Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования. глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб





глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейше­му движению тела...».

Несобственно-прямая речь, в которой сливаются голоса автора и персонажа, используется в романе достаточно часто, позволяя прибли­зить героя к читателю:

Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприят­ностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т.п. Хотя староста и в прошлом, и в третьем году писал к своему бари­ну точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз.

Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученно­му несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением... Рассуждая с точки зрения героя, повествователь раскрывает его сущ­ность и косвенно выражает оценку (сравним упоминание о том, что уже несколько лет Обломов планирует что-то предпринять, но так ничего и не делает). Таким образом, суть обломовщины раскрывается в романе многопланово, в том числе и через образ повествователя.

В целом, признавая ключевую роль образа автора в создании тек­ста, необходимо учитывать это обстоятельство в образовательной дея­тельности. В процессе обучения текстообразованию необходимо сфор­мировать у учащихся осознание значимости своей авторской личности, стремление отражать свой взгляд на мир через текстовую деятельность, научить тому, что именно авторский замысел, авторская интенция (цель) являются организующим началом в тексте, определяющим все осталь­ное.

В текстовой деятельности проявляется лексикон автора, его знания о мире, система оценок, неповторимые ассоциации. Все это воплощает­ся в системе текста и интерпретируется адресатом. Успех текстовой дея­тельности определяется как языковой способностью автора, ее индиви­дуальным мировосприятием, так и его ориентацией на адресата с уче­том сложившихся норм восприятия и правил речевого общения.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 421 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...