Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Гуманитарная наука, опираясь на внутренний, экзистенциальный опыт ученого и на его рефлексию в качестве всеобщего опыта, не только ориентирована на предмет, но и связана с сущностными характеристиками субъекта. Впервые эта связь была показана в конце XVIII века выдающимся германским философом И.Кантом в его работах «Критика чистого разума» и «Пролегомены». Исследуя природу разума и его границы в познании, И.Кант установил, что он раскрывает сущность не столько предмета, сколько способа познания, где предмет и субъект равно присутствуют и тесно связаны. Поэтому познание в любой науке, даже в естественной, всегда является самопознанием культуры. Именно отсюда начинается строгое различение естественных наук, нацеленных на объективную реальность, гуманитарных наук, познающих субъективную реальность и социальных наук, как их синтеза.
Присутствие субъективности в познании обусловливает то, что гуманитарные и социальные науки обладают следующими специфическими чертами:
· Содержательность,
· Рефлективность,
· Креативность.
· Оценочный характер.
· Моральное значение.
В отличие от естественнонаучных, социальные и гуманитарные теории не являются объективными в физическом или биологическом смысле, потому что они всегда связаны с внутриличностным опытом исследователя и заставляют его раскрывать в своем опыте общекультурное содержание. Поэтому и результат таких теорий имеет не только объективное, но и субъективное, в частности, моральное значение. Помимо знания, итогами, свойствами и последствиями гуманитарного и философского теоретического исследования, оказывается следующее:
· Самопознание и самосознание – самоопределение личности иследователя по отношению к предмету, предписание личности одних культурных качеств и подавление других;
· аксиологическая и семиотическая креативность - создание ценностей, смыслов, значений опыта и предмета;
· «этический агностицизм» – выбор предмета не только по прагматическим или сциентистским основаниям, но и по нравственным причинам;
· «культурабильность», идеологическая уязвимость - зависимость от ценностных и смысложизненных ориентиров эпохи, слабая защищенность от политических и идеологических интерпретаций, от самостоятельных толкований теоретических результатов представителями противоположных взглядов. Философские и гуманитарно-научные идеи легко интерпретируются политическими силами в своих интересах. Выдвигая теорию, ученый обязан иметь в виду возможный спектр ее искажений и вводить в состав теории аргументы и логические механизмы, позволяющие ей защищаться.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 542 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!