Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Моральная свобода и ответственность личности



Моральная свобода - ценность, к достижению которой че­ловек стремится и обладание которой есть для него благо. Вме­сте с тем она одновременно и условие проявления его морально­сти, совершения им нравственных поступков и действий.

Выбор является свободным,когда к нему подключены все ин­теллектуальные и волевые способности личности и когда мо­ральные требования сливаются с ее внутренними потребностями. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувст­ва страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоре­чиями между хочу, могу и надо.

Нравственная свобода - не просто выбор ва­риантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека. Нравственная свобода проявляется в умении 1) делать осознанный моральный выбордействий и поступков; 2) давать им нравственную оценку; 3) предвидеть их последствия;4) осуществлять разумный кон­трол ь над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

Моральная ответственность проявляется как обратная сто­рона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным - значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в пря­мой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответствен­ность. Существуют разные видыи разная мера ответственности.

Виды ответственностиопределяются тем, перед кем(или чем) и за что человек несет ответственность. Это может быть:

• ответственность перед самим собой;

• ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми;

• ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Мера моральной ответственности у разных лю­дей в различных ситуациях неодинакова. Зависит она от ряда об­стоятельств:

• самостоятельности совершаемого действия, причем наличие при­нуждения и даже угроза личной безопасности не снимает ответст­венности с человека;

• значимостисовершаемого деяния для судеб других людей (в экс­тремальной ситуации, когда от принятого решения может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время);

• масштаба принимаемых решений, в зависимости от того, идет ли речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства;

• влиятельности, авторитета, общественного положения или должно­сти личности,принимающей решения.

3. Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.

Долг и совесть - личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Долг - это принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг- это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Особенности проявления долга

1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от внешних или внутренних принуждений.

2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долгаактивны, деятельны, не проходят равнодушно мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов: долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать, какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

Совесть - «другая сторона» долга.

Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в общественравственным нормам.Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям. Совесть - это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора.

Совесть проявляет себя: а) как побудитель,направляющий нас на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку; б) как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; в) как корректирующий фактор во время действия; г) как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценкунаших поступков (рис.5).

ФУНКЦИИ СОВЕСТИ





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 886 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...