Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характер связи языка и мышления



Традиционный взгляд на характер связи языка и мышления основан на том, что язык – это форма выражения мысли, способ ее передачи, но не средство ее формирования. Скорость мышления гораздо выше скорости говорения; в речи возможны затруднения в выборе нужного слова – это доказывает, что мышление как бы предшествует языку, существует ДО него.

Другой взгляд: мышление и язык никак не связаны, мышление является «чистым», свободным от языковых проявлений. Доказательство – развитие глухонемых: они не владеют языком, но развиты зачастую гораздо лучше, чем обычные люди. Однако у человека, владеющего речью, все формы мышления, в том числе наглядно-образное и практически-действенное, основаны на языковой базе. Полноценная интеллектуальная жизнь глухонемых возможна лишь при условии, что они все-таки научились языку. Только на этой базе возможно полноценное владение развитой мимической речью. Глухонемые бессловесны, но не безъязычны. Они думают не словами, а теми знаками, которые заменяют им фонетические единицы, - например, жестами.

Однако в механизме мышления языком может считаться любая система, способная быть носителем информации (язык жестов у глухонемых и т.д.). Есть мышление несловесное, но нет мышления безъязыкового. А.А.Потебня «Мысль и язык»: творческая мысль художника невыразима словом и совершается без него, но она предполагает достаточную степень развития творца, которая дается только языком.

Решение проблемы взаимоотношения языка и мышления способствует решению таких задач, как создание искусственного интеллекта, методики обучения иностранному языку, автоматическая обработка информации, построение информационных систем.

К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что язык и мышлении диалектически взаимосвязаны. Язык служит орудием мышления и в определенной степени отождествляется с ним. Однако такое тождество современная наука не подтверждает. Язык и мышление гибко связаны между собой, они соотносительны, но не тождественны. В основании многих исследований лежит мысль о том, что язык творит мысль (Л.С.Выготский, Л.Витгенштейн).

Большинство современных ученых разделяют позицию Гадамера: поскольку слово всегда что-то значит, мы ищем верное слово, то есть такое, которое принадлежит самой вещи (выражает ее), и в результате сама вещь обретает голос в этом слове. Эта мысль подтверждается наблюдениями над слепоглухонемыми и заиками, а также экспериментальными данными нейролингвистики, зоопсихологии и т.д[13].

Мысль или отдельный ее элемент могут и не иметь специального выражения. Если бы все можно было выразить словом, то отпала бы необходимость в несловесных искусствах. Поскольку нет абсолютно чистого мышления, возможны как развернутые, так и сокращенные способы передачи одного и того же содержания. Письменный текст часто сопровождается рисунками, схемами, графиками, а устный текст – жестами и мимикой. На этом основан и феномен внутренней речи.

По мнению большинства современных исследователей, внутренняя речь - важнейший элемент взаимодействия языка и мышления. Именно здесь мысль и язык объединяются в целостный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Во внутренней речи формируется значение, представляющее собой единство слова и мысли. Внутренняя речь отрывочна, хаотична, в ней резко усилена предикативность за счет опускания подлежащего и связанных с ним частей предложения. Она чрезмерно нагружена смыслом, а ее словарь предельно индивидуален и субъективен. Внутренняя речь прерывиста, она выступает как квантовый механизм мышления, поэтому человек может одновременно развертывать несколько мыслей, из которых одна может контролировать другие.

Психолог Н.И.Жинкин показал, что механизм человеческого мышления реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-схемном и речедвигательном. Мысль задается в первом звене, передается во второе и снова задается для первого звена. Двуступенчатость мышления обусловлена органической связью первой и второй сигнальной системы человека. Две ступени внутренней речи соответствуют двум функциям языка и поэтому представляют собой два принципиально разных, но взаимосвязанных языка. Взаимодействие этих двух кодов делает мышление человека универсальным.

Таблица 3. Этапы формирования и выражения мысли [14]

Этапы формирования и выражения мысли
Предметно-схемный код Возникновение замысла, интенции, намерения («На языке вертится, а сказать не могу»). Зачаточная мысль опирается на индивидуальные схемы, образы. Информация о действительности кодируется в виде пространственно-временных представлений. Они и составляют тот универсальный язык мышления, с которого возможен перевод на другие языки. Неповторимый характер предметно-схемного кода делает мысль настолько индивидуальной, что ее определенная часть даже не может быть выражена словом.
Переходная зона Зарождение слова
Речедвигательный код Мысль формируется, расчленяется, готовится к речевому воспроизведению. Процесс мышления сопровождается беззвучными движениями языка и губ. При решении трудных задач речедвигательная импульсация увеличивается, легких – уменьшается. При зрительном предъявлении материала она меньше, чем при слуховом, у детей выше, чем у взрослых. Исключение речедвижений затрудняет запоминание речи. Колебания и напряжения органов речи воздействуют на активность мозга, стимулируя мыслительный процесс.

По мере выработки интеллектуальных навыков (чтение, письмо, решение математических задач и пр.) речевые операции превращаются в сокращенный и обобщенный код – язык «семантических комплексов». Это редуцированные речевые высказывания в сочетании с наглядными образами. Поэтому человек думает быстрее, чем говорит. Доказано, что запоминание мыли не всегда связано с запоминанием слов, которыми она была выражена.

Несмотря на отличие внутренней речи от внешней, она зависит от последней и является ее производной. Но и внешняя речь зависит от внутренней, что особенно ярко проявляется в сфере разговорной речи (семантическая размытость, опора на внеязыковую действительность). Отсюда – трудности при переводе устной речи в письменную. Изучением речи занимается психолингвистика.

По утверждению В.А.Гречко, важнейшая форма мысли, постоянно реализуемая в языке, - это образ. Образ – особая форма мышления, с помощью которой происходит объединение, взаимодействие и взаимопроникновение чувственного и абстрактного мышления. Это необходимый этап в движении мысли от наглядного восприятия и представления предмета к познанию его сущности в понятии. Поэтому образ – важнейшая форма мысли, постоянно реализуемая в языке[15].

Образ свойствен не только языку; образы других видов искусства как формы мысли содержат те же структурные компоненты, что и языковой образ. «Все значения в языке по происхождению образны, каждое может с течением времени стать безобразным. Оба состояния слова, образность и безобразность, равно естественны» (А.А. Потебня) [16].

Полагают, что мысль человека, возникшая на базе языка, никогда до конца не может быть выражена словом. Чтобы понять говорящего, нужны так называемые фоновые знания. Создаются специальные лингвострановедческие словари, в которых описываются имплицитные, т.е. специально не выделенные, смыслы слов, чаще всего ключевых (англо-русский словарь «Американа»).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...