Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фонетические корреляты ударения



Физическим носителем ударения является слог: все компоненты ударного слога противопоставляются соответствующим безударным, но особенно ярко - вершины слогов, т.е. гласные. Иногда в качестве поля реализации ударения выступает мора (часть гласного).

Фонетическими компонентами (параметрами, физическими коррелятами) ударения могут служить:

интенсивность (как результат увеличения дыхательного усилия); ударение, создаваемое динамическим выделением одного из слогов, называется экспираторным или динамическим;

длительность (особенно ударного гласного) - количественное или квантитативное;

повышение (в другом понимании - любое изменение) частоты основного тона (далее - ЧОТ) - тоническое или музыкальное;

тембр гласного (безударные гласные обычно в той или иной мере подвергаются редукции).

Чаще всего два или несколько фонетических параметров ударения объединяются в сложный просодический признак.

Ударение в СРЛЯ часто описывается как количественно-динамическое или даже как чисто динамическое. Это противоречит данным современных исследований, выполненных как на материале СРЛЯ, так и других языков, сходных в этом отношении с русским. Эти исследования показали, что тон и интенсивность в СРЛЯ не участвуют в формировании ударения, так как их распределение в слове подчинено закономерностям более крупного - фразового - уровня. Так, интенсивность чаще всего понижается от начала к концу синтагмы, так что предударные слоги оказываются более интенсивными, чем ударные[69], а изменение ЧОТ связано в первую очередь с типом и характером реализации фразового акцента (который полностью или частично может быть реализован не только на ударном, но и на безударных слогах - 1-м предударном, 1-м заударном, начальном или конечном) - так что вычленить изменение ЧОТ, связанное именно со словесном ударением не представляется возможным.

Таким образом, фонетическими коррелятами ударения в современном русском литературном языке служат только длительность и спектральные характеристики гласных. По этим параметрам в СРЛЯ выделяется двухкомпонентное просодическое ядро слова, состоящее из ударного и 1-го предударного слогов, и отчетливо противопоставленное всем другим слогам (только в этих слогах невозможны сверхкраткие и сильноредуцированные гласные [ъ] и [ь][70]). При этом ударный и 1-й предударный слоги противопоставлены друг другу только по длительности (спектральные характеристики гласных, представленных в этих позициях если не полностью совпадают, то, по меньшей мере, пересекаются) и только в словах, на которых реализуется фразовый акцент (в том числе и при изолированном произнесении слов). В словах, которые не несут фразового акцента, спектральные характеристики ударных гласных приближаются к характеристикам гласных первого предударного слога акцентированных слов. Так, носители СРЛЯ, слыша два идентичных гласных в последовательности СГСГ в качестве ударного всегда воспринимают второй - это связано со стратегией восприятия ударения: "из двух сильных ударный всегда второй" (если бы ударение было на первом гласном, второй был бы в СРЛЯ редуцированным). О том же свидетельствуют многочисленные случаи восприятия в окающих говорах в качестве ударного (с главным или второстепенным ударением) нередуцированного гласного в любой позиции, кроме позиции 1-го предударного слога ([мулоко] и т.п.): если схема СЪСЪСАСАСЪСЪ заменяется на САСАСАС, это означает наличие еще одного ударения.

Такая ритмическая схема слова, описанная еще в конце XIX века А.А.Потебней при помощи выражения, получившего название " формулы Потебни " (112311[71]), является ярчайшей типологической особенностью СРЛЯ - наиболее типичной ритмической схемой индоевропейских языков (в том числе и ряда русских диалектов) является схема 1213121 (или 1312141 и т.п.), построенная на чередовании "сильных" и "слабых" (впрочем, тоже, скорее по длительности и тембру, а не по интенсивности) слогов, один из которых является самым "сильным".

Одной из наиболее широко распространенных теорий о фонетической реализации ударения в СРЛЯ долгое время была концепция Н.И.Жинкина. Согласно этой теории каждый гласный имеет некий "порог громкости" (разный для разных гласных, так как более широкие гласные при прочих равных условиях обладают большей собственной интенсивностью, чем более узкие), "преодолев который, он становится в речевой цепи ударным. В слове палъ [а] сильнее [и], но [а] не дошло до своего порога ударности, а [и] превысило свой порог ударности. Поэтому мы слышим [и] как ударный гласный, [а] - как безударный" [Панов 1979: 80]. Очевидно, при этом предполагалось, что порог ударности является величиной относительной, ведь любой носитель языка в состоянии правильно воспринять ударение при любой абсолютной громкости звуков (в нормальной речи, крике или шепоте). Дальнейшие исследования показали, однако, что 1-й предударный гласный чаще всего бывает более интенсивным, чем ударный, даже в том случае если они одинаковы по тембру, то есть в последовательностях [а]-[б], [u]-[ъ], [у]-[э].

Таким образом, ударение в СРЛЯ является не динамическим (экспираторным), а качественно-количественным: "В потоке речи постоянным признаком ударного слога является напряженность артикулирующих органов, создающая большую отчетливость тембра (и тем самым качества звука под ударением), а в изолированных словах - напряженность и длительность" [Грамматика-80: 90], Эта точка зрения восходит к работам Р.И.Аванесова, который писал: "Русскому языку свойственно ударение, при котором гласный ударного слога отличается от безударных гласных как большей напряженностью произносительного аппарата и потому наибольшей четкостью артикуляции гласного, так и большей длительностью" [Аванесов 1974: 80].

Впрочем, качество гласных в значительной степени определяется их длительностью. Так, в ударной позиции гласные представлены в своем нейтральном полном виде. Это значит, что они занимают целевые точки в вокалическом пространстве, что обеспечивается достаточной для их достижения длительностью звука. В других позициях происходит одновременное сокращение длительности гласного и амплитуды движения в направлении целевой точки артикуляции. В результате возникает явление, которое шведский фонетист Линдблом назвал «недострел» (undershoot) и которое традиционно описывается как сочетание количественной и качественной редукции. Оно состоит в сокращении треугольника гласных в направлении центра, причем существует две ступени этого сужения, что дает три вокалических треугольника: 1) самый крупный (внешний) треугольник, соответствующий положению языка при произношении ударных гласных (б, ъ, й, у, э); 2) средний, отражающий положение языка при артикуляции гласных 1-го предударного, начального неприкрытого и конечного открытого слогов (а, и, у)[72]; 3) самый маленький (внутренний) треугольник, соответствующий положению языка при произношении гласных других безударных слогов (ь, ъ, ъо):

ъ           э
  и й       у у  
    ь   ъо    
      ъ      
      а      
      б      

Распределение ступеней полноты/неполноты артикуляции по позициям соответствует формуле Потебни. Ударение тем самым является вершиной некоторой «ритмической структуры», ориентиром для выбора фонетической реализации гласных в других позициях.

Просодически обусловленные различия русских ударных/безударных гласных близки к сегментно обусловленному контрасту напряженных/ненапряженных гласных в германских языках. Поэтому традиционное определение русского ударения как динамического нужно понимать как относящееся к артикуляционной, а не фонационной динамике.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...