![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В эпоху Средневековья этическая мысль развивается в русле христианского вероучения. Мыслители этого периода пытались решить следующую проблему: если Бог — творец всего сущего и он добр, то почему существует зло? На этапе раннего средневековья ответ на этот вопрос дал Августин Блаженный(354—430). Он считал, что мир как творение Бога создан добрым, а существующее зло является результатом свободного творчества. Оно представляет собой отвращение от высших целей. Источник зла — в телесных желаниях человека, вызванных его гордыней или вожделенностью. Гордыня возникает из стремления человека обойтись без Бога, а вожделенность — из страстей, направленных на преходящие вещи. Таким образом, зло происходит от человека, имеет земной характер, в то время как добро ниспослано человеку милостью Божьей. Августин делает вывод, что зло является лишь недостатком добра, оно относительно, а добро абсолютно.
Виднейший мыслитель средневековья Фома Аквинский(1225—1274) считал, что зло не является позитивным явлением и не существует само по себе, как добро. Само понятие зла он выводит из понятия добра, считая, что одна противоположность познается через другую. В области морали зло основано на несовершенстве поведения, которое следует из несовершенства морального субъекта. Поскольку Бог — это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной морального зла. Человек, по мнению Ф. Аквинского, находится на границе между животными, с одной стороны, и миром чистых духов — с другой. В иерархии телесных созданий человек занимает самое высокое место как наиболее совершенное животное. Его отличает наличие разумной души и свободной воли. Обладая свободной волей, человек в состоянии выбирать между добром и злом и нести ответственность за свои поступки. Источником свободной воли и связанного с ней выбора является разум человека. Свобода воли позволяет человеку поступать в соответствии с
моральными добродетелями, но она существует лишь тогда, когда ее поддерживает Бог, поскольку он является первоисточником и естественных причин, и свободных человеческих решений. Вклад в этическую теорию религиозных мыслителей состоял в том, что они:
♦ рассмотрели основные понятия морального сознания (добро, зло, долг, вина и др.);
♦ показали противоречия и сложности моральной жизни и человеческой личности;
♦ обратили внимание не необходимость нравственного воспитания и совершенствование его форм.
♦
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 569 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!