Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прочие тональные признаки



1.2.1. Размещение тонального движения в слоге (timing).

В последовательности - СГ - тональное движение может быть реализовано а) преимущественно на согласном, б) на согласном и гласном, в) преимущественно на гласном

1.2.2. Уровни и интервалы.

Акцентные движения тона осуществляются как отклонения от некоторого базового уровня ("несущего" тона). Основная масса речевых высказываний произносится на среднем уровне тона. Однако как высказывание в целом, так и какая-то его часть может быть произнесена на более высоком или низком уровне базового тона. На низком тоне произносятся речевые отрезки, содержащие факультативную информацию:

- Тебе Валя ‑ {я его вчера видел} ‑ привет передавал.

На высоком тоне произносятся восклицания, выражающие удивление:

- {Валя вернулся}?!

- Они что ‑ {получили новую квартиру}?!

Возможны произнесения и на более далеких от среднего уровнях несущего тона, что сопровождается изменением режима работы голосовых связок: сверхвысокий уровень сочетается с фальцетом, а сверхнизкий - с "вибрацией". Использование сверхвысокого регистра (фальцет) типично для переспросов с целью восстановления уже сообщавшегося ранее:

- {К которому ты говорил тебе часу}?

Сверхнизкий регистр (вибрация) может символизировать агрессивное самоутверждение:

- {Здорово я ему врезал}!

Уровни базового тона задают и референциальную шкалу для оценки интервала изменения тона. Типичный случай большого интервала (двойной акцент) восходящего тона - акцент удивления:

‑Иван{о}в(//)?! Невероятно!

нисходящего - подтверждение ожидаемого:

- Так и случилось (\\).

Наконец, акценты могут быть не ориентированы на средний базовый уровень тона - восходящее или нисходящее движение может происходить в высоком или низком диапазоне.

2. ФОНАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ и их комбинации.

2.1. Интегральные фонации.

Фонации ‑ это типы голоса, определяемые 1) состоянием краев голосовой щели (напряженный, нейтральный, расслабленный); 2) ее конфигурацией - в первую очередь, степенью сближения связок (скрипучий, нейтральный, придыхательный). Напряженный голос может маркировать переспрос:

‑ Куда ты дел очки? ‑{Что куда я дел}?

Расслабленный голос типичен, например, для незамкнутых сочиненных рядов или как фигура уступки:

- В саду росли {яблоки, груши, абрикосы, черешни...}

- Можно мелочью дать? - {Давайте}.

Расслабленный голос обычно сопровождается замедлением темпа, а напряженный ‑ убыстрением. Скрипучий голос используется как фигура отрицания:

- {Зря ты это сделал}, {Какой у него голос}! Так, голосишко.

Придыхательный голос часто используется для выражения высокой степени положительных чувств:

- {Как она прекрасно поет}! {Какой у него голос}! Божественный.

Фонационный признаки независимы, и встречаются все комбинации их значений, например:

- {Хоть бы Ваню взяли} (скр. рсл.) А то никого нет.

2.2. Фонационные компоненты акцентов.

Гортанная смычка в составе восходящего акцента описана Е.А.Брызгуновой (ИК-7):

- Хорош{о}!

Впрочем, она же может сочетаться и с ровным или нисходящим тоном:

- Нехорош{о}!

- Дур{а}цкая история!

3. ИНТЕНСИВНОСТЬ.

Этот признак изучен менее других, что, возможно, связано стем, что различия по интенсивности очень плохо осознаются. Кривая интенсивности в пределах синтагмы может иметь разную форму (чаще всего \ или /\); иногда она соответствует мелодической кривой, но чаще независима от нее. Из интегральных динамических параметров наиболее очевидным является общая громкость отрезка речи - повышенной громкостью характеризуются выражения со значением высокой степени качества:

- Это был {гениальный} (+) человек!

Кроме того, интенсивность может выступать как единственный параметр акцентного выделения:

- Тебя кт{о}-то(+) спрашивал.

4. КОЛИЧЕСТВО.

Интегрально количество реализуется через темповые характеристики. Замедление темпа типично для размышления:

- {Как бы от него избавиться}?

Быстрый темп типичен для переспросов:

- {Куда‑куда ты едешь}?

5. АРТИКУЛЯЦИЯ.

Артикуляционная просодия имеет обычно интегральную реализацию. Узкий раствор рта типичен для реплик, указывающих источник мнения:

- Он, {по‑моему}, домой пошел.

Широкий раствор маркирует реплики со значением внезапного вспоминания:

- {А, помню}.

Просодическая назализация (в сочетании с тихим голосом) обычно выражает доверительность сообщения:

- {У него такая любовница...}

Общее смещение вперед (<) или назад (>) язычной артикуляции используется для выражения, соответственно, положительного или отрицательного отношения к сообщаемому:

- Это Ваня (<) сделал. Молодец.

- Это Ваня (>) сделал. Идиот!

Общее сокращение/увеличение резонатора выступает как символическое средство:

- Он такой ма-аленький! // Он такой огро-омный!





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 363 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...