Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интонационные средства и их реализация



Интонационные средства (фонетические компоненты интонации, просодические параметры) принято подразделять на: 1) тональные, 2) количественно-динамические, 3) фонационные и артикуляционные.

1) Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц.). Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний[73], называется мелодическим контуром. Параметры мелодического контура: а) направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации); б) интервал тонального движения; в) уровень (регистр) на котором происходят тональные изменения; г) скорость этих изменений - крутизна тонального движения; д) характер синхронизации контура со звуковой последовательностью (timing) - например, реализация тонального движения только на гласном, только на согласном или на гласном и согласном.

2) Количественно-динамические параметры: а) пауза [74] - универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы - фразы и синтагмы); б) длительность и темп; в) интенсивность.

3) о фонационных и артикуляционных параметрах, а также подробнее о количественно-динамических см. ниже, в разделе о комбинаторной модели фразовой просодии.

Существенно заметить, что наибольшую значимость в интонации имеют не абсолютные, а относительные значения просодических параметров. Кроме того, следует иметь в виду, что существует сложнейшая система взаимной компенсации просодических параметров - часто тональные изменения воспринимаются как различия по громкости и/или длительности и наоборот. Наконец, хотя все просодические параметры могут функционировать независимо друг от друга, часто они образуют определенные просодические комплексы (так, повышение тона почти всегда сопровождается увеличением интенсивности и т.п.).

Основной универсальный принцип просодической организации синтагмы состоит в том, что на фоне общих закономерностей реализации просодических параметров (таких как уменьшение интенсивности, увеличение длительности и понижение тона (downdrift, деклинация) от начала к концу синтагмы) на одном или нескольких слогах реализуется фразовый акцент, который состоит в резком изменении значения какого-либо просодического параметра (чаще всего - ЧОТ). Другой термин, который часто используется для обозначения того же понятия - "фразовое ударение". Таким образом, все компоненты интонации могут быть реализованы двумя разными способами:

1) интегрально (на всем высказывании или его значительной части);

2) локально или акцентно (чаще всего на одном или двух слогах, реже на более продолжительном отрезке). Как ударение объединяет слоги в фонетическое слово, выделяя один из слогов, так и фразовый акцент организует синтагму, выделяя один из потенциально выделимых (ударных) слогов. Если фразовый акцент реализуется на отрезке синтагмы, большем, чем слог, такой отрезок называется акцентным блоком (который в СРЛЯ часто совпадает с просодическим ядром слова).

Примеры интегральной и акцентной реализации просодических параметров: 1) деклинация тона на всей синтагме и падающий тон на гласном; 2) скрипучий голос, которым произносится вся фраза (Ну, это он зря!) и гортанная смычка в конце гласного (Хорошо!); 3) медленный темп на протяжении синтагмы (И что он этим хотел сказать?) и долгий гласный.

Итак, значительная часть информации в процессе коммуникации передается не при помощи слов, а при помощи интонационных средств. Интонационное задание для конкретного предложения может быть очень сложным, причем разные его компоненты могут вступать в свободные сочетания. Из этого следует, что интонационная характеристика в процессе порождения предложения "собирается" текущим образом из некоторых мельчайших элементов совершенно так же, как само предложение "складывается" из слов и морфем. Следовательно, в памяти носителя языка существует особый словарь минимальных интонационных единиц, аналогичный словарю морфем. Минимальная интонационная единица, обладающая определенным значением и формальным выражением (своего рода интонационный знак) называется интонемой. Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания[75], наиболее часто используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания интонем мы будем вслед за Е.А.Брызгуновой называть интонационными конструкциями (ИК).

Интонационная система русского языка представлят собой сложнейшую комбинацию различных просодических средств - тональных, количественно-динамических, артикуляционных и фонационных. Для исчерпывающего описания просодического оформления речи необходима как можно более точная и полная фиксация всех этих характеристик высказывания и их организация в виде системы с неограниченными возможностями сочетаемости. Однако на практике при описании интонационной системы того или иного языка - в том числе и русского - речь обычно идет только о мелодических контурах высказывания.

Классические описания русской фразовой интонации Е.А.Брызгуновой, Т.М.Николаеваой, Н.Д.Светозаровой и других исследователей в основном базируются на ограниченном инвентаре клишированных конструкций, что отражает представление о незначительном наборе интонационных средств (которые едва ли не исчерпываются одним только движением ЧОТ) и их малых сочетательных возможностях. Этому соответствует и представление о функционировании интонационных единиц: они обычно связываются только с "основными типами высказывания" (такими как утверждение, вопрос, побуждение). Такой подход создает очень большие трудности как при фонетическом отождествлении конструкции, так и при ее семантической интерпретации[76].





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1338 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...