![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
80
м^гут быть заранее выстроены и объективированы. Они всегда ситуатив-нь\ и интуитивны.
*.6. Я анализировал и описывал причастие так, как будто посредничество и построенные в нем родо-родственные отношения "живут" как бы вне "жизни". И это верно: задача причащения — вынесение из наличной стихии и отлет от нее. Вместе с тем, это верное положение содержит одноиеявное допущение, с которым мы уже встречались, анализируя посредническое действие при появлении "комплекса оживления". Акт причастия совершается по отношению к чему-то иному — мешающему и стихийному, что надо упорядочить и от чего надо отвлечься; это иное внутри родо-родственных отношений (причастия) не осваивается, а является их фоном и предпосылкой; оно вместе с тем должно быть объектом действия посредника, однако именно это свое действие посредник не выделяет для людей и не представляет им, как бы производя его за их спиной — в другом, дополнительном по отношению к причастию акте (и с ним мы тоже встречались, анализируя посредничество при построении предметных действий).
Рис. 5.
Действительно, терминами Идеал (Бог), родственник (другой человек) и посредник полная жизненная ситуация посредничества не задается. Все те действия, которые были описаны в предыдущем параграфе, происходят и имеют место где-то, в каком-то мире, который живет своей собственной жизнью, заранее не организован и не "подставлен" для перевоплощающихся и отождествляющихся. Этот мир является тем реально действующим окружением, в котором причастие происходит и в который включаются его результаты. Следовательно, и это очень важно по отношению ко всему этому окружению, акт причастия, взятый в
81
целом, со всеми составляющими его отношениями, объективно производит определенное действие и необратимо меняет, преобразует саму ту ситуацию, в которой производится.
Что же это за действие? Оно состоит в том, что само причастие, будучи актом построения родо-родственности, поляризует мир, деля его на свой (этот), чужой (иной) и границу между ними (то, что их разделяет и может стать своим, т.е. пространство возможностей освоения) (рис. 5).
Отметим, что с этой схемой мы уже не раз встречались — она а!адает один из переходов структуры событийности (см. рис. 1). Поэтому'должно быть понятно, что отношение между своим и иным нельзя понимать пространственно-геометрически. Этим иным (чужим), как мы уже видели, могут быть и часто являются нужды, движения, отправления самого человека (например, по Н.А. Бернштейну, избыточные степени свободы его движений). В то же время, именно в этой стихии иного находятся предметы жизненных человеческих нужд и поэтому люди буквально органически связаны с иным миром. Эта связь проходит и вне человеческой телесности и внутри ее. Люди должны оградить себя от стихий, но при этом не оторвать от себя предметы своих же нужд — продолжение и завершение своей же телесности. Именно поэтому граница (пространство возможностей), изображенная на рис. 5, должна быть "асимметрична", "разнопроницаема" в отношении своего и чужого, т.е. проницаема для действий человека на иное и непроницаема для некоторых обратных действий иного. Она должна не давать иной стихии действовать на свой мир, как бы останавливать ее на расстоянии, но давать возможность людям ощущать и видеть эту стихию, воздействовать на нее и осваивать ее (см. рис. 3).
Теперь можно, правда, с большой долей условности сказать, что действие посредника, которое я назвал причастием,— это переход от иного к своему, обретение своего. Существенно, что для того, кто причащался, этот переход происходит как бы нерефлексивно и непосредственно. Но непосредственен он не в том смысле, что получается "сам по себе" и без усилий (приведенные мной примеры не дают оснований для такого заключения), а в том, что сам способ преодоления скованности стихией не разворачивается перед причащаемым как специальный предмет его внимания. Здесь надо опять оговориться. Сам этот способ конечно существует и практикуется: это и определенный музыкальный ритм, и роли, и медитации, и многое другое. Но форма причащения устроена так, что "не в этом дело", не это предмет работы, не это любо-
82
пытно и интересно. В тот момент, когда влюбленные вспоминают друг о друге с помощью амулета, их не интересуют способы опосредствованного запоминания и воспроизведения. Переход в реалию идеи не развертывается, а строится и представляется именно как переход — контрастно, одномоментно, а не процессуально — т.е. как метаморфоза.
Метаморфоза — то имя, которое можно дать этому переходу и которое точно отражает его суть. В метаморфозе (происходящей, например, в детской игре или сказке) важно и "само по себе" значимо то, что случилось и получилось, и поэтому несущественно (можно опустить) то, как это вышло. (Неважно, каким образом после ныряния в кипящее молоко неказистый юноша превращается в доброго молодца; неважно то, каким образом живая вода заново скрепляет части разрубленного тела). А если неважно, как вышло, то это и значит — превратилось. Удивление от самого превращения значительно превышает удивление от его "технологии", а следовательно, для этого удивления и неважна никакая техника. До тех пор, пока сохраняется эта пропорция, "все может быть всем". Но лишь до тех пор, пока само превращение не становится чем-то из ряда вон выходящим, пока удивление от его наблюдения не заслоняет результаты превращения.
Указанное равновесие, соответствие метаморфозы и ее результата задает "ориентировочную основу действий" посредника: надо сделать так, чтобы само действие не выступило на первый план, а было заслонено, снято в том, ч/пооткрывается в его результате. Поскольку само это соответствие зиждется на снятии ("заслонении") способа результатом (а не на его экспликации и демонстрации), оно в пределах причастия не может быть измерено — не может быть готовых средств его делания. Поэтому само это соответствие всегда является непосредственным. Но его непосредственность не натуральна, а культурна.
В случае же, когда некое превращение становится интересным "само по себе", мы имеем дело уже не с причастием, а с предпосылками исследования и теоретизирования. Для посредника предпосылкой осуществления такой метаморфозы является реально выполняемый или хотя бы подразумеваемый обратный переход от причастия к его осуществлению в мире, от приобщения себя к приобщению себе иного мира.
Этот переход дополнителен по отношению к причастию. Переход за пределы своего является испытанием родо-родственности — тем, в чем род удерживается во времени и утверждается. Причастность (родственность) может быть испытана и реализована не внутри акта причастия, не в своей скорлупе, а как раз вне ее. Именно в ином может возникать и
83
возникает задача удержания и сохранения, а следовательно, поиск и построение форм сохранения и удержания всеобщего и вечного — построение форм культуры. Задача их удерживания возникает и строился на границах предметов и способов посредничества. Из монастыря в буквальном и переносном смыслах выходят в мир. И вне этого мира и этого выхода монастырь не имел бы никакого смысла.
4.7. Разговор о месте и функции причастия в мире подвел час к необходимости рассмотрения того, что ранее было названо второй фазой полного посреднического цикла — фазой осуществления идеи в реалии. Сделать это значительно легче, так как осуществление непосредственно связано с тем, что в культурно-исторической и деятельностной концепциях называется опосредствованием и предметным действием, и я в нескольких местах книги его описывал и анализировал.
Есть три принципиальных момента, характеризующих осуществление как работу посредника.
Осуществление идеи есть построение реалии идеальной формы
в наличных обстоятельствах жизни и связано с переходом от
причащения некоему миру к реализации в ином самой этой
причастности.
При этом совершенное бытие должно обратиться в позицию, с
которой может быть рассмотрен наличный мир.
Позиция является способом рассмотрения, она объективирует
ся, воссоздается в специальных знаковых средствах, которые
передаются от посредствующего к посредствуемому.
Описание феноменологии осуществления (в отличие от описания феноменологии причастия) целесообразно проводить на конкретном экспериментальном материале. Используемый материал касается перехода от игровой роли к позиции и выполнен в русле упоминавшегося нами цикла исследований Д.Б. Эльконина (см. 2.П.).
Экспериментальная методика и полученные по ней результаты (Эль-конин Б., 1994) приводятся здесь для того, чтобы указать на специальные действия посредника (по терминологии Е.А. Бугрименко, 1994 — переходные формы опосредствования), производимые им для того, чтобы "повернуть" человека от отождествления с неким персонажем к рассмотрению мира глазами этого персонажа. Когда мир рассматривается, т.е. анализируется от имени кого-то, то сам тот персонаж, от имени и глазами которого он рассматривается, уже не олицетворяет некую чудесную жизнь, а персонифицирует способ видения. Здесь видение
84
должно быть задано посредником и обнаружено ребенком не как особое волшебное устройство (всевидение, например), а как определенный, т.е. имеющий конкретные ограничения способ. И обнаружено это должно б,ыть в момент различения своего и чужого видения, т.е. в момент явления себе своего собственного "взгляда". В том исследовании, которое будет приведено, указанный поворот выступил очень рельефно.
Вторая задача посредника — "закрепление" и собственно освоение "нового взгляда" — решается в том случае, когда ребенку переданы и им приняты специальные средства воссоздания способа видения. Лишь тогда, когда это случилось, можно утверждать, что способ представлен ребенку и освоен им как особая реальность, особый предмет.
Сконструированная методика отвечала задаче усиления конфликта между игровым и позиционно-договорным типами отношения к вещам, а также конфликта между договорным, правилосообразным и собственно позиционным отношениями к ним. Последнее характеризуется не только и не столько воссозданием вещей с определенной точки зрения, сколько воссозданием самой точки зрения.
Для этих целей была существенно усилена по сравнению с рассмотренными ранее работами инструментальная сторона позиции. Позиция представлялась детям не только как взгляд какого-либо персонажа на ситуацию, но и как определенный способ видения, заданный через специальный инструмент,имеющий определенную разрешающую способность. Нас окружает множество подобных инструментов (очки, бинокли, слуховые аппараты и т.п.). В экспериментах участвовало 18 детей 7-го года жизни, посещавших подготовительную группу детского сада.
Методика состояла из четырех серий. В каждой серии ребенок выполнял от 4 до 8 заданий. Задания первых трех серий требовали перехода от роли к позиции при применении "волшебных инструментов" неких сказочных персонажей. Задания четвертой серии требовали перехода от применения средства к его воссозданию — перехода от правилосообраз-ного к собственно позиционному действию.
Цель первой серии: введение ребенка в условный план посредством задания роли определенного сказочного персонажа.
Экспериментатор рассказывал ребенку историю о том, что в одной волшебной стране живут волшебные обитатели, которые смотрят на мир
1 В сборе экспериментальных данных участвовали А Е Лагутина и Н А Яковлева
не как мы — просто глазами, а через специальные окошечки (очки), которые всегда носят перед собой и поэтому могут видеть только то, что \ помещается в створ окошка; у тигра большое окно, поэтому он видит j гораздо больше, чем белка, у которой окошко поменьше. На столе перед! ребенком помещались плюшевые игрушки: тигр, лиса, заяц, белка, ля- ' гушка и др. Экспериментатор демонстрировал окна — картонные рамки j разных размеров; самое большое — у тигра, самое маленькое — у ля- j гушки.
Затем экспериментатор просил ребенка посмотреть через окно ком- i наты на улицу и они вместе констатировали, что через окно некоторые I предметы видны не целиком: то, что помещается в раму,— видно, aj остальное — нет. Экспериментатор говорил, что также видят сказочные j животные: маленькие животные, пользующиеся маленькими окнами, не могут видеть большие предметы.
Далее экспериментатор говорил ребенку: "Теперь я тебя заколдую и ■ ты станешь не мальчиком (девочкой), а, например, маленькой бело-, чкой". И предлагал поиграть в игру, по ходу которой ребенок должен был j выполнять в соответствии с принятой ролью различные поручения экспериментатора. На столе помимо игрушечных животных находились предметы различного размера. Ребенок последовательно принимал роль; каждого животного: что-то подавал, что-то сравнивал, определяя, увидит ли данный предмет тот персонаж, в роли которого он находится.
Цель второй серии: проверка того, удерживает ли ребенок при выполнении других заданий "новый взгляд", заданный ролью. Экспериментатор просил ребенка в соответствии с принятой ролью выполнять задания на сериацию предметов: "Ты белка. Расставь эти винтики от самого большого до самого маленького". Трудность задания Состояла в том, что в серию не должны были входить предметы, которые, в отличие от ребенка, "не видит" тот персонаж, которого "играет" ребенок.
Цель третьей серии: объективация точки зрения. Ребенок должен был срисовать рисунок-образец от имени сказочного персонажа. При этом он должен был разрушить целостность рисунка, срисовав лишь ту часть, которую может "видеть" его персонаж.
В четвертой серии необходимо было воссоздать соотношение инструмента и объекта. Ребенок должен был выполнять те же задания, что и на предыдущем этапе — срисовывать рисунки-образцы от имени некоего персонажа, однако на этот раз ему давались не окна, а картонные отрезки, длины которых были равны размерам соответствующих окон.
86
В описании результатов эксперимента целесообразно остановиться не на всех данных, а лишь на тех, которые можно отнести к фактической демонстрации переходного действия.
В первой серии дети работали с большим интересом; почти у каждого были свои любимые животные, в роли которых они предпочитали выполнять задания. Многие дети наделяли животных индивидуальными чертами характера. Первые задания все дети выполняли натурально — действовали в соответствии с тем, что они сами реально видели, т.е. со свой фактической позиции.
Эксп.: Ты будешь белка. Белка, дай мне, пожалуйста, троллейбус!
Исп. (МашаС, 6; 2) одной рукой берет белку с окном, адругой берет троллейбус и подает его экспериментатору. После напоминания экспериментатора об окне подносит окно к своему глазу и рассматривает через него предмет.
Эксп.: Как же ты, белка, увидела через свое окно такой большой троллейбус?
Исп. подносит окно к своему глазу: Вы знаете, я его почти весь вижу.
Эксп.: Это у тебя "глаз большой", а у белки вон какой маленький.
Исп.: Ох, у меня глаз большой, в нем все отражается и я все вижу, даже Вас.
Пытаясь снять "натурально-игровую" форму работы ребенка, экспериментатор просил его не самому судить о предметах, а отвечать за животное, которое "как будто" смотрит на них. Это помогало перевести ребенка на иную точку зрения.
Эксп.: Давай, ты опять будешь Машей. Я буду спрашивать разных зверей, а ты будешь за них отвечать. Увидит ли белка троллейбус?
Исп. берет белку с окном у глаз, "подводит" к троллейбусу: Ей самой не увидеть, конечно.
Эксп.: А что она увидит?
Исп.: Она увидит только кусочек маленький.
Эксп.: А какой?
Исп. подносит белку с окном вплотную к троллейбусу: Какой-нибудь вот здесь, например. Где она стоит, такой и увидит.
87
Эксп.: Почему?
Исп.: Потому, что она стоит и смотрит в окно. То, что в окне помещается, то и увидит.
При выполнении последующих заданий наблюдали очень своеобразные приемы работы.
Ребенок брал окно того животного, в роли которого он
находился и подносил его сначала к своему глазу, а потом
к предмету, проверяя, помещается ли в нем предмет, при
чем делал это неоднократно и воспроизводил этот прием
от задания к заданию.
Когда экспериментатор просил ребенка действовать за
игрушку, то ребенок подносил окно к глазу животного, а
после этого или подносил его к предмету, или подносил
предмет к окну, которое держал около игрушки. Послед
ний способ работы был очень громоздким и неудобным:
надо было держать и игрушку, и окно у нее на глазу, и
подносить к нему предмет. Тем не менее, так действовало
большинство детей, а у некоторых из них эти действия
сохранялись до конца второго этапа эксперимента.
Описанные приемы работы детей нуждаются в специальной интерпретации. Оба приема характеризуют наличие избыточных, совершенно не нужных для выполнения задания действий. Зачем надо подносить окно к своему глазу, если в него виден весь предмет и еще многое другое? Это может лишь запутать! Ведь собственно продуктивным является прикладывание окна к вещи и очень простое определение ее "видимости" или "невидимости": если вещь помещается в площадь окна — она видима, а если нет — невидима. Дети же делают и то и другое, т.е. объединяют взаимоисключающие друг друга действия.
Еще более абсурдным является специальное придерживание окна у глаза игрушки: ведь ребенку ясно, что кукла не смотрит через окно на самом деле. Подобное действие имело бы смысл в специальной игре, но ведь здесь требуется не играть, а решать определенную задачу, и ребенок это делает, давая правильный ответ. Этот прием является не только
1 Протокол взят из дипломной работы Н А Яковлевой "Феномены орудийных действий у старших дошкольников", МГУ, ф-т психологии, 1988
ненужным, но еще и очень неудобным, однако же он зачем-то требуется ребенку и тот упорно повторяет его от задания к заданию.
Видимо, замеченные в эксперименте избыточные и непродуктивные операции имеют, словами М.М. Бахтина, не назначение, а значение. Ребенок отмечает, отличает и утверждает в них новый, доселе не встречавшийся ему опыт — опыт специального инструментального видения. И делает он это через противопоставление своего и иного "взглядов". Эти действия похожи на некий ритуал вхождения в другой мир, в нашем случае — мир особой реальности способа действия.
Существенно, что вместе с формами осмысления (означивания) нового опыта существуют и формы его приложения к материалу, т.е. решения задачи посредством сравнения размеров окна с размерами предмета. Эта совместность очень важна, ибо без нее встреча с новой реальностью не состоится, окажется фиктивной.
Необходимо отметить, что здесь выделена не просто смена одного действия (игрового) на другое (инструментальное), а именно момент их перехода, их со- и противо-поставления. Обнаружение нового опыта выступило в форме раздвоения-но-не-разрыва единого действия — действия по построению суждения о мире. Именно эти феномены и являются феноменами переходной формы действия.
У всех детей, прошедших эксперимент, описанные формы действий исчезают в крайнем случае к концу второго этапа. На втором этапе у большинства детей остается и утверждается чистое правилосообразное действие — сравнение размеров окна с размерами вещи.
Итогом анализа второй серии эксперимента является констатация того, что дети не могут одновременно удерживать и задачу позиционного рассмотрения предметов — отделения "видимых" от "невидимых", и задачу их упорядочения. Дети предпочитают делать что-либо одно: либо выбирать, либо упорядочивать. Даже те немногие, которые справились с сериацией от имени персонажа, сначала строили серию, а потом выделяли в ней ту часть, которую этот персонаж "может видеть". Они не могли строить серию, имея в виду окно, или выбирать предметы, имея в виду их порядок. В аспекте инт ^ресующего нас вопроса о переходе на позиционный способ рассмотрения вещей, приведенные данные означают, что позиционность не стала способом решения задач, а сама еще является особой задачей для ребенка.
Своеобразным и интересным феноменом, наблюдавшимся во второй серии эксперимента, являлась своеобразная канонизация правилосообразного действия. Ребенок прикладывал окно к каждо-
89
му предмету, который входил в составляемый им ряд, причем делал это и тогда, когда размеры окна и размеры предмета отличались настолько существенно, что можно было определить без всякого примеривания, поместится ли данный предмет в окне или нет. Например, когда дети действовали от имени тигра, у которого было большое окно (18x18 см), и им надо было составить такой ряд предметов (полосок, шурупов, квадратов, кругов), который может выложить тигр (в серию не должны были включаться предметы, размеры которых больше размера окна), они подносили окно ко всем, и даже самым маленьким шурупчикам и квадратикам, и делали это до тех пор, пока не выкладывали последний предмет. Подобная избыточность, видимо, является формой поддержки новой правилосообразности.
В третьей серии дети выполняли довольно сложное для них задание. Они должны были перерисовать рисунок от имени игрушечного животного. Одно дело, когда требуется указать на часть вещи, а другое, когда надо нарисовать лишь отдельный от нее фрагмент, который сам по себе не имеет никакого смысла, и тем самым разорвать целостность и осмысленность вещи. Такое задание требует "потери непосредственности" в действии. Выполняя его, ребенок должен не только противопоставить свое и иное видение рисунка, но и вынести во вне это противопоставление, объективировать отличие фактического способа рассмотрения от условно принятого.
Не многие дети выполняли первые задания в соответствии с инструкцией экспериментатора, воспроизводя рисунок "с позиции игрушки" и определяя посредством окна фрагменты, которые она "сможет увидеть". Наиболее типичными и распространенными были ошибки, когда дети перерисовывали образец в уменьшенном виде, считая, что маленькому окну должен соответствовать маленький рисунок.
Были случаи, когда дети сначала перерисовывали рисунок полностью, независимо от того, от имени какого персонажа они работали, и только после этого накладывали окно на готовый рисунок и зачеркивали те его фрагменты, которые не помещались.
Многие дети после одной-двух ошибок находили оптимальный прием работы: они накладывали окно на рисунок-образец и срисовывали то, что находилось в его створе, а некоторые начинали срисовывать на глаз, не прикладывая окно к рисунку-образцу. После трех-пяти заданий соотнесение окна и рисунка-образца становилось стереотипной операцией, задача отделения видимого от невидимого уже не затрудняла ребенка.
90
Заметное оживление возникало в следующей, четвертой серии эксперимента, когда те же задания надо было выполнить с помощью заместителя окна — полоски, задающей его размеры. Было выделено четыре способа работы детей.
Распад действия: дети либо отказывались от выполнения
задания без реального окна, либо просто накладывали
полоски на рисунок-образец и, поскольку она закрывала
часть рисунка, путались и*не могли дать ответа, что видно
с определенной позиции, а что нет.
Дети просили дать им еще одну такую же полоску, делали
из двух полосок угол окна и накладывали эту конструк
цию на рисунок, восстанавливая тем самым хотя бы час
тично натуральный вид окна.
Дети прикладывали полоску к рисунку-образцу (как
правило, вертикально) и двигали ее вдоль образца, учи
тывая лишь высоту окна, но не его ширину. Рисуя "види
мую" часть образца, "срезали" образец по высоте, остав
ляя его длину.
Посредством многократных круговых, боковых и верти
кальных пробующих движений дети искали и восстанав
ливали место окна на рисунке-образце, после чего верно
перерисовывали "видимый" фрагмент рисунка.
Итак, в одних случаях введение в работу детей задания на воссоздание средства действия разрушало эту работу, а в других — приводило к появлению новых ее приемов. Целесообразно сопоставить второй и четвертый способы работы детей. Оба они приводили к верному выполнению задания, имея, однако, принципиально разную природу.
При втором способе полоска выступает как часть окна, его деталь; окно собирается из полосок как из элементов. При четвертом же способе полоска является не элементом и деталью будущего результата, а таким средством построения, которое снимается в продукте (аналогично тому, как радиус снимается в окружности). Здесь средство является не натуральной частью, а носителем формы, идеи построения.
При втором способе работы построение окна и выделение видимого фрагмента логически и психологически разновременны. Эти действия можно осуществить отдельно друг от друга: сначала построить окно, а потом выделить фрагмент. Четвертый — это способ одновременного восстановления и окна и фрагмента рисунка, это способ построения отношения инструмента и объекта, в котором восстанавливается, снова со-
91
здается их сопоставимость, каковая была снята в стереотипном, прави-лосообразном действии.
Логично предположить, «т0 именно нахождение способа реконструк
ции отношения средства и объекта является фактом не из области фено- '
менов обнаружения "мира позиций", а из области феноменов освоения
его внутренней логики. Здесь феноменально выступает второй центр,
переходного действия — перех°Д от правила к собственно позиции. Или, >
выражаясь более общо: переход от обнаружения сферы и области нового |
опыта к обнаружению его формы. Лишь после этого создаются предпо- j
сылки для произвольного удерживания, сохранения нового опыта и |
только подобное произвольное удерживание дает основание говорить о j
его освоении. j
Итак, второй переход также существенен и необходим как первый, ибо в противном случае, но»ый опыт бУДет редуцирован — новый способ; видения не возникает, а следовательно, и акт развития не произойдет. Феномены обнаружения ребенком формы нового опыта выступают в, заданиях по воссозданию специфических средств этого обнаружения.
Два центра эксперимента — обнаружение нового опыта и удерживание его, на мой взгляд, соответствуют двум этапам и двум задачам той формы посредничества, которая была мной названа осуществлением. В многочисленных исследованиях знакового опосредствования предметных и учебных действий фиксировалась и экспериментально подтверждалась лишь вторая задача. Эт0 связано с тем, что исследователями не конструировался собственно переход от причастия к осуществлению.
4.8. Нам осталось поставить и уточнить еще один очень важный вопрос — вопрос о сопоставлении форм субъектности в причастии и осуществлении. Это, в свою очередь, требует более точного взаимоопределения предметности тех действий, которые их характеризуют. Мало сказать, что в причастии заДается особый мир — мир самой идеи. Необходимо понять, каково место этого чудесного совершенного мира в "нашем" наличном, т.е. понять, какие предметы и формы ориентировки в этом "нашем" мире порождаются в причастии, или другими словами, субъектом чего становится причащенный, каким новым опытом "откладывается" в нем причащение.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 122 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!