Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сегодня наиболее популярными разновидностями игры, где наиболее наглядно проявляются ее закономерности, являются спорт, карнавал, ролевая игра, компьютерная, особенно сетевая игра.
Обратим внимание, на поистине революционную вспышку спортивных состязаний в XX веке. Еще в середине XIX века о спорте как особой социальной сфере со своими институтами, учреждениями, традициями, экономикой и т.п. никто и не помышлял. Он был всего лишь развлечением, сочетающимся с профессиональной тренировкой. А уже в начале XX в. это эпидемия, а в середине века – пандемия: футбол, хоккей, олимпиады, массовый энтузиазм, ликование и отчаяние зрителей, счастье или трагедия в национальных масштабах.
Человек пересекает финишную ленточку. Он делает это не за деньги, еще меньше деньгами озабочены болельщики, но всем нужна победа! Победа в чистом виде. Спортсмен выражает желание человека быть первым, это означает, быть исключительным и индивидуальным. Болельщик не менее остро переживает победу, он приобщается к исключительности, он сам – победитель!
Победа в спорте бесполезна, но она личностна даже в командных играх. Национальные герои Лев Яшин, Борис Майоров, Пеле, каждый в команде-победителе узнается в лицо и известен по имени. Командные игры подчеркивают коллективность и способность человека побеждать, занимая в команде свое уникальное место профессионала высшего класса. Командные первенства заставляют переживать социальный сюжет взаимодействия мастеров, целую интригу передачи эстафетной палочки, политику в отношениях лидеров и «паровоза» в велогонках, не менее сложную, чем в отношениях государств. Спортивная борьба порою замещает межгосударственные конфликты.
Личные первенства эстетичны. Рывок Власова, прыжок Бубки являются подвигами, их стремление к победе поднимает после тяжелых травм, и показывает желание человека не просто победить, но победить себя: слабость, усталость, болезнь.
Спорт, это – стремление человека играющего к победе по правилам, которые он сам устанавливает, в соответствии с критериями и нормативами, какие он сам определяет.
Победа является главным критерием спорта, придающим ему своеобразие в мире игры. Сама по себе игра самодостаточна, выигрыш в ней не обязателен, гораздо важнее – участие. В спорте же победа исключительно важна и является целью, вокруг которой организуется все спортивное действие. Делая акцент на рациональном целеполагании и волевом усилии, спорт символизирует любую человеческую деятельность в аспекте достижений. Именно поэтому он так широко распространен, и существует не только в виде собственно спортивных соревнований, но и в профессиональных видах деятельности (лучший сварщик, лучший водитель и т.д.).
Спорт проникает во все сферы и структуры культуры. В межгосударственных отношениях это желание стать самым сильным государством в мире. В политике – победить на выборах любой ценой, в бизнесе – стать самым богатым, когда и ста миллиардов долларов мало, если соседи по забегу наступают на пятки. Все это можно обозначить важнейшим спортивным символом эпохи: высшей ступенькой пьедестала почета. Любопытно, но в культуре расстояние между высшей и низшей ступеньками необычайно велико, одно дело – быть первым, и совсем другое – третьим, хотя физическое расстояние между ними не достигает и одного метра.
Спорт провоцирует достижения, но при этом он превращает свою цель – победу - в самодостаточный символ, и целью становится уже не практическая гуманизация, например, среды жизни или реальное духовное самосовершенствование, а просто символ, не имеющий утилитарного значения: дополнительные нули в личном капитале, медаль из фальшивого золота, дырявый кубок, ластиковый лавровый венок. И прежде всего, этот символ указывает на приближенность победителя к Высшему, когда он стоит на верхней ступени пьедестала.
Однако в спорте все спортсмены, кто же такой болельщик, напряженно следящий за футбольным мячом? Откуда берется феномен Версаччи, чьи костюмы носят только миллионеры? Чем славен на весь мир Альберт Эйнштейн, чьи теории и через полвека после его смерти способны понять немногие? Теории относительности символичны. Почему была и остается в моде философия Фридриха Ницше, наполненная символами и метафорами и сама выступающая символом, или психоанализ З.Фрейда?
Это все – предметы моды. Г.Зиммель обнаружил, что источник моды заключается в психологическом стремлении субъекта к подражанию и самоотличению (11. – с.266-291). Этот его вывод можно уточнить:
Мода характеризует символическую форму субъекта, позволяющую ему идентифицировать себя с той или иной разновидностью цивилизационной игры и дифференцироваться от участников других игр.
Мода не только отождествляет людей, но и разделяет их. Порою, она выполняет функцию социального протеста и заставляет русского интеллигента времен Николая I носить шляпу «боливар» в то время, когда она в России была запрещена, или молодежь пятидесятых годов надевать брюки дудочкой, преследуемые милицией и комсомолом. Именно в эти времена на передний план выходило человеческое стремление к личной свободе, характерное для эпохи Нового Времени. Модной была англо-бурская война, причем симпатии были на стороне буров. В последней трети XX в. модной становится в Европе борьба с «Империей зла», потом с «Осью зла».
В XIX и XX веках мода выражает не только идентификацию людей друг с другом, но и стремление человека к индивидуальности и самобытности, ко всему, что характеризует гуманитарную сторону эпохи. Модными становятся и спорт, и игра, человеку свойственно играть и стремиться к победе. Мода указывает, что мы отныне именно общественную культуру считаем главной средой и сферой своей жизни, не биологическую природу, не духовность, а именно культуру.
В контексте игры, мода выражает стремление обрести личностную устойчивость в культуре и выдать ее за действительное бытие. Игра как система симулякров и действий, симулирующих поступки, придает характер симулякра и моде. Мода становится неким аналогом права, так же, как и оно определяя поведение, адекватное имиджу, с которым идентифицирует себя субъект.
Если действительные поступки обусловлены этически, то поступки, предписываемые модой, определяются этикетом, и вместе с имиджем становятся этикеткой, маркирующей самоидентификацию субъекта с игрой. В XX веке, и чем ближе к его завершению, тем больше мода выражает даже не социокультурную роль и место человека, как это делает, например, мундир или некоторые принадлежности одежды в Средние века, а вырожденную игру, характерную для межцивилизационных эпох. Примером здесь может послужить мода на пирсинг или на татуировки. Человек из «играющего» становится «заигравшимся», принадлежащим только и исключительно игре, а его бытие окончательно оказывается мгновенным и мнимым.
ВЫВОДЫ
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 441 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!