Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Важнейшей мировоззренческой позицией для Д.Б. Эльконина было



Важнейшей мировоззренческой позицией для Д.Б. Эльконина было

понимание жизни ребенка как принципиально неадаптивной. Детская жизнь понималась им не как приспособление к каким-либо наличным обстоятельствам (не как приспособление руки к свойствам орудия, не как приспособление ребенка к требованиям и ожиданиям коллектива сверстников или взрослых и пр.), а прежде всего как преодоление собственных стереотипов, преодоление сложившихся форм отношений, изменение ребенком своего отношения к людям и отношения людей к нему, т.е. изменение своего места в обществе. Именно такой способ жизни, считал Эльконин, приводит к формированию личности. В его научном дневнике мы читаем: «Пролегомены ко всякой будущей теории личности. Личность — высшая психологическая инстанция организации и управления своим поведением, заключающаяся в преодолении самого себя!» [3].

Понимание жизни ребенка как принципиально неадаптивной вело Д.Б. Эльконина и к отрицанию представления о равновесности как критерии развития. Внутренне полемизируя с идеями Н. И. Непомнящей о структуре личности [2], он записал в своем дневнике: «В исследованиях структуры личности главное внимание обращено на совпадение уровней в развитии отдельных компонентов структуры... Если есть совпадение в уровнях, то это может означать только одно — отсутствие внутренних тенденций для развития. Совпадение-покой... Нормальным является именно несовпадение, ибо в этом несовпадении и заключены тенденции развития» [3].

У Д.Б. Эльконина было особое представление об объекте развития. Этим объектом для него был не отдельный индивид во всех его возможных характеристиках, а прежде всего система отношений детей и взрослых. Именно эта система созидается и строится как самим ребенком, так и взрослым в той деятельности, которую принято называть ведущей. При этом взрослое сообщество им никогда не понималось как «среда обитания» ребенка, а следовательно и пребывание ребенка в этом обществе не понималось как его адаптация к наличие существующим группам и коллективам (родственников, сверстников и т.п.). Он считал и писал — дети есть часть общества. Поэтому Д.Б. Эльконин не любил термина «социализация», видя в нем отголоски представлений о ребенке и о социуме как о разных, рядоположенных мирах, каждый из которых построен по своим собственным законам.

Реально ребенку, конечно же приходится приспосабливаться к разным социальным институтам. Однако Эльконин считал, что это не естественная, а превращенная (извращенная) форма жизни, и поэтому не ее следует отображать и тем самым абсолютизировать в теоретических построениях, проектах жизни детей, в практических формах их воспитания. Представление Д.Б. Эльконина о созидательности и изначальной общественности как о единственно нормальных формах жизни ребенка подводило его к тому, что не ребенка надо адаптировать к сложившейся и как бы вне его существующей системе воспитательных учреждений, а наоборот, преобразовывать саму систему воспитания в направлении построения взаимности, общности детей и взрослых, в направлении открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом. Такова научно-практическая и нравственная установка Д. Б Эльконина.

И еще одна ярко выраженная в работах Д.Б. Эльконина мировоззренческая позиция была связана с пониманием и видением любой формы и любого предмета как развивающихся. Создается впечатление, что для него вообще не существовало неизменяющихся, ставших форм. И это была не стихийная, а вполне сознательная установка. В 1960 г., редактируя текст «Детской психологии», он записал в своем дневнике афоризм: «Человек является человеком до тех пор пока он не стал человеком; а как только он стал человеком, он перестает им быть» [3]. Смысл этих слов в том, что именно развитие, становление является собственно человеческой формой жизни.

Если вы хотите изучать человека как человека и ребенка как человеческого ребенка,— как бы говорит Д.Б. Эльконин,— то изучайте его как развивающегося. Всякое и любое проявление человека обретает свой подлинный смысл лишь в аспекте и контексте развития.

Иными словами, в его представлениях не существовало ничего ставшего, ничего только эволюционирующего (не имеющего переходов и резких переломов). Фактически любая вещь, любое состояние понималось им как переходная, т.е. внутренне противоречивая, раздвоенная форма. Для Д.Б. Эльконина развитие являлось не столько объектом изучения, сколько способом рассмотрения любого психического явления. Поэтому в его текстах очень трудно найти понятие, которое не было бы раздвоено, которому не соответствовало бы дополнительное (оборотное) понятие. Так, например, человеческое действие может быть понято при одновременном учете и техники его выполнения, и его значения; игра — при учете ее сюжета и содержания, игровой роли ребенка и его позиции; деятельность — ее задач и смыслов и ее способа; предмет — его натуральных физических свойств и его общественной функции и т.п.

Таков, на наш взгляд, общий образ научного мировоззрения Д.Б. Эльконина. Это мировоззрение характеризуют три основные установки: на созидательность детской жизни в отличие от ее адаптивности; на ее принципиальную общественность в отличие от наличной социальности; на рассмотрение форм детской жизни как становящихся, переходных, развивающихся.

*

Какими же методологическими средствами может быть реализовано данное мировоззрение? Какова, по Д.Б. Эльконину, та действительность, где может быть построено целостное представление об изучаемом предмете — о детстве?

Ответ самого Эльконина состоит в том, что природа детства (и любой специфической формы детской жизни) лежит в его истории. Для того чтобы понять закономерности развития ребенка, т.е. наметить конкретную и полную систему его связей с обществом, онтогенез современного ребенка необходимо представить в историческом ряду онтогенезов. Полноценно изучать данный конкретный онтогенез можно лишь в этой системе. Такова, по Эльконину, главная формула и основной методологический инструмент изучения развития детей, В.истории детства, а не в наличных социальных условиях лежат источники и основания для выделения в целостном процессе развития его различных стадий; в нем же — источники специфических форм развития на каждой стадии, причины возникновения переломных, критических периодов в развитии. Именно в историческом ряду онтогенезов практически строятся те условия и границы, в которых данный онтогенез протекает сейчас, в которых возникают и которыми определяются отношения детей и взрослых. Знать предмет — это значит знать исторические границы (масштаб) его наличного бытия. В противном случае то, что находится перед глазами (в частности, современное детство), принимается за единственно возможный источник закономерностей; и даже не возникает вопроса о том, почему жизнь имеет именно этот ход, а не какой-либо иной, имеет эти противоречия, а не какие-либо иные.

Например, почему сегодня нельзя (и действительно ли нельзя?) начинать обучение в школе с конца раннего детства, т.е. прямо вслед за первым периодом обучения — обучения предметным действиям? Следует ли начинать школьное обучение с 6 лет? Зачем нужна игра, т.е. какой смысл имеет моделирование человеческих отношений в этой особой, экзотической деятельности, а не, например, их прямое освоение в прямых контактах со взрослыми? И почему понимание и построение таких отношений должно проходить именно как моделирование, а не практически и житейски? Да и является ли так называемая идеальная форма и вообще человеческая

культура источником детского развития (как это считали Л.С. Выготский и все его ученики), или это лишь интеллектуальные фантазии, не имеющие аналога в жизни? Может быть, на самом деле развитие определяется взаимодействием реальных детей с реальными, «вот этими» взрослыми и реальными, «вот этими» осязаемыми вещами? Входят ли идеи и смыслы в быт и реальную жизнь взрослых и детей, и должны ли они туда входить? И самый главный вопрос, лежащий в основе всех заданных: какова должна быть (не есть, а должна быть) специфика отношений взрослых и детей в современном обществе?

Мы формулируем, а точнее, вспоминаем эти вопросы не только потому, что Д.Б. Эльконин указал путь их разрешения, но и потому, что они сейчас полузабыты и отодвинуты частными соображениями. Мы же полагаем, что именно эти вопросы определяли и определяют развитие нашего знания и даже, более того, нашего профессионального сознания.

Историзм как методологическая установка в науке не нов. После работ Ч. Дарвина мало кому приходит в голову изучать видовые особенности какого-либо животного в отрыве от истории происхождения данного вида. После К. Маркса было бы наивным исследовать определенную экономическую формацию, игнорируя условия ее возникновения и предшествующие ей стадии развития общества. В отечественной детской психологии исторический подход был сформулирован П.П. Блонским и учителем. Д.Б. Эльконина Л.С. Выготским, чья теория получила название «культурно-исторической». Вся научная деятельность Д.Б. Эльконина была посвящена ее развитию, углублению и конкретизации.

Не надо, однако, полагать, что лишь история, лишь прошлое позволяет понять ход развития современного ребенка. Такую возможность дает и прогноз развития детства. Но никакого будущего, никакого прогноза не может быть вне истории, и, более того, сама постановка вопроса о прогнозе возможна лишь в историческом контексте. При этом истории, с точки зрения ее общей логики, необходимой последовательности исторических ступеней, а не истории конкретных фактов, дат и событий. Для Д.Б. Эльконина исторический процесс выступал как процесс антропогенеза, продолжающийся и сегодня. Развитие человеческого рода не завершается, а лишь начинается с появлением вида Homo Sapiens.

*

К каким же собственно теоретическим положениям подводит исторический способ рассмотрения современного детства?

Во-первых, историческое рассмотрение с необходимостью приводит к выводу о том, что так называемые детские деятельности (игра, предметная деятельность, учение) общественны по происхождению, содержанию и форме. С этим выводом теряют основательность все варианты теории развития как созревания — преформисюкие и двухфакторные теории. Во-вторых, и это очень важно для понимания современного детства, его становление— это история разделения жизни детей и взрослых, но такого разделения, при котором устанавливаются новые формы связей между ними, возникают новые посредники их взаимности. На самых ранних этапах человеческой истории дети очень рано (по мнению Д.Б. Эльконина, сразу после периода младенчества) включались в посильный для них производительный труд,т.е реально участвовали в обеспечении жизни общины [6]. Усложнение форм этой жизни, орудий труда приводит к появлению специфически детского вида деятельности — обучения-упражнения, которое оказывается первой формой опосредствования отношений взрослых и детей. Обучение-упражнение становится прообразом будущей деятельности, которая вследствие этого становится идеальной формой, смыслом, мотивирующим то, что ребенок делает «здесь и теперь». Можно сказать, что идеальная форма, т.е.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...