Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В любой науке проблема является основой, а ее постановка составляет первоначальный и самый творческий и трудоемкий этап познания. В умении «видеть проблемы», генерировать идеи и мыслить проблемно и концептуально заключается то, что можно назвать «талантом исследователя». Решение проблемы, это уже технология, образованность, трудолюбие, если она поставлена, рано или поздно, она будет решена, но ее постановка, наряду с рациональными приемами, включает, и всегда будет включать в себя интуицию и творческое дарование ученого.
Собственно говоря, вплоть до решения проблемы, все исследование представляет собою одно проблемное мышление. Решение же проблемы переводит ее на другой уровень и является начальным моментом постановки новых проблем.
Причина центрального положения и роли проблемы в познании заключается в том, что проблемное видение зарождается в ходе отделения человека от природы и его превращения в относительно самостоятельное существо, и формируется вместе с разумом. Само слово «проблема» появляется еще в античности от древнегреческого «ßάλλω» - бросать. Смысл слова в том, что проблемой становится любая «отброшенная», «вынесенная» и поставленная перед собой, то есть, осознанная и отчужденная, противопоставленная вещь. На русском языке, на эту ситуацию указывает слово «пред-мет», то, что отброшено, вынесено, «мечено перед…».
Для самостоятельного и разумного мышления воспринимаемая реальность закрыта. Человек видит только поверхностные стороны вещей, понимает, что для жизни он должен открыть их невидимую сущность, конструирует в воображении всевозможные представления об этой сущности и исследует вещь, чтобы проверить свои взгляды. Мир для него – тайна, любое явление – чудо, причину которого хочется знать. В противном случае, если он этого не сделает, его обособленное от внешней и внутренней природы положение станет источником его небытия. Несколько перефразируя Х.Ортегу-и-Гассета, главным в жизни является ее туманный, неясный, неопределенный характер, ее существенная проблематичность. А отсюда проистекают все проблемы, и прежде всего, философия. Э.Фромм утверждал: «Человек — единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее не спрятаться».
Воспользовавшись яркой формулой А.Бадью, проблему можно назвать «страстью к реальности». Ж.Лакан показал, что когда вещь представляется исключительно феноменом психики и культуры, то ее реальность является другим названием пустоты, а в таком случае, как вещь, так и воспринимающий ее человек не имеют своего бытия. Их бытие становится мнимым, проще сказать, нам только кажется, что мы – есть, а на самом деле, свое бытие надо искать и создавать, и важнейшая способность человека, дающая ему шанс быть действительным, а не кажущимся самому себе существом, это – разум и его проблемное видение.
Забегая вперед, заметим, что, по верному замечанию С.Жижека, в отличие от Просвещения, «от девятнадцатого столетия и его утопических и «научных» проектов и идеалов, планов создания будущего, двадцатый век имел своей целью освобождение вещи как таковой» (см. 14). Пока не касаясь правомерности этого проекта, замечу, что суть проблем, которые ставит перед собой разум, в конечном счете, всегда означает поиск бытия в прошлом, в будущем, в современности, в себе, в другом и т.д.
Источник проблематики современной науки заключается в проблематичности самого человеческого бытия и познания. В контексте современности, это значит, что исследователь рационально и осмысленно переживает ограниченность своего существования и мышления в пространстве, во времени, вовне и внутрь, в той или иной степени осознает себя локализованным «здесь и теперь», и стремится, опираясь на собственный разум открыть для себя бытие, открыться ему и найти выход из своей ограниченности, устанавливая цель и способ своего соотношения с Другим.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!