Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные подходы к изучению личности



Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Впоследствии на базе фрейдизма воз­ник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

Раскрывая характер взаимодействия либидонозной и агрессивной потребностей, Фрейд в структуре личности выделяет три сновных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»).

В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположе­ние о сложности структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам. Реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Сущность фрейдовского учения состоит в признании антагонизма между вытесненным переживанием и созна­нием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.

К. Юнг Разработал сложную структуру личности, включающую «я», «тень» (совокупность вытесненных чело­веком представлений о самом себе), «самость» (самопо­знание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник неперерекаемых суждений).

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре лич­ности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архети­пов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творче­стве. (архетип матери — это всеобщая идея матери с чувственным и образ­ным содержанием собственной матери). Личное бессознательное, не отделено от сознания, состо­ит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытес­ненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными.

понятие «Я» - стремление чело­века к целостности и единству, достигается равновесие между со­знательным и бессознательным. В зависимо­сти от проявлений «Я» людей можно разделить на определенные типы: направленность че­ловека на себя или на объект - можно разделить на экс­травертов и интровертов. Типы личности, по Юнгу, — это врожден­ные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.

Адлер Альфред (научная школа «индивидуальная психология»). Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда.

Отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности. Он считал, что между со­знательным и бессознательным нет жесткой границы.

Основное в человеке — не его природные инстинкты, а общественное чувство, ко­торое он называл «чувством общности» (врожденное, но должно быть социально развито).

По его мнению, структура личности едина. Детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполно­ценности и прибегает к разным видам компенсации (Наполеон).

Три основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпенсация - одностороннее приспособление к жиз­ни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь - «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

Представители неофрейдизма — К. Хорни и Г. С. Салливан.

Основу сущности человека Хорни усматривает во врожденном чувстве беспо­койства. Человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Оно является основной мотивацией его поступков.

Человеком управляют две тенденции: стремление к без­опасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, кото­рый человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы («стра­тегии») поведения: 1) стремление к людям; 2) стремление отдалиться от людей, стремление к независимости; 3) стремление действовать против людей (агрессия).

Хотя Хорни резко критиковала биологизаторскую сущность учения Фрейда, в ее теории остаются основные по­ложения фрейдизма: антагонизм природного и социального.

Г. С. Салливан провозгласил, что объектом психологического исследования должен стать не отдельный субъект, а личность как продукт совместной деятельности субъектов.

Основными механизмами развития личности Салливан счита­ет: 1) потребность в нежности, ласке и 2) стремление избежать тревоги.

Оба механизма сосуществуют с момента рождения ребенка, и вместе они являют­ся механизмом развития личности, которую Салливан называет «Я-системой». «Я-система» заставляет ребенка, под­ростка, а в дальнейшем и взрослого человека прибегать к помощи вначале матери, а затем и других людей. В каче­стве механизма, формирующего личность, выступают межличност­ные отношения.

Гуманистическая психология. Сущность этих теорий: личность рассматрива­ется как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизне­деятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения.

Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс.

Свой метод терапии он назвал недирективным. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности — единственное правило терапии.

Структура Л. ИдеальноеЯ и реальное Я. Единственная реальность – субъективный мир переживания человека

Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория само­оценки. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, при­нять ли оценку окружающих либо остаться при своей. Происходит сложный «органически оценочный процесс», поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребенка.

У Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности опреде­ляется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль лишь внешнего фактора давления.

Г. Олпорт разработал психологическую теорию личности, полу­чившую название теории черт: люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт.

А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека — это самоак­туализация (врожденное явление), стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Суще­ствование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоян­ного выбора: продвижение вперед, пре­одоление препятствий, или от­ступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализация — это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей.

Выделяет в структуре лич­ности еще несколько осн. потребностей: физиологические; в безопасности; в принадлежности и любви; уровень самооценки (в уважении, одобрении, признании); познавательные; эстетические, стремление к гармонии.

Представитель французской психологической школе - П. Жане.

Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представ­ляют собой явления, подготавливающие действия (чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий). В основу развития лично­сти им положено учение о поведении. Поведение рассматривается как включающее не только из­вне-наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержа­ние, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим зве­ном.

Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с дру­гими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение.

Идеи, высказанные этим ученым, впоследствии получили развитие в трудах отечественных психологов. Наиболее известные исследования в области лич­ности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выгот­ского.

Л. И. Божович показала, как в сложной динами­ке взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внут­ренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих моти­вов деятельности.

А. Н. Леонтьев. В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности. Как и у Бо­жович, основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личностный смысл. Он выражает отношение целей деятельности чело­века, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мо­тивам, т. е. к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 2174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...