![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Рис.5
Честь и достоинство.
Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценкунравственных качеств и поступков человека. Честь и достоинство - категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаютсядруг от друга. Они фиксируют отношение к человеку, как к высшей ценности.
Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Достоинство – это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.
Смысл жизни и счастье.
Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции - от Древней Греции до наших дней, - которые предлагали различные модели смысла жизни:
ГЕДОНИЗМ => | Стремление к наслаждению |
ЭВДЕМОНИЗМ => | Счастье через преодоление стремления к наслаждению |
КИНИЗМ => | Борьба со страстями, победа над желаниями |
ЭПИКУРЕЙСТВО => | Безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданиями |
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА => | Духовное служение Богу во имя вечного спасения |
ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ => | Стремление к самовыражению, славе |
РАЦИОНАЛИЗМ ХVII-ХVIII вв. => | Познание |
Т. ГОББС (XVIII в.) => Ф.НИЦШЕ (XIX в.) | Власть человека над человеком, индивидуальная воля к власти, могуществу, подчинению чужой воли своей |
ПРАГМАТИЗМ=> | Богатство, стремление к обладанию (вещами, комфортом, престижем) |
Л. ФЕЙЕРБАХ (XIX в.) => Э.ФРОММ (XX в.) | Любовь Любовь |
Каждая ситуация жизни несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого человека он является единственным и единственно истинным. Человек сам должен искать и находитьего. Но найти смысл - это еще не все; необходимо осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла является для человека необходимостьюв силу конечности, ограниченности и необратимости человеческого бытия в мире, неповторимости каждой конкретной ситуации. Но, осуществляя смысл своей жизни, тем самым человек осуществляет самого себя.
Смысл, осмысленность и цель жизни.
Смысл жизни заключается вобъективной направленности, установках, ценностях, которым она посвящена, это генеральная линия жизни. Осмысленность- это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл,независимо от ее осмысления.
Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью, когда объективная значимость, смысл его жизнисовпадают с го личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант - ситуация, когда смысл и осмысленность образуютгармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни - значит, найти свое «место под солнцем».
С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели.В сознании человека цельвыступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.Цель - это определенный рубеж, а смысл жизни - генеральная линия, определяющая цели. Цель жизни - впереди, это субъективное представление о будущем, смысл жизни - это объективное содержание самой жизни и одновременно - стремление к высшей цели.
Счастье как этическая категория.
С категорией «смысл жизни» тесно связано понятие «счастье». Счастье - это сопровождающееся чувством глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности.
Существует множество «моделей» счастья - общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом— с обладанием им или созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».
В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) -быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье- это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения».
Некоторые особенности и «законы» счастья.
• Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни.
• Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некоей «зоне непрекращающихся удовольствий». Это миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.
• Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.
• Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех.
• Счастье не может быть абсолютным. Оно - не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится.
• Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой - преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».
• Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности, при которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья.
• Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье – только по-настоящему нравственный человек.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 525 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!