами, суетиться или стоять на месте, взлетать в небо или зарываться в глубь земли), но наше движение во времени происходит исключительно от прошлого к будущему. И в этом, во избежание абсолютного хаоса, кроется один из величайших законов существования нашего мира — причинно-следственная связь. Каждое совершенное действие человека (иными словами, выбор) влечет за собой определенное событие по принципу «причина-следствие», обратное — неверно, ибо не может быть следствие раньше причины. Только представьте себе хотя бы на мгновение возможность возврата человечества в прошлое с целью что-то скорректировать — какой бы мог начаться абсурд?! Например, кто-то мог бы убить «в прошлом» тех, кто «в настоящем» жив и уже имеет детей и внуков (что должно произойти с ними?), или же спасти тех, кто «в настоящем» мертв (а если они, честно отработав свои земные долги, не хотят сюда возвращаться?), кому-то захотелось бы вернуться лет на сто назад и предотвратить революцию, а кому-то — и вовсе восстановить ледниковый период, Великий потоп, времена динозавров и т. д. — в таком случае как отдельно взятым людям, так и всему человечеству в целом пришлось бы пожизненно «петлять» во времени, подстраиваясь под чьи-то постоянно меняющиеся ритмы (кстати, это один из самых абсурдных вариантов бессмертия, при условии, что тебя тоже кто-то «не подкорректирует»). А вдруг кому-нибудь придет в голову вернуть прошлое вплоть до изначальной точки сотворения мира и вмешаться в дела Господа Бога? Но, к счастью, «все в Божьих руках», и как говорится, «на все воля Божья», которая все-таки существует и которую следует понимать именно как неизменность хода времени и необратимость событий, но на которую нельзя перекладывать ответственность за выбор человека и совершаемые им поступки. Поэтому, прежде чем что-то сделать, подумайте, к чему это вас приведет, ибо возврата к прошлому нет. Как невозможно дважды войти в одну и ту же реку, так невозможно изменить порядок сделанных вами шагов во времени — причина никогда не может быть результатом следствия! Величайшие умы человечества на протяжении тысяч лет работали и работают над изучением времени, но так и не могут окончательно понять природу этого, поистине уникального и великого явления. Из наших современников ближе других к пониманию времени подошли академики Н. А. Козырев, А. Ф. Лосев и А. И. Вейник: Козырев и Вейник — как физики, Лосев — как философ. Но в своих рассуждениях о сущности пространственно-временного континуума они лишь облекли в современные научные формулировки то, что было доступно пониманию древних. А в древности необходимость счисления времени диктовалась самой жизнью и была следствием наблюдения людей за природой. Повторяемость из года в год одних и тех же природных явлений в точном соответствии с движением небосвода, разумеется, не могла не натолкнуть человека на мысль о зависимости земных процессов от явлений космического характера, касающихся, в первую очередь, временных ритмов. Мощная волна увлечения астрономией и впоследствии астрологией, базирующейся на древнеарийской идее о космической природе человеческой души, прокатилась в VI веке до нашей эры по всей территории империи Ахеменидов, включая Египет, Вавилон, Сирию, Малую Азию, и достигла берегов Эллады. Под влиянием восточных идей пережила мощнейший культурный подъем Греция, и это время стало временем ее религиозного возрождения, ознаменованным появлением личности легендарного Пифагора — проповедника божественной науки о числах. Это же время отмечено духовными исканиями орфиков — продолжателей дела легендарного Орфея. В свою очередь, труды орфиков и пифагорейцев вдохновили древнегреческого философа Платона, жившего в IV веке до нашей эры, на разработку доктрины диалектической философии. Более восьмисот лет платоники исследовали и углубляли учение великого философа, но не было бы ни Прокла, ни Плотина, ни самого Платона — не будь, прежде всего, древнейшего Учения о Времени — зерванизма. Вся философия платоновской академии является результатом осмысления восточных идей. Конечное и бесконечное, движение и покой, тождество и различие, бытие, инобытие и становление — все эти философские категории, подробнейшим образом разработанные греческими философами, впервые появляются в зороастрийских космогонических представлениях. Культ Бога Времени приобрел в античные времена очень большую популярность. Так, например, Платон называл время божественной вечностью, возникшей вместе с небом и управляющей всем сущим на земле в соответствии со своими строгими правилами: «Время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад… Когда Бог усмотрел, что порожденный им космос движется и живет, он замыслил сотворить некое движущееся подобие божественной вечности: устроив небо, он вместе с ним творит время — вечный образ, движущийся от числа к числу… И вот, чтобы время родилось, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Сотворив одно за другим их тела, Бог поместил их, числом семь, на семь кругов, по которым совершалось круговращение. Так возникли день и ночь — круговорот Земли; месяц же — это когда Луна совершает свой обход Земли и нагоняет Солнце, а год — когда Солнце обходит свой круг. Что касается круговоротов других планет, то люди, за исключением немногих, не замечают их, не измеряют их взаимных числовых отношений. Можно сказать, они и не догадываются, что несказанно многообразные блуждания планет — это также время…» (Платон. Тимей, IV в. до н. э.). В словах Платона кроется ответ на извечный вопрос, почему на Земле нет обратного хода времени — главные временные ритмы нашей планеты завязаны на обращение самой Земли (сутки), а также на движения Луны (месяцы) и Солнца (годы), то есть исключительно на те космические тела, которые не делают петель и потому не имеют обратного движения, так называемой ретрофазы. Что же касается предполагаемого Платоном разнообразия функций времени, связанного с движением других планет (Меркурия, Венеры, Марса и т. д.), которые делают петли и имеют обратную фазу движения, то эта тема требует, прежде всего, определенного знакомства со многими астрономическими и астрологическими понятиями и, конечно же, отдельного исследования и рассмотрения. В свою очередь, еще задолго до времен Платона, зависимость жизнедеятельности людей, да и всех земных процессов от космических явлений привела к составлению точных календарей. А это уже было совершенно невозможным без определенных астрономических знаний, таких, например, как деление круга на 360 градусов (суток), на 12 частей (месяцев), на 4 квадранта (времени года). Доказательством образованности древних в области астрономии служат построенные на земле и дошедшие до наших дней такие протогорода-обсерватории, как Стоунхендж и Аркаим. Со временем к этим знаниям добавлялись и другие: видимый путь движения Солнца по эклиптике, состоящей из 12 созвездий, символически соответствующих 12 знакам Зодиака, понятие о четырех основных положениях светила (восход, заход, зенит, надир), существование четырех фаз Луны, происхождение лунных и солнечных затмений, движение планет, их соединения, обращения и пр. Наблюдение и изучение небесных явлений в применении к жизненным процессам на Земле дали рождение такой науке, как астрология. Что же касается космологических представлений, описывавших пространственно-временные параметры Вселенной, то их изучение в древности было исключительно уделом посвященных. Поэтому вовсе не скудоумие древних явилось причиной того, что мы располагаем сейчас крайне ограниченной информацией о том, что же вкладывали в понятие времени наши далекие предки, а сакрализация подобного рода знаний. О Зерване, Тхваше, Идаме

Прежде чем остановиться более подробно на учении о Зерване, называемом зерванизмом и являющемся эзотерической частью зороастрийской традиции, познакомимся с некоторыми наиболее важными определениями времени и пространства. Зерван [66] — это непостижимое высшее начало, Абсолют Абсолютов, лежащий в основе всего сущего. Человек в принципе не способен осознать, что такое Зерван, мы можем говорить только о приближении к пониманию его различных проявлений, именно по этому понятию проходит граница познаваемости мира. Проявлением Зервана является та пустота, которой нет, но которая одновременно присутствует во всем. Это та пустота, в которой есть все. Именно она обеспечивает взаимосвязь всего сущего, единство всего мира, принцип всеобщего подобия. Физики называют сейчас это вакуумом, и наука в настоящее время только подходит к пониманию его глубинных свойств, к осознанию того, что из него появилось все вещество Вселенной. Эта пустота присутствует, естественно, и в человеке, и именно в результате контакта с ней, достигаемого, в частности, отключением сознания, проявляются все сверхвозможности людей. С этим понятием связано буддийское вхождение в нирвану, когда человек воспроизводит в себе ту пустоту, ту начальную точку, которая дала начало Мирозданию, тот момент изначального времени, когда мир еще не появился, когда еще не было никакого выбора и не могло быть в принципе (пустота — это двери Зервана). В этом состоянии заключена огромная сила, которую можно использовать для достижения как светлых, так и темных, корыстных целей. Именно с ним связана возможность психологического воздействия на людей в промежутке между словами, в момент абсолютно пустого сознания, но с ним же связана и возможность для каждого из нас вернуться к своей изначальной программе, к моменту до первичного выбора, к первозданной чистоте и целостности, освободиться от всего наносного и ненужного. Другое проявление Зервана — это время, как условие, форма проявления и воплощения творений, то время, в котором происходит вся эволюция мира. Поэтому науки, работающие со временем, например, астрология, мантика (во всяком случае, их большая часть), всегда были доступны только посвященным. Время, в соответствии с зерванитскими текстами, может ускоряться, замедляться, становиться дискретным, кольцеобразным, хаотическим, безграничным, останавливаться, становиться обратным, образовывать петли. Только недавно отдельные ученые заговорили о еще неизведанных свойствах времени. Сущность времени, в котором проявляется все сущее, всегда ускользает от нашего сознания, никто не может осознать его полностью. Тексты Авесты позволяют приблизиться к пониманию этого важнейшего проявления Зервана, который даже называется Богом Времени. В Авесте выделяются две формы Времени, в частности, в «Ясне» встречается два Зервана: Зерван Акарана в понимании «Безграничное Время» и Зерван Даргахвадата в понимании «Время, чье правление продолжается долго». Разъяснения по поводу появления в зороастрийской космогонии двух форм Времени, Зервана Акарана и Зервана Даргахвадата, можно прочитать в 26-й части «Большого Бундахишна»: «Действие Времени состоит в том, что оно было бесконечным, а стало конечным в акте творения до завершения, которое наступит, когда Разрушительный Дух обессилит, тогда оно соединится с той же бесконечностью навсегда» [67]. Время конечное — ограниченное, которое делится на прошлое, настоящее и будущее — это трехликое время называется Зерван Карана. Это время жесткое, фатально связывающее прошлое с настоящим, а настоящее с будущим, время, не дающее свободы выбора. Время бесконечное — беспредельное, вечное, соединяющее прошлое, настоящее и будущее в одну точку — время Зерван Акарана. Это время, дающее свободу выбора, позволяющее выйти за пределы предопределенности, подняться над фатальностью и неизбежностью. Каждый из нас несет в себе и то, и другое время, причем обе его формы взаимосвязаны. В зависимости от того, с каким временем человек себя отождествляет, та форма бытия ему и присуща. Если с конечным (Зерван Карана), то в жизни такого человека будут присутствовать неизбежность, рок, фатум, жесткая последовательность от прошлого к будущему через настоящее. Если же человек ощущает вибрации вечности (Зерван Акарана), то ему будет дарована свобода выбора, возможность вернуться к прошлому, управлять настоящим, закладывать будущее. Бесконечное время познать до конца нельзя, но приблизиться к нему можно через состояние пустоты. Человек обычно выходит на Зерван Акарана в краткие мгновения выбора, а затем возвращается к Зервану Карана, который требует расплаты за этот выбор, реализуя жесткую программу. Бесконечное время Зерван Акарана может ускоряться, замедляться, но оно не имеет ни начала, ни конца. Психологически мы можем воспринимать его как наше внутреннее субъективное время, которое может для нас останавливаться, идти быстрее или медленнее, которое мы можем не замечать вовсе. Чем человек чище, тем большую роль играет для него Зерван Акарана, тем ближе он к изначальной свободе, и тем больше у него возможности выбора. Чем больше человек служит Злу, тем больше он попадает под власть конечного времени Зерван Карана, который карает его за неправильное использование выбора, сжимает время, до предела увеличивая фатальность, не давая человеку вырваться за пределы заданности. Как только мы замыкаемся на чем-то (например, на своей личности), спираль нашей эволюции сжимается, замыкается в кольцо, мы попадаем во время Зерван Карана, и в нас может проявиться система Зла. Размыкание кольца в спираль требует нашего активного творческого участия. Итак, проявления Зервана — это время в двух формах (Зерван Карана и Зерван Акарана), местом проявления которого является пространство воплощенного мира — Тхваша. Тхваша — пространство, пустота, форма для всего сущего (в Греции место и время называли Топос и Хронос). Но Тхваша — это не только то пространство, которое есть вокруг нас, а и то, что было, и то, что будет, это те подмостки, на которых разворачивается драма мировой эволюции. Еще одним важнейшим понятием, связанным с Зерваном, является Идам. Идам есть то, что связывает каждого из нас с Богом. Идам — наше личное понятие о Боге, то, как мы понимаем высшее начало, то, посредством чего мы можем общаться с Богом, то, как мы можем видеть божественное начало. Бог может общаться с человеком только посредством его Идама. Идам — это личный фильтр каждого человека, через который мы видим высшие сущности. Эту часть мира мы не можем воспринимать объективно в отличие от обычного земного среза жизни. Каждый видит ее по-своему, через свой личный фильтр, зависящий от особенностей личности человека. Этим, в частности, объясняется тот факт, что последователи разных религий по-разному видят ангелов, архангелов, Бога. Идам позволяет нам выйти за пределы земного мира, осознать то, что находится за его пределами, соприкоснуться с ним. С его помощью мы можем осознать вечность и бесконечность в мире и в себе. Таким образом, Идам — это персонификация Бога для каждого из нас. С другой стороны, Идам — это божественная благодать над человеком, его Ангел-хранитель, его высшее божественное начало, его бессмертный двойник. Совесть — тоже проявление Идама. Накопление знаний, обретение веры может привести к изменению лика Идама человека, но его сущность остается неизменной. Пробуждение Идама, отождествление с ним — единственный путь для того, кто желает осознать сокровенный смысл своей жизни, свое истинное место в мире, познать проявления Зервана. Добро и Зло по-разному проявляются во времени. Зло по самой своей природе несовершенно и лишено творческого начала, поэтому оно может проявляться только в форме Карана, только в конечном времени, только в четких, жестко заданных временных циклах и в строго определенных пространственных координатах. Отметим, что даже в сказках и мифах бесы ограничены во времени (исчезают с криком петуха) и пространстве (ад всегда — замкнутая, тесная, ограниченная система). Единственно, в чем Зло не ограничено, это в способности приспосабливаться, мимикрировать и маскироваться. В бесконечном времени Зла нет и быть не может. Именно вследствие осквернения нашего мира, появления в нем Зла, он был замкнут в кольцо, именно поэтому мы должны вращаться в колесе Шаншар до полного очищения, и именно поэтому мы должны вырваться из объятий змея, кусающего свой хвост, — Ажи-Дахака, из петли Ангра-Манью, чтобы выйти во время Зерван Акарана — время, в котором нет Зла. В определенном смысле Зерван может рассматриваться как Создатель Мира, но, по сути, это не создатель, а то, что подтолкнуло мир к созданию, то, с чего мир начал свое движение, свое проявление. Зерванизм учит, что миры рождаются одной мыслью Зервана. Как это происходит, почему — нам не дано понять. Здесь можно сказать только одно: такова сущность Зервана. Мир рождается из этой абсолютно наполненной пустоты и развивается во времени, которое есть условие и форма его проявления. Конкретные же очертания миру придает его Создатель, Творец, он же устанавливает в нем свои законы. Конечно, осознать все это непросто, но, в соответствии с учением зерванизма, каждый из нас, отработав свою кармическую программу, может получить от Зервана возможность создать свой собственный мир, построив его по своим законам. И возникнет новая Вселенная, возникнет новая жизнь, все повторится вновь, но уже на новом уровне, потому что каждый человек уникален. Не правда ли, ради этого стоит жить? Концепция Времени в зороастрийской космогонии

Из всех известных современной науке религиозных доктрин самой содержательной в отношении интересующей нас проблемы времени является зороастризм — первая монотеистическая религия мира, оказавшая огромное влияние как на крупнейшие мировые религии (ислам, иудаизм, христианство), так и на развитие философской мысли. Согласно Авесте, главному религиозному памятнику зороастризма, время является основным формообразующим элементом Вселенной, а само Мироздание ограничено временными рамками. Время (по-авестийски — Зерван) стало основным предметом внимания и изучения наиболее образованной части зороастрийского жречества, чьи духовные открытия и философские умозаключения легли в основу религиозно-философского течения зороастризма, получившего название зерванизм. Большинство современных исследователей-иранистов, то ли на основании критики зерванизма в некоторых поздних пехлевийских текстах, то ли по причине непонимания диалектически доказуемых философских истин, делающих предвечное существование Зервана просто необходимым, ошибочно считают зерванизм зороастрийской ересью. В этом отношении нападки на зерванизм таких признанных авторитетов в области иранистики, как М. Бойс и Р. Зенера, сослужили плохую службу делу изучения авестийской традиции и истории зороастризма. Может ли быть ересью учение, давшее мощнейший толчок развитию математики, тригонометрии, астрономии и философии? Может ли быть ересью учение, просуществовавшее более трех тысяч лет и не растерявшее своих приверженцев? Познакомившись с содержанием данного раздела, читатель сам сумеет сделать соответствующие выводы, и возможно, он согласится с мнением автора, склонного считать, что зерванизм не является и никогда не являлся ересью. Сакральные знания, доступные пониманию немногих — вот что такое учение о Зерване. В нашем повествовании мы не станем углубляться в тонкости философских концепций античности — желающие могут получить вполне исчерпывающую информацию об этом в трудах Платона, Плотина и Прокла. Целью данного исследования является очерчивание круга мифологических образов, связанных с культом Зервана, попытка систематизации обрывочных упоминаний о Зерване в персидских и греческих источниках, а также анализа основных постулатов зороастрийской религии с точки зрения зерванизма. Для того чтобы читатель мог осознать значимость образа Зервана для религии Заратуштры, прежде всего напомним главный миф и основные положения зороастрийского космогенезиса, представляющего устройство Мироздания в свете зороастрийской традиции. Сначала рассмотрим миф о Зерване, согласно которому Бог Зерван выступает как Первобог, существующий прежде земли и неба и всякого другого творения. В соответствии с мифом, во времена, когда еще не было ничего сущего в мире, Зерван на протяжении тысячи лет совершал жертвоприношения с целью рождения Ахура-Мазды — будущего Бога-Творца. Но на каком-то этапе Зерван усомнился в целесообразности жертвоприношений, и от этого в его чреве зародился злой и жестокий Ахриман. Ахура-Мазда, благодаря своему всеведению, знал, что власть над Миром будет дарована тому, кто родится первым, и поделился своим знанием с завистливым Ахриманом. Злокозненный Ахриман разорвал чрево Зервана и вышел наружу прежде Ахура-Мазды, который должен был стать первенцем. Ахриман предстал перед Зерваном во всем своем отвратительном обличье и объявил себя Ахура-Маздой, но Зерван отверг его. И тогда родился светлый благоуханный Ахура-Мазда, которого так ждал Зерван, но поскольку прежде он поклялся нерушимой клятвой в том, что отдаст власть над Миром тому, кто родится первым, ему пришлось признать притязания на власть злокозненного Ахримана. Зерван ограничил время его правления девятью тысячами лет, по истечении коих Дух Зла сгинет и воцарится Ахура-Мазда, чье благое царствование будет длиться вечно. Этот миф, дошедший до нас в пересказе Езника Кохбаци и сирийского автора Теодора Бар Конаи, имеет очень древнее происхождение, поскольку подобный мотив встречается и в ведической мифологии в рассказе о сотворении Мира богом Праджапати который, так же, как и Зерван, прежде чем сотворить все сущее, долгое время совершал жертвоприношения. Имя Праджапати переводится как «мать-отец», что еще более роднит его с персидским Зерваном, также представлявшимся в образе двуполого божества. Зерван (Праджапати) в начале начал приносил жертву. Но кому и что мог приносить в жертву Зерван, когда во Вселенной, кроме него, ничего не было? Ответ может быть только один — в жертву он приносил самого себя и посвящал эту жертву самому себе же. Для того чтобы понять суть этой непростой философской концепции, необходимо осознать принцип течения времени: вечный Зерван приносит прошлое в жертву будущему, и все это происходит в настоящем. Умирание старого и рождение нового — это проявление закона сохранения энергии, согласно которому в одном месте что-то должно исчезнуть для того, чтобы в другом месте что-то появилось. В мифе о жертвоприношении Зервана читается закон причинно-следственной связи, лежащий в основе индуистского учения о карме, которое утверждает зависимость будущего от прошлого и возможность свободного выбора в настоящем. Для того чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться, то есть принести жертву. Для того чтобы изменить будущее в лучшую сторону, нужно в настоящем совершить правильный выбор и искупить грехи прошлого, тем самым очистившись. А ведь именно в очищении и заключается сакральный смысл жертвоприношения! Существует еще одно толкование этого мифа, и оно заключается в утверждении того, что жертвоприношение есть освобождение в себе демиурга, подготовительный акт космогенезиса. Жертвоприношение Зервана — это символическое указание на путь человека, эволюционирующего к Абсолюту, путь адепта к осознанию себя демиургом. С точки зрения учения о Бесконечном Времени, демиург — это тот, кто достиг состояния Зервана Акарана, вышел из ограниченного времени и пространства и теперь сам может творить свой мир Карана, создавая в нем нечто новое. Но на этом нелегком пути человека подстерегает возможность обольщения собственным величием, как это произошло с Ангра-Манью, получившего в слиянии с неведомым (соприкоснувшегося с Зерваном) огромные силы, но сделавшего сознательный выбор в сторону Зла. Если человек на пути самосовершенствования не откажется от собственного «Я», совершив тем самым божественный акт самопожертвования, как это сделал сам Великий Зерван, он неминуемо попадет в сети Зла. И если конечная цель эволюции человечества — это слияние с Абсолютом, то путь Демиурга-Творца — это последний путь перед вхождением в Великое Зеро, пустоту Бесконечного Зервана. Основным постулатом зороастризма, как уже сообщалось ранее, является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал — Добра и Зла, которые возникли из пустоты еще на заре Мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух — Спента-Манью (он же — демиург Ахура-Мазда или Господь Премудрый, на среднеперсидском — Хормазд). Темное начало олицетворяет Злой Дух — Ангра-Манью (на среднеперсидском — Ахриман), который добивается неограниченной власти над миром (временно!), и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем. Изначально Ахура-Мазда знал как о существовании злобного Ангра-Манью, так и о неизбежности космической битвы между ним и его антиподом. Ахура-Мазда сотворил духовные образы созданий, которые ему были необходимы для победы в битве со Злом. Три тысячи лет (в мифологическом понимании этого временного отрезка) они, Ахура-Мазда и Ангра-Манью, оставались неподвижными и неосязаемыми телами. В свою очередь, Ангра-Манью не знал о существовании Ахура-Мазды, и потому как только он (Ахриман) поднялся из бездны и вошел в область Света, он попытался разрушить сияющее царство Хормазда. Когда же Ахриман увидел Хормазда, чья храбрость и превосходство были гораздо большими, чем его собственные, он снова упал во Тьму. Создав там демонов и чудовищ, Ахриман вместе со своим войском вновь поднялся к пределам Света. Хормазд предложил мир Злому Духу, но тот отказался. Тогда всеведущий Хормазд решил создать пространственно-временной предел и заточить Зло в кольце замкнутого времени Зервана Даргахвадата.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...