Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Рис.1. Взаимосвязь основных сфер творчества
Инженерно-техническое творчество ориентировано на техническую реализацию рабочей функции объектов разработки при соблюдении требований конструктивности, технологичности, экономичности их изготовления в промышленном производстве.
Удовлетворяя требования рентабельности производства, инженер-конструктор одновременно стремится к удовлетворению утилитарно-практических требований потребителей (эксплуатационников, пользователей) в той мере, в какой это может быть достигнуто измерительно-расчетными и экспериментально-регистрационными методами. Потребительские требования воплощаются в таких свойствах объектов разработки, как функциональность, надежность, долговечность, безопасность, удобство эксплуатации (эргономичность).
Инженер-конструктор, как правило, не ставит задач достижения эстетического совершенства объекта разработки. Это прерогатива специалистов сферы художественно-технического творчества – архитектора или художника-конструктора (дизайнера), с которыми он может сотрудничать при совместной разработке проекта. В принципе возможна ситуация, в которой инженер-конструктор, решая присущие ему задачи технического проектирования, одновременно решает и задачи художественно-конструкторского формообразования объекта. Но для этого он должен обладать развитым художественным вкусом и владеть методами дизайн-проектирования.
Кроме того, возможно достижение эстетической выразительности конструкции и формы, обусловленной математическими расчетами, в таких объектах как фюзеляж самолета, корпус судна, фермы моста, крана, опоры линий электропередач и т.п. Здесь в объемно-пространственной структуре и тектонике объекта подчеркивается его утилитарно-техническая ценность, функциональность и конструктивность, выявляется красота целесообразности технически обусловленной формы вещи, сооружения.
Творчество в мире искусств (монофункциональных –– пространственных, временны́х, пространственно-временны́х) направлено на духовно-ценностное отражение всего мира, окружающего человека, природного и созданного людьми, многих форм человеческого бытия, духовного мира самого человека, его деятельности, переживаний, миропонимания и мироощущения, его устремлений, идеалов, образа жизни. Это отражение реализуется через призму отношения художника к изображаемому с учетом воплощения художественного замысла в конкретных классах, семействах, видах и жанрах разнообразного мира искусств, а также динамики и соотношения изобразительного и неизобразительного типов творчества в разных искусствах при своеобразии присущих им языков.
Художественно-техническое творчество, относящееся к сфере бифункциональных искусств и представленное семейством архитектонических искусств (архитектурой, дизайном, прикладными искусствами) ориентировано по своей природе на удовлетворение как утилитарно-практических, так и эстетических потребностей людей посредством создания одновременно полезных и красивых вещей и сооружений разного назначения.
Индустриальную архитектуру, также как и дизайн, роднит с инженерно-техническим проектированием ориентация на машинные способы (технологии) изготовления объектов разработки (независимо от запланированной производством серийности выпуска продукции), что требует от архитекторов и дизайнеров учета требований рентабельности производства и всего комплекса запросов потребителей, а также то, что в архитектуре и дизайне (как и в инженерном творчестве) труд придумывания объекта и труд реализации творческого замысла в материале разделены и выполняются разными людьми. Это проектные виды деятельности.
Прикладное искусство родственно архитектуре и дизайну по ориентации на слияние красоты и пользы в создаваемых вещах, но отличается от них близостью к ремесленным способам предметосозидания, где труд придумывания вещи (художественного образа, структуры, формы) чаще всего не отделен от труда реализации замысла в материале. Многие произведения прикладного искусства выполняются теми же, кто их задумал, как в профессиональной, так и в народной ветвях этого направления предметного художественного творчества. В этом прикладное искусство родственно изобразительным искусствам.
Если инженерно-техническое творчество, решающее материально-функциональные, утилитарно-практические задачи в мире техники, является предметным творчеством, как правило, отстраненным от решения художественных задач, то художественно-техническое творчество, ориентированное на синтез красоты и пользы в объектах разработки (создаваемых дизайнерами и архитекторами как самостоятельно, так и в сотрудничестве с инженерами) представляет собой предметное художественное творчество.
Пересечения кругов, означающих основные сферы творчества (см. рис.1), имеют в виду существование переходных форм творчества. Пересечение инженерно-технического творчества с художественно-техническим представляет такие виды творчества как инженерную архитектуру и инженерный дизайн, в объектах которых превалирует инженерно-техническое начало над художественным, а задачей архитекторов и дизайнеров является выявление и подчеркивание в сооружениях и вещах красоты целесообразности формы. Пересечение же сфер художественно-технического предметного творчества и чисто художественного творчества выявляет такие виды творчества, в которых при сохранении предметной формы, свойственной утилитарным вещам, происходит сознательное отстранение от практической полезности ради подчеркивания художественной ценности, декоративности объектов и индивидуальности авторов. К ним относятся –– декоративное искусство и арт-дизайн.
Кроме того, здесь имеется в виду возможность обретения бифункциональности объектами художественного творчества в таких ситуациях, когда живописные, графические, фотографические, скульптурные, музыкальные средства используются в практических целях, например, в различного рода плакатах, печатной, телевизионной и радиорекламе, в оформлении экспозиций, праздничных мероприятий и зрелищных спортивных состязаний, в педагогических и научно-познавательных целях. Подобная бифункциональность образуется и на пересечении монофункционального мира техники с миром архитектонических искусств, являющимся бифункциональным.
В табл. 1 показан спектральный ряд видов предметного творчества, соотнесенный с ценностными значениями их объектов, что позволяет более наглядно и конкретно представить себе переход от сугубо утилитарно значимых объектов предметного творчества к сугубо художественно значимым, а также раскрыть особенности отражения в форме тех или иных групп объектов (которые создаются определенными видами творчества) их сущности.
Т а б л и ц а 1. Спектральный ряд видов предметного творчества и ценностных значений их объектов.
№ п/п | Виды предметного творчества | Ценностные значения и отражение сущности объектов творчества | ||
1. | Инженерно-техническое проектирование промышленной продукции | Доминирование практической полезности. Отражение в форме и конструкции целесообразности и утилитарной значимости объектов при отстранении от эстетической значимости | ||
2. | Инженерно-техническое проектирование строений, сооружений | |||
3. | Инженерная архитектура | Превалирование утилитарной ценности. Выражение в форме и конструкции объектов красоты целесообразности | ||
4. | Инженерный дизайн | |||
Архитектура | Гармония утилитарной и эстетической ценностей. Художественно-образное выражение в форме объектов единства красоты и пользы | |||
6. | Дизайн-архитектура | |||
7. | Дизайн | |||
Прикладное искусство | Превалирование эстетической ценности. Выражение в форме объектов приоритета художественной значимости при вторичности практической полезности | |||
Арт-дизайн | Доминирование эстетической ценности. Отражение в форме объектов в основном художественной значимости при отстранении от практической полезности | |||
Декоративное искусство (в том числе искусство орнаментации) | ||||
Последние три вида предметного творчества в табл.1 нередко характеризуют как сознательно ориентированные на достижение оригинальности, неповторимости художественного решения посредством содержательно-эстетических и формально-эстетических приемов композиции. Оригинальность композиционного замысла и его воплощения, приобретающая в объектах этих видов предметного творчества самостоятельную художественную ценность, может быть достигнута благодаря использованию новых приемов организации структуры и формы вещи, своеобразию пластических, цветофактурных и графических элементов композиции.
Но оригинальность может быть присуща и всем остальным видам предметного творчества, в том числе и инженерно-технического. Хотя достигается она в этих объектах иными средствами и может обладать вне художественной ценностью. Это –– новизна утилитарно-технически обусловленной формы и конструкции объекта разработки, особенностей конструктивно-компоновочной схемы вещи (сооружения), новизна технологии изготовления и отделки, выявленная в форме, так же как и особенности новых материалов, покрытий и их сочетаний. Это и выявление новой функции вещи (сооружения) или нового способа пользования вещью с новой, измененной или ранее известной функцией.
Выявление художественно-образными средствами всех перечисленных признаков оригинальности утилитарно-практического и функционально-технического характера вместе с отражением в форме нового культурного смысла вещи (сооружения) в той или иной ситуации ее использования и восприятия, в конкретной среде присуще инженерной архитектуре, инженерному дизайну, архитектуре, дизайн-архитектуре и дизайну.
Вместе с тем объекты инженерно-технического и художественно-технического творчества могут и не обладать оригинальностью, а быть в той или иной степени модифицированными и видоизмененными повторениями уже известных решений.
Все вещи и сооружения –– объекты предметного творчества можно разделить на две основные крупные группы, исходя из принципа их систематизации по признакам ориентации на удовлетворение какой-либо одной из трех базовых социально-культурных потребностей людей –– утилитарно-практической или знаково-коммуникативной, или эстетической, либо двух или трех в их гармоничном сочетании (см. табл. 2).
Т а б л и ц а 2. Систематизация объектов предметного творчества по типу ценностного значения их социально-культурной сущности
Вещи и сооружения, в сущности которых доминирует одна ценность | Вещи и сооружения, в сущности которых гармонически сочетаются две или три ценности |
1.Утилитарно значимые (практически самоцельные) | 4. Эстетически и утилитарно значимые |
2.Символически значимые (семантически самоцельные) | 5. Символически и эстетически значимые |
3. Эстетически значимые (художественно самоцельные) | 6. Эстетически, символически и утилитарно значимые |
Несмотря на реально существующую плавность перехода, размытость границ областей спектрального ряда видов предметного творчества (см. табл.1), основные группы их объектов могут быть выделены и систематизированы по характерным, свойственным им признакам. Такая систематизация, охватывающая архитектонические искусства, представлена в табл. 3.
Т а б л и ц а 3. Систематизация основных групп предметного художественного творчества по признакам, свойственным разным видам архитектонических искусств
Виды архитектонических искусств | Основные группы объектов предметного художественного творчества | ||
Архитектура (зодчество, градостроительство) | Пространственные, утилитарно и эстетические значимые крупномасштабные объекты: поселения (города, поселки); здания жилого, общественного, производственного назначения, различные сооружения, их комплексы, ансамбли; большие средовые системы, интегральные формы среды (транспортные, военные, религиозные и т.п.) | ||
Дизайн-архитектура (средовой дизайн) | Предметно-пространственные разномасштабные, утилитарно и эстетически значимые объекты архитектурно-дизайнерского проектирования: объекты дизайна городской среды, транспортной среды; экспозиций, шоу, массовых праздников, спортивных состязаний; ландшафтной среды; интерьеров помещений в зданиях разного назначения | ||
Дизайн промышленных изделий | Объемные и плоскостные разномасштабные, утилитарно и эстетически значимые промышленные изделия разных видов бытового, общественного и производственного назначения, разной степени технической сложности и разной серийности выпуска; их комплекты, комплексы и системы | ||
Дизайн и прикладное искусство | Объемные и плоскостные разномасштабные, в разной степени утилитарно и эстетически значимые, технически простые изделия бытового назначения разных видов, рассчитанные или на промышленное, или на ремесленное изготовление | ||
Декоративно-прикладное и декоративное искусство, арт-дизайн | Объемные и плоскостные разномасштабные, преимущественно эстетически значимые, технически простые изделия разных видов и назначения, рассчитанные на ремесленное изготовление | ||
Таблица 3 показывает, что объектами архитектуры являются пространственные сооружения крупного масштаба (здания, ансамбли), в то время как дизайн-архитектуры –– предметно-пространственные объекты разного масштаба; объектами дизайна –– объемные и плоскостные промышленные изделия, их комплекты (наборы), комплексы и системы, характеризующиеся разной степенью технической сложности.
Объектами или дизайна, или прикладного искусства являются технически простые вещи, рассчитанные в качестве произведений дизайна на промышленное изготовление, а в качестве произведений прикладного искусства –– на ремесленное изготовление.
В качестве объектов декоративно-прикладного, декоративного искусства и арт-дизайна выступают технически простые вещи, рассчитанные на ремесленное изготовление.
В последней группе объектов в отличие от всех других, характеризующихся и утилитарной и эстетической значимостью, доминирует эстетическая ценность.
Современный этап развития предметного художественного творчества отличается по степени охвата разными его видами различных групп объектов от периодов эволюции областей архитектуры, прикладного искусства и дизайна в Х1Х в. и начале ХХ в. В позапрошлом столетии архитекторы являлись не только зодчими, но и проектировщиками интерьеров общественных и жилых зданий, мебели, светильников; средств транспорта; выставок; занимались ландшафтной, садово-парковой архитектурой, а также архитектурой малых форм –– проектированием уличных фонарей, фонтанов, павильонов, скамеек, оград скверов, садов и парков, а также ограждений мостов и набережных. Проектировали архитекторы также транспортную среду: вокзалы, пристани, а в ХХ в. –– аэропорты, а также вестибюли, перроны, эскалаторы метрополитена.
Художники прикладного искусства разрабатывали большое количество видов бытовых изделий разного назначения из разных материалов, рассчитанных как на ремесленное, так и на машинное изготовление. В конце Х1Х –– начале ХХ вв. этими объектами, также как и интерьерами зданий, начинают заниматься дизайнеры, ориентированные уже на промышленное изготовление разрабатываемых ими объектов.
Но ни в Х1Х в., ни в начале ХХ в. никто из них, за редким исключением, не занимался проектированием фабрик, заводов, средств производства (машин, механизмов разных видов, технологических линий), различных производственных сооружений, а также такими новыми видами промышленных изделий, которые породил технический прогресс, как фото-кинотехника, телефоны, радиоаппаратура, телевизоры, звуковоспроизводящая аппаратура и новые средства транспорта –– паровозы, аэропланы, автомобили, велосипеды, мотоциклы. Все это было сферой инженерно-технического предметного творчества.
К настоящему времени в процессе эволюции разных видов художественного предметного творчества произошло существенное сокращение для одних при значительном расширении для других видов творчества поля своей деятельности, а также количества групп объектов, которые охватываются определенным видом архитектонических искусств.
«Вторжение» дизайна в прежнее поле деятельности архитектуры привело к тому, что интерьеры в зданиях производственного, общественного и жилого назначения стали проектировать не архитекторы, а дизайнеры; проектирование мебели также давно стало одной из специализаций дизайна. Вместо архитектуры средств транспорта развивается транспортный дизайн, а среда транспортирования проектируется либо самостоятельно дизайнерами, либо в сотрудничестве с архитекторами. Вместо архитектуры малых форм появился дизайн городской среды, а вместо садово-парковой (ландшафтной) архитектуры –– ландшафтный дизайн. Давно сформировался не существовавший в Х1Х веке экспозиционный дизайн –– проектирование промышленных выставок разного содержания, тематики и масштаба.
С развитием и массовым распространением машинного производства все большее количество групп и видов изделий бытового назначения, которые раньше были полем творческой деятельности художников прикладного искусства –– одежда, обувь, головные уборы; текстильные штучные изделия; светильники; посуда (столовая и кухонная) из разных материалов; часы; украшения; галантерея, игрушки; сувенирные изделия и т.д. –– становятся объектами дизайна.
Большинство бытовых в разной степени технически сложных изделий, порожденных научно-техническим прогрессом, с середины ХХ века художественно освоены дизайнерским творчеством.
Объектами дизайна также стали и многие средства производства (машины, механизмы, приборы, автоматически программно управляемые системы, робототехника). Они все разрабатываются совместно инженерами и дизайнерами.
Народное прикладное искусство (крестьянское и городское ремесленное художественное творчество) в большинстве ранее существовавших областей давно вытеснено машинным производством. Кустарные народные художественные промыслы, сохранившие традиционные, ремесленные способы создания вещей с их традиционным стилеобразованием, ограничиваются изготовлением небольших серий технически простых вещей, имеющих значение предметов декоративно-прикладного или чисто декоративного искусства, отражающих и сохраняющих местные особенности народного художественного предметного творчества, обусловленные во многом характерными приемами кустарного изготовления, декорирования и отделки таких вещей, создаваемых из определенных материалов. Большинство из них реализуются в качестве сувенирных и подарочных изделий.
Профессиональное прикладное искусство сегодня также ограничивается очень узким кругом технически простых вещей, создаваемых, как правило, ремесленными способами из свойственных данному виду прикладного искусства материалов (дерева, металлов, стекла, керамики, тканей, кожи, кости, камня и т.п.). Произведения прикладного профессионального искусства представляют собой чаще всего объекты декоративно-прикладного или чисто декоративного творчества, отражающие эстетические идеалы, вкусы и мастерство их авторов.
В отличие от народного декоративно-прикладного искусства, базирующегося на определенных художественно-ремесленных традициях, профессиональное предметное творчество в этой области свободно от традиций народного стилеобразования, оно все более склонно к новаторству, экспериментированию с разными формами и материалами, испытывая влияние с одной стороны дизайна, а с другой –– изобразительных искусств, и служит самовыражению и самоутверждению авторов произведений. Это роднит профессиональное прикладное искусство с арт-дизайном.
В дизайне и архитектуре в большей мере проявляются тенденции новаторства, стремления к оригинальности, но вместе с тем в некоторых группах и видах объектов (особенно технически простых) возможно обращение к традициям стилеобразования, их переосмысление, переработка и использование в новых разработках.
Дизайн и архитектура, безусловно с учетом специфики структуро- и формообразования их объектов, оказывают стилевое влияние друг на друга, испытывая при этом влияние сферы инженерно-технического творчества. Особенно эта тенденция проявляется в дизайн-архитектуре, в области разработки объектов архитектурно-дизайнерского проектирования, характеризующихся функционально-художественной целостностью.
Список литературы
1. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. –– 2-е изд., испр. и доп. –– СПб.:СПГУТД, ––2007. –– 91с.
2. Медведев В.Ю. Основные факторы эволюции дизайна: учеб. пособие. –– СПб.: типография «Шик». –– 2007. –– 218с.
3. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств / пер. с нем. –– М.: ООО Издательство В. Шевчук –– 2001. ––218с.
4. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / пер. с нем. –– М.: Издательство В. Шевчук. –– 2002. –– 290с.
5. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. –– Л.: Искусство. –– 1972. –– 440с.
6. Коськов М.А. Предметное творчество: в 3-х кн. –– СПб.: фирма Икар, 1996. Кн.1, ч.I –– III –– 172 с.; 1997. Кн.2, ч. IV,V –– 168 с.; 1998. Кн.3, ч.VI –– 144 с.
7. Коськов М.А. Предметный мир культуры. –– СПб.: Издательство СПбГУ –– 2004. ––342с.
Вестник СПГУТД. ––2009. ––№ 16 –– С. 76 –– 83.
Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 2787 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!