![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
1 Так в тексте. Видимо, здесь опечатка и должно быть множественное число
В значительной мере это положение касается не "естественных", а йменно "культурных" предметов — предметов, в которых воплотилась общественно-историческая практика их употребления.
"Чтобы овладеть теми предметами и явлениями, которые являются продуктами исторического развития,— пишет А.Н. Леонтьев,— необходимо осуществить по отношению к ним такую деятельность, которая воспроизводит в себе существенные черты деятельности, воплощенной, аккумулированной в данном предмете" (1981, с. 418). Вслед за П.Я. Гальпериным (1980) можно назвать образцы действий, исторически "заложенные" в человеческий предмет, "логикой предмета" (П.Я. Гальперин говорил о "логике орудия") и утверждать, что деятельность воссоздает именно заданную логику предмета, а не данную и наличную "логику органа", в чем состоит ее универсальность и всеобщность (Давыдов, 1979).
2.9. Представление о предметности и уподоблении ей как механизме усвоения подвело А.Н. Леонтьева к соответствующему пониманию значения и, что для нас особенно важно, идеальной формы. В обобщающей и завершающей его теорию книге "Деятельность. Сознание. Личность" Леонтьев писал: "Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой" (1975,с. 141).
Попытаемся извлечь из приведенной цитаты ответы на три важных для нас вопроса.
Что есть идеальная форма? Это свернутая в слове (обоб
щенная, видимо) предметность.
Что есть ее реальная форма? Видимо, это и есть наличные
свойства, связи и отношения предметного мира.
А что же есть сам переход от второго к первому? Это и есть
преобразование и свертывание в материю языка первона
чально развернутых во внешней деятельности (уподобле
нии) свойств, связей и отношений предметов.
Отмечу, что ответы Л.С. Выготского были бы другими. Реальная форма — это наличные и импульсивные способы реагирования на "свойства предметов", а идеальная — та идея, в которой само реагирование стано-
31
вится оформленным, а предметы с их свойствами начинают выступать как опоры плана будущего действия — смысловое поле. Для Выготского отношения реального и идеального не совпадали с отношениями "внешнего" как объективного и "внутреннего" как субъективного (субъективного образа объективного мира) или близким по смыслу отношением "материального" и "идеального", где по наиболее часто употребляющейся цитате из К. Маркса,"... идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".
Переход от внешнего воздействия к внутреннему был проработан П.Я. Гальпериным в его теории планомерного формирования умственных действий, согласно которой усвоение есть последовательное прохождение нескольких этапов: от развернутого материального или материализованного действия через действие в плане громкой речи к собственно "чистой мысли" и "психологическому явлению". Метод поэтапного формирования известен, поэтому я не буду останавливаться на многочисленных его тонкостях и интересных моментах. Для заданной в самом начале главы темы соотношения реальной и идеальной форм важно отметить, что на этом пути переход от первой ко второй оказывается эволюционным. Здесь нет тех "скачков" и "переломов", на которые указывал Выготский; усвоение культуры выстроено как последовательный и постепенный переход от реального действия с "предметным миром, его свойствами, отношениями и связями" к значению, в котором эти связи, свойства и Отношения "обобщенно отражены".
Но ведь вместе с таким построением (и соответствующим описанием) теряется и центр психологии Выготского — понимание того, что же такое субъектность; теряется представление о субъектности как определенном режиме жизни — переходе между реальностью и идеей, понятыми как натуральная спонтанность и культурная оформленность\ И вместо этого понимания не вводится никакого иного. Замечу, что введенная самим П.Я. Гальпериным категория субъекта поведения по смыслу близка теории Выготского. Субъект, по Гальперину, возникает "в точке" необходимости поведения при невозможности использования его готовых автоматизмов, т.е. в точке преобразования формы (способа существования) поведения. Однако, это понимание никак не отразилось на его же в целом эволюционистской теории усвоения.
Итак, в деятельностной концепции продолжался отчасти начатый еще Л.С. Выготским и связанный с его пониманием значения как обобщенного отражения "дрейф" представления о субъекте поведения. Акт развития, выражающийся в преодолении натуральных форм жизни, как
32
первое определение субъектности был "сглажен" в представлении о предметности, уподоблении, значении и переходе от действий с вещами к обобщенному отражению их сути.
2.10. Представления об усвоении как об эволюционном процессе были подвергнуты существенной ревизии в работах Д.Б. Эльконина.
В известной теории периодизации психического развития в детстве показано, что онтогенез — это вовсе не линейный процесс усвоения культурных образцов. Д.Б. Эльконин писал, что гипотеза о периодизации "... дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали" (1989, с. 77). Существенной чертой этого процесса является ритмическая смена предметов освоения: в одних возрастных периодах это смыслы и задачи человеческой деятельности, в других — ее способы. Но отсюда следует, что теория освоения культуры и, шире, теория освоения идеальной формы должна включать в себя в качестве своего необходимого и существенного момента модель перехода форм и предметов освоения.
Другим, существенным для нас следствием теории периодизации явилась новая постановка вопроса о единице развития. Полагая, что такой единицей является действие, Д.Б. Эльконин в то же время считал, что его необходимо понять как единство "операционно-технической" и "задачно-смысловой"сторон.
Критика представлений о внешнем предметном действии как уподоблении свойствам вещи развернута в работе Д.Б. Эльконина "Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте" (1978 а).
Д.Б. Эльконин исходил из простейшего и бесспорнейшего положения о том, что "... на предмете не написана ни его общественная функция, ни способ его рационального использования, принятый в данном обществе" (-1978 а, с. 6). Поэтому их невозможно непосредственно "считать" с предмета в процессе уподобления (Д.Б. Эльконин писал — "приспособления") его свойствам. "Образец рационального способа дает ребенку взрослый,— писал Д.Б. Эльконин,— он в совместной деятельности с ребенком изменяет положение руки ребенка и ребенок приспосабливается не к физическим свойствам предмета, а включает предмет в образец его правильного использования. Таким образом, кажущееся приспособление движений ребенка к физическим свойствам орудия в действительности является опосредованным через образец действия, в который и включается орудие". Включение операций с предметом в даваемый другим человеком образец выглядит как "раздвоенное поведение" ребенка. Описывая наблюдения за тем, как ребенок осваивает предметные дейст-
751
вия, Д.Б. Эльконин констатирует: "Его поведение... производит вг чатление раздвоенного: с одной стороны он был занят предметом и деЦ ствием с ним, с другой — взрослым, ради выполнения поручения кс рого и поощрения он производил действие" (там же, с. 8).
С примерами "раздвоенного поведения" мы уже сталкивались, ког приводили выдержки из экспериментов А.В. Запорожца, посвященнь этой же теме. И в наблюдениях Д.Б. Эльконина и в эксперимента А.В. Запорожца внешнее предметное действие — реальная манипуля ция реальными вещами — никогда не выступало как самодостаточнс равное самому себе поведение. Эти манипуляции в то же самое врем} оказывались жестами, обращениями к другому человеку, который на ходился рядом и являл для ребенка "то, как надо", "то, как правильно'^ т.е. образцы верного действия — являл смысл и значение действий ре бенка, т.е. их идеальную форму.
И тут мы приходим к парадоксальному для теории деятельное? заключению о том, что реальная и идеальная формы в становлений предметного действия существуют одновременно. Действуя, челове самим этим актом обращается к другому — носителю идеи действия Представление же о специально организованном уподоблении свойст вам объекта фиксирует не начало, не переходную форму и не акт разви^ тия, а ситуацию, когда шаг развития ухе свершен; человеку уже подстав^ лен "нужный" объект, он уже поставлен в "нужные" условия и силок самих этих условий будет действовать в "нужном" направлении.) Л.С. Выготский в своей конструкции опосредствования, а также А.В. порожец и Д.Б. Эльконин в своих наблюдениях фиксировали не эту, "предшествующую" ситуацию — ситуацию самой "подстановки нужнс го". Да и А.Н. Леонтьев в своих экспериментах (а не их теоретическои осмыслении) задавал именно ее. Более того, в главе о возникновение сознания из знаменитого "Очерка развития психики" он вводил индивидуальное действие и его предмет через противопоставление действия| одного человека общему, коллективному (1981, с. 281-283), т.е. самым представлял действие не просто как изменение объекта, а самое это изменение представлял как отношение к иному.
Итак, представление об идеальной форме лишь как об абстракте] ("отвлеченной вещи", "обобщенном отражении") подводит к представ-1
1 На том, что обращение — начало сознания, настаивает Ф.Т. Михайлов (1990).
о реальной форме как об уже организованном или уже случив-щемся уподоблении "реальному эквиваленту" этой отвлеченной вещи (предметности), что выводит исследователя как из области феноменов развития, так и из области понимания субъектной формы этих феноменов.
Вместе с тем, на мой взгляд, было бы неправильно ограничиваться только критикой деятельностной концепции, недооценивая роли ее ядерной интуиции — внешнего действия — именно в той ситуации развития, которую фиксировал и осмыслял Л.С. Выготский. Именно в дея-тсльностном подходе имплицитно содержится очень важное добавление к пониманию идеальной формы, позволяющее более полно представить акт развития.
Л.С. Выготский и все его последователи молчаливо допускали, что идеальная форма существует в виде образов совершенных ("правильных") способов (образцов) поведения человека. Всякое осуществление этих способов в реальных ("материальных") условиях и действиях — это уже не идеальное. Однако же в виде предметных условий и средств испытуемым "подставлялись" условия и средства именно правильного ("нужного", "хорошего", "лучшего, чем было") действия. Данные условия и обстоятельства характеризуют именно идеальную форму существования действия (поведения), если ее понимать не как отвлеченную, абстрагированную и головную, а как более совершенную, развитую и осмысленную. Наличную же форму характеризуют те натуральные, естественно сложившиеся стереотипы поведения, на которые указывал Л.С. Выготский как на объект преодоления и которые были оставлены "за кадром" А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным: "не доискиваясь" до этой наличности, они строили и оставляли свои конструкции в пределах как бы уже возникшей идеальной формы.
Между тем, в приведенной выше трактовке понятие идеальной формы выступает полнее и богаче, чем у Л.С. Выготского: в него входит не только сама идея, но и условия осуществления именно ее, этой идеи; идеальную форму характеризует соотношение между идеей и условиями ее осуществления. В этом контексте идеальная форма предстает не как отдельность -("вещь"), а как поле, "силовыми линиями" которого являются отношения между содержанием идеи и теми обстоятельствами, в которых она полно реализуется, т.е. отношения между идеей и ее средой", ее предметами, ее, по выражению П. Флоренского, "этостью" (1990, т. 2, с. 297). Идеальная форма, понятая таким образом, никогда не может быть данностью. По своему существу она всегда задана и
2*
проблемна. В этом смысле собственная проблема идеальной формы есть| та ее сущность, которая не существует иначе, чем как проблема.
Рассматривая по отдельности две "половинки" идеальной формы, т.е. снимая ее проблемность (присущее ей самой отношение), мы всегда будем получать в итоге либо невоплощенное и невоплотимое "облако смыслов", либо совокупность готовых раздражителей. Первое получается, если мы ищем смысл для уже как бы его реалии, т.е. не знаем, как сказать про то, что уже есть (но что же тогда есть?). А второе получается, если мы, наоборот, смотрим "вниз", полагая, что "саму-то" идею мы уже знаем и теперь надо увидеть ее "предметность", понять, в чем она может быть воплощена. Выбор между этими двумя позициями можно представить либо как подбор действия для готового слова, либо, наоборот, — как подбор слова для готового действия. Обе позиции являют собой натуралистическое отношение и к культуре, и к идее, и к действию.
Именно потому, что идеальная форма — это одновременность дву> искомых, поведение людей в момент освоения новых образцов выгляд* и является раздвоенным. Они попадают в ситуацию необходимости ocy-J ществления обращенного ("говорящего")действия, в котором опробовав ние обстоятельств завершается и разрешается не в их преобразовании^ а, например, в реплике взрослого, который является "носителем образ цов"; попытки подражания образцу завершаются и разрешаются не нем самом, а в преобразовании реальных обстоятельств. К такому вывс ду нас подводит сопоставление культурно-исторической и деятельнс ной концепций.
Чтобы в дальнейшем избежать путаницы, я несколько изменю терми-| нологию. Собственно идеальной формой буду называть отношение идеи и ее предметности, т.е. выраженную, воплощенную идею. Соотве венно, элементы идеальной формы буду называть идеей и ее реалией.
2.11. До сих пор мы двигались в содержании культурно-историче4 ской и деятельностной теорий, имея в виду в качестве фона одно, вроде бы бесспорное, но на самом деле не очевидное положение о том, что идея является необходимым условием поведения, т.е. так или иначе должна в нем присутствовать. Теперь нам предстоит понять, почему и зачем она должна присутствовать. Для этого нам придется заново проиграть ситу^ ацию опосредствования и найти в ней необходимое место идеи.
Если относительно необходимости "присутствия" идеи в действии мо-1 гут быть какие-то сомнения, то относительно необходимости образал
36
ориентирующего действие, таких сомнений ни у кого не возникает. Вне образа действие слепо. Представим себе существо, которое видит и вообще как-либо ощущает только то пространство, которое само занимает — существо, у которого полностью отсутствует избыток видения. Ясно, что оно способно только на реагирование по схеме "S — R".
Этот пример приведен для иллюстрации основной функции образа — открытия пространства возможностей действия ("поля образа", по П.Я. Гальперину). Вопрос, однако же, в том, посредством чего открывается пространство возможностей? Если этот вопрос не задается, то тем самым допускается, что открытие этого пространства происходит естественно и непосредственно.
По Л.С. Выготскому, пространство возможностей (поле образа) задастся посредством знака, и этот знак (например, карта местности или указательный жест другого человека) служит своеобразным "экраном", на котором отображается ход реально выполняемого действия. Подобный "экран" является точкой отсчета для действия; лишь относительно него действующий может определить свое место в пространстве и, в конечном счете, определить, действует и движется ли он вообще, результативны ли его усилия, т.е. соответствует ли им некое реальное изменение ситуации. Вне подобных точек отсчета мера результативности усилия неопределима (невозможно, например, отличить ходьбу от шагания на месте). Этот же "экран" является критерием и мерой единства действия или движения — лишь относительно него мы можем определить, продолжается ли действие, заканчивается ли оно или начинается другое. В этом смысле "экран" удерживает (со-держит) действие, является его формой.
Первоначально, по Л.С. Выготскому, такими "экранами" являются другие люди, затем знаки и, в конечном счете, это могут быть некие вещи или свойства самой предметной ситуации.
Итак, первый аспект ориентировки действия — это создание, образно говоря, его "зеркала", т.е. отображение (экранирование) процесса действия в особое пространство, относительно которого выступают возможности и ограничения построения действия в наличной ситуации.
Условием действенности "экрана" является соотнесенность отображения и отображаемого. В противном случае это вовсе не "зеркало", а лишь некий предмет, имеющий свое содержание. То, что из наличной ситуации {реалии) отображается в знаке, подчас и называется его значением. И здесь мы подходим к пониманию места идеи действия.
37
То, что отображено в знаке, является результатом не договора о связи между ним и реальными вещами, а определенного действия — видения наличной ситуации с определенной позиции. Причем не просто видения, а определенного способа видения. Его определенность в том, что нечто в ситуации акцентируется, а нечто, наоборот, "затушевывается", снимается. Например, топографическая или иная карта — это не просто состав и отношения особенностей местности, а результат рассматривания ее с "птичьего полета", характеризующегося определенной разрешающей способностью, т.е. что-то фиксирующего, а чего-то не различающего.
Положительное определение позиции и способа видения наличной ' ситуации действия и есть определение его идеи. Идея — это то, что \ ("какой взгляд на мир") реализуется в ориентировке действия; она всегда и необходимо, явно или неявно присутствует в построении и выполнении действия. Именно идея (содержание позиции) является основанием "экранирования" хода действия и, следовательно, основанием создания образа ситуации (пространства возможностей действия). Пространство возможностей — это всегда смысловое, а не лишь перцептивное поле.
На позицию (точку зрения) как существенный момент ориентировки действия обратил внимание П.Я. Гальперин (1966). Анализируя процесс решения задачи и указывая на необходимость ее перестройки в этом процессе, он писал: "Такая перестройка задачи достигается лишь реальным изменением позиции в поле задачи, физическим или идеальным перемещением в этом поле, с остановкой на этой позиции и новым обозрением поля" (1966, с. 257).
Д.Б. Элькониным и его учениками была осуществлена специальная экспериментальная программа по формированию так называемой условной позиции — умения произвольно перейти с фактической на условно допускаемую точку зрения (Эльконин Д., 1978 б, с. 278-282; 1989, с. 354-360; Недоспасо-ва, 1972, 1985; Филиппова, 1977, 1986; Белоус, 1978).
Д.Б. Эльконин предположил, что умение занять условную точку зрения приведет к преодолению так называемого познавательного эгоцентризма. В экспериментах, подтверждавших это предположение, ребенок последовательно брал на себя роль неких персонажей — участников условной ситуации. Ситуация была построена так, что каждый персонаж в ней имел определенное место, задававшее его "взгляд" на вещи и других
38
участников ("брат" находился в отношениях родства, "строителю" принадлежали определенные строительные материалы, общие ему и другим "строителям", и т.п.). Через отношения условных персонажей моделировались определенные логические отношения, а именно те, которые лежали в основании задач Пиаже. Изменяя условную позицию, т.е. осуществляя переход от отождествления с одним персонажем к отождествлению с другим, ребенок фактически имел дело с отношением лиц к предметам — их точками зрения.
Формирование условной позиции проходило поэтапно. В материальном плане в качестве условных персонажей выступали куклы, в графическом плане куклы и их отношения фиксировались графическими обозначениями, в вербальном — ребенок без внешних опор определял те или иные отношения (родства, принадлежности и др.).
Приведенный способ формирования условно-динамической позиции оказался чрезвычайно эффективным: в результате 5-6-летние дети выходили на самый высокий уровень интеллекта (по показателям Пиаже) — уровень формальных операций. Существенно, что Д.Б. Эльконин и В.А. Недоспасова констатировали, что формирование условной позиции не заканчивается на обучении переходу от одной фактической точки зрения к другой. Сам по себе переход от одной точки зрения к другой и фиксация в каждой точке зрения разных сторон объекта — это еще не условная позиция и децентрация, а всего лишь "динамическая центрация" (Эльконин Д., 1978 б, 1989; Недоспасова, 1972). Собственно позиция — это произвольное соотнесение точки зрения и объекта, при котором ребенок действует не с самими объектами, фактически находясь в определенном месте ситуации, а с отношением между видящим и видимым, т.е. точкой зрения и ее объектом. Приемом, с помощью которого строилось овладение таким действием, было противопоставление реально видимого и условно предположенного. В работе В.А. Недоспасовой это противопоставление выступило как противопоставление фактически занимаемой и иной позиций (надо было, находясь в определенной позиции, проанализировать ситуацию с другой позиции при запрете ее занять фактически); в работе Е.В. Филипповой — как противопоставление видимого набора свойств вещи и отношения этих свойств. Наиболее рельефно этот прием выступил в работе В.П. Белоус, где серию предметов надо было строить не по их
фактическим величинам, а по допускаемым условиям, которые радикально не соответствовали фактическим. Выполняя такую работу, надо было мысленно преобразовать видимое поле, противопоставив "правильное" наличному.
Итак, продуктом позиционного действия (способа рассмотрения вещей) является удерживание условной позиции в фактической. И именно в этом состоит трудности-яостроения и использования "экрана". В нашем примере с топографической картой это значит: реально находясь на местности, видеть ее как бы "с птичьего полета". Понятно, что при этом должно происходить не просто выделение чего-то нового (доселе невидимого), но и невыделение ("невидение") того, что раньше было очень отчетливо видно и даже "било в глаза". В этом смысле подлинное позиционное действие составляют два одновременных и противоположных акта. Лишь в этом случае сложится позиция — рассмотрение чего-то вместе с границей этого рассмотрения.
Последний аспект "работы" идеи связан с превращением, радикальным изменением и даже преодолением наличных функциональных органов (в нашем случае органов видения) действующего субъекта. Лишь при наличии всех трех аспектов ориентировки действия (идеи, экрана и изменения видящего) происходит встреча реальности и идеи, т.е. строится идеальная (совершенная) форма действия. И лишь в этом случае можно говорить о субъектности действующего и его развитии.
В разных экспериментальных работах школы Л.С. Выготского так или иначе выступали указанные аспекты идеального действия. В каждой из них акцент делался на каком-либо одном аспекте, но ни разу не были выделены все три (видимо, поэтому они и не были объединены в систему).
Так, в исследованиях П.Я. Гальперина наиболее полно представлен второй аспект — отображение действия в особой знаково-образной системе. В уже упоминавшихся исследованиях Д.Б. Эльконина представлен первый аспект — позиция. В известных исследованиях А.Н. Леонтьева по формированию чувствительности и звуковысотного слуха — третий аспект — построение новых функциональных органов. Особенно ярко и явно этот третий аспект выступил в работах А.В. Запорожца по исследованию ощущения собственного действия (Запорожец, 1986, т. 2, с. 25-47; Леонтьев, Запорожец, 1945, с. 83-149).
2.12. Нам осталось сделать завершающий и самый ответственный шаг — по представленным материалам и их анализу задать полное понимание отношения реальной и идеальной форм.
40
Уверенно можно констатировать, что идея имеет не "вещную" (или
"квазивещную"), а действенную форму (в использованном мной
примере — взгляд с определенной позиции) и включает в себя
действующего — субъекта; способ действия (в нашем примере —
разрешающую способность "глаза" существа, летящего над мест
ностью); продукт действия — то, что охватывается "взглядом"
субъекта.
Идеальное действие является продуктивным лишь в той степени,
в какой существует и производится не само по себе, не отдельно, а
в отношении к другому действию (в моем примере, действию того,
кто прокладывает маршрут на местности). Субъект этого реально
го действия со своего фактического места должен удерживать и
утверждать иную точку зрения и сукцессивно ("по частям") вос
создавать (или преобразовывать) иной "взгляд" и образ, который
теперь для него выступает как пространство возможностей дейст
вия. Именно сопряженность двух этих действий является условием
произвольного, субъектного совершения каждого из них.
"Ареной встречи" (выражаясь словами А.Ф. Лосева) двух указан
ных действий, "местом" их сопряжения является знак (в нашем
примере — карта местности). В знаке удерживается соотношение
этих действий, посредством знака оно может быть воссоздано.
Здесь целесообразно вернуться к приведенному ранее решению Д.Б. Элькониным загадки знака и значения (2.6.). Да, действительно, знак — это напоминание о другом человеке, но не просто о другом человеке и его действии, а о той позиции, с которой совершается его действие — о его образе моего действия.
Здесь же уместно сказать о том, что значение в школе Л.С. Выготского понималось неполно и односторонне — лишь как обобщенное отражение реалии, возникающее из действия с этой реалией, но не как отображение иной позиции. Такое значение может существовать лишь как "эмпирическое обобщение" (Давыдов, 1972, 1986).
.Все сказанное относится лишь к той ситуации, в которой знак и значение порождаются или воссоздаются, т.е. к культуросозидающему, а не "культуроупотребительному" действию. В нашем примере — к созданию карты (картографии), а не лишь к употреблению ее, уже готовой и понятой.
В готовом знаке отношение действий не удерживается и не воссоздается, а наоборот, снимается. В употреблении необходимы определенные автоматизмы; а не бесконечные и вечные свершения и открытия. Однако
41
же такой "привычный" знак, создающий презумпцию "уже понятности" новой ситуации и является основным "носителем" несубъектности поведения, провоцируя привычное функционирование в ситуации, где он уже не подходит, поскольку не подходит то снятое и забытое идеальное действие, которое определило его "разрешающую способность". Именно поэтому такой знак и такое действие не могут служить моделью акта развития, субъектности и идеальной формы. Такой моделью может быть только кулыпуросозидательное действие.
Заключая главу, попытаюсь внести большую смысловую ясность в отношении терминов идеальная форма и реальная форма. Уже было сказано, что после работ, выполненных в русле деятельностного подхода, и введения представления о предметности само реальное (фактическое, наблюдаемое) действие нельзя противопоставить идеальному, если последнее понимать не как абстракцию, а как совершенство. Было сказано также, что идеальная форма, понятая как совершенная, есть не сама по себе идея, а отношение (согласованность) идеи и ее реалии, т.е., другими словами, выраженность идеи в совершенной реалии. В последних тезисах показано, в чем состоит эта согласованность и когда она разрушается (в презумпции "готовности" значения и понятности ситуации). Вот эта нарушенная и разрушенная структура значения и была тем образованием, которое Выготский называл реальной формой. На мой взгляд, ее лучше назвать наличной формой поведения и противопоставить совершенной форме поведения, понимая под совершенством то соотношение идеи и реалии, которое было только что разобрано.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 136 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!