Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структурные типы ударения



Кроме фонетических типов ударения выделяются еще различные структурные его типы.

Применительно к слоговой структуре слова принято разграничивать свободное ударение, которое может падать на любой слог слова (как, например, в СРЛЯ) и ударение связанное (которое приходится на какой-либо определенный слог слова). Связанное ударение, в свою очередь, подразделяется на фиксированное - оно всегда маркирует один и тот же слог в слове (первый в чешском языке, предпоследний в польском и т.п.) и ограниченное, место реализации которого зависит от некоторых дополнительных причин (так, в арабском языке ударным является последний тяжелый слог слова; если же тяжелые слоги отсутствует, ударение падает на первый слог слова - т.е. ударение как бы ищет для своей реализации тяжелые слоги, начиная с конца слова; если найти его не удалось, оно останавливается на последнем слоге от конца).

По отношению к морфологической структуре слова выделяют неподвижное ударение (его место не изменяется при словоизменении) и ударение подвижное, которое может падать то на основу, то на флексию в разных формах одного слова. Подвижное ударение свойственно большому числу слов современного русского языка.

Схема распределения ударений в словоформах одного слува называется акцентной кривой. Словб, характеризующиеся одинаковыми акцентными кривыми, объединяются в акцентные парадигмы. В современном русском языке принято выделять три основные акцентные парадигмы: акцентную парадигму a составляют имена с неподвижным (колонным) ударением на основе (ворона); акцентную парадигму b - имена с неподвижным ударением на окончании (пелена); акцентную парадигму с - имена с подвижным ударением на основе (бородб-буроду):

акцентная парадигма a b с
форма именительного падежа единственного числа ворун-а пелен-б бород-б
форма винительного падежа единственного числа ворун-у пелен-э бурод-у

В истории языка структурные и фонетические типы ударения могут подвергаться изменениям. Так, в русском языке музыкальное ударение сменилось качественно-количественным; в истории чешского языка свободное ударение заменилось связанным.

ЛИТЕРАТУРА.

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

Виноградов В.А. Ударение // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Златоустова Л.В. Фонетическая реализация русского словесного ударения. Л., 1953.

Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2000.

Русская грамматика. Т. 1. М., 1982.

Халле, М. Ударение и акцент в индоевропейском // Проблемы фонетики II. М., 1995.

Kodzasov, Sandro V. Russian // Harry van der Hulst (Ed.). Word Prosodic Systems in the Languages of Europe. Berlin, New York. Mouton de Gruyter. 1999. 852-868.

Beckman, Mary E. Stress and Non-Stress Accent. Foris Publications. Dordrecht - Holland / Riventon - U.S.A. 1986.

Halle M., J.-R.Vernaud (1987). An essay on stress. Cambridge (Mass.), London.

Halle M., W. Idsardi (1995). General properties of stress and metrical structure, In: J.Goldsmith (ed.) The Handbook of Phonological Theory. Oxford: Blackwell. 403-444.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1536 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...