Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологические построения Ф. Тённиса



Фердинанд Теннис (1855-1936) - немецкий социолог, один из основателей формальной социологии. Родился в аграрной общине Эйзенштадта. Он был свидетелем экономических и политических переворотов, происходивших в современной ему Германии. Основными его трудами являются «Общность и общество» (1887), «Преступность как социальное явление» (1909), «Мораль» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс и социальное развитие» (1926), «Введение в социологию» (1931).

Ф. Теннис развивает проблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид. Главное внимание он уделяет социальной группе как целому (гештальт), чья сила определяется взаимозависимостью частей (отдельных членов). Чем сильнее гештальт, тем больше положение и поведение его отдельных членов зависит от внутригупповых отношений. Так, в примитивных обществах, где родственные связи очень сильны, разрыв с группой ведет к смерти. Ф.Теннис особо подчеркивает, что кардинальным пунктом его теории является субъективное обоснование взаимодействий в обществе: человеческий дух как воля и разум формирует исторические процессы. Образующиеся в ходе межличностных взаимодействий «социальные сущности», которые непосредственно переживаются, носят социально-психологический характер. В этом плане социальная психология относится у него к социологии.

Концепция социологии Ф.Тенниса опирается на различно ориентированные методологии при решении конкретных задач, а предложенная им модель предопределила не потерявшие своей актуальности и в наши дни дискуссии о структуре социологии (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура социологии по Ф.Теннису

Общая социология, по мысли Ф.Тенниса, должна рассматривать все формы существования людей (включающие и взаимоотрицания), в том числе и общие с формами социальной жизни животных. Однако подробно он ее не рассматривает.

Специальная социология имеет только ей присущий предмет — социальное, которое образуется за счет взаимодействия людей. В свою очередь, она включает в себя:

1) Чистую (теоретическую) социологию, разрабатывающую формализованную систему внеисторических — «чистых» категорий, с помощью которых контролируется линия развития «общности» и «общества».

2) Прикладную социологию, близкую по идее философии истории, в которой дедуктивным путем истолковываются процессы исторических изменений, социального развития.

3) Эмпирическую социологию (социографию), представляющую собой наблюдение и изучение социальной жизни в определенной стране (районе страны) с применением статистических методов.

Данная модель социологии носит эклектический и полупозитивистский характер, что усложняет ее понимание, но не умаляет новационные тенденции. В частности, Ф.Теннис является одним из первых, кто пытался соединить теоретическую и прикладную социологию, а также придать ей эмпирический характер, отграничивающий социологию от философии. Он был одним из пионеров эмпирических исследований социально-экономических условий жизни гамбургских портовых рабочих, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. Его эмпирическая социология выступает как описательная наука, ориентированная на позитивистский идеал объективности и свободы от ценностных влияний, а также независимости от практической социальной деятельности — политики. Ф.Теннис считает, что ученый не может исходить из желаемого научного результата, он хочет только знать (быть беспристрастным). Практик же, наоборот, начинает с желания чего-то конкретного. Вместе с тем, разделяя науку и социальную практику, он видит задачу первой в том, чтобы наука была полезной для практической — политической — деятельности.

По мнению Ф.Тенниса, общество, социальная действительность, являются продуктом человеческой воли. Предметом социологии, по его мнению, и является человеческая воля как основной созидающий фактор в структуре социума. При этом Ф.Теннис исходит из того, что природа человека в принципе познаваема.

Социальное, по Ф.Теннису, возникает, когда сосуществующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждения». В качестве высшей инстанции социального существования человека, он определяет сознание. Последнее, в свою очередь, предопределяется волей: на основе своей воли люди вступают в отношения друг с другом. Сведение социальных отношений к волевому началу и составляет суть теннисовской психологизации социологии.

Многие воли, согласуясь друг с другом, образуют «социальную волю». При ее реализации возникает сила, пробивающая дорогу вопреки другим волям, противостоящим ей. Социальные воли возникают во взаимодействиях людей как социальные сущности, которые можно «желать» или «мыслить» в качестве субъектов коллективного желания и действия — непосредственно переживаемое взаимодействие личностей.

Тип воли определяет у Ф.Тенниса тип социальной связи. Он выделяет два типа воли: естественная инстинктивная воля и рассудочная избирательная воля.

Естественная воля есть унаследованный (прошлый) от предков способ мышления и восприятия: она проявляется «во взглядах, нравах и совести» человека. Естественная воля является «психологическим эквивалентом тела» и предстает в формах инстинктивных влечений, привычек и памяти. В основе ее лежат бессознательные мотивы, с которыми уживается разумная воля. Поэтому данный тип воли предстает как воля, содержащая мышление. В связи с естественной волей рассматриваются аффективные, эмоциональные, полуинстинктивные побуждения и влечения, реализующиеся в деятельности.

Рассудочная воля есть рационально ориентированная на достижение цели воля, которая целенаправлено выбирает средства и согласуется с ясной осознанностью. Данная избирательность предстает в формах «умышленности» (свободного поведения вообще), «произволения» (отдельных действий) и «понятия» (связывающего само мышление). Этот тип воли предстает как мышление, содержащее волю. Поэтому, в связи с рассудочной волей рассматривается мыслительная система целей, намерений, средств, содержащаяся в людских головах и называемая «устремлением».

Все типы и формы воли находят проявление в деятельности и поведении людей: направляющая их воля образует взаимоутверждающие отношения — социальные. Отсюда у Ф.Тенниса вытекает основная типология последней: общность «гемейншафт» и общество «гезельшафт». Как целое, они представляют собой формы, которые не зависят от конкретных субъектов, составляющих преходящую материю (содержание) формы. В этом качестве общность и общество являются предметом чистой социологии.

Основу историко-социальной концепции Ф.Тенниса составляет установка, что в ходе развития культуры противостоят друг другу две эпохи: эпоха общества приходит на смену эпохе общности. Тем самым его концепция сводит социологию к «социологии культуры».

У Ф.Тенниса чистая социология — это абстрактная, теоретическая дисциплина, которая в понимании социального мира ослабляет историзм (немецкую историческую школу) в пользу рационального мышления — абстрактно-дедуктивных методов. Он выстраивает разветвленную систему «чистых» — внеисторических (идеальная конструкция) социологических понятий, с помощью которых конструирует схему социальной эволюции. Понятиям «общности» и «общества» он придал базисный характер (статус) и с их помощью типологизировал традиционную, интимную, «лицом к лицу» групповую организацию деревни и «эмансипированную», неличную групповую организацию города.

Исходным пунктом рассмотрения перехода от общности к обществу у Ф.Тенниса является обобщение повседневных явлений, которые, лишаясь исторического содержания, подвергаются формализации.

Субъектом естественной инстинктивной (сущностной) воли является «самость» — органическое единство, определенное самим собой. Общинные отношения предполагают «высшую самость», что предопределяет главные экономико-правовые категории: владения, земля, территория, семейное право. В результате, образуется общность.

Общность — это сообщество (единство), которое порождается естественной волей. Она является исторически первичным образованием и существует в семье, соседстве, дружбе и народе. Для общности характерны обычаи, религия, согласие, которые лежат в основе эмоционально-органических отношений. Связи общности базируются на чувстве близости и отличаются стабильностью контактов, длительностью и поддержкой традиций. Они способствуют сохранению собственной самотождественности.

Общность также способна включать в себя и другие, меньшие органические единства или, соотносясь с равными себе единствами, конституировать целое (гештальт). Например, семью как целое конституируют эмоционально-органические отношения родства ее частей: мать и дети, братья и сестры, отец. Каждый человек выступает как самостоятельная органическая единица. Лишь в целом — семье — он мать или сестра, и данное целое конституировано отношениями его членов.

Социальные отношения в общности как бы получаются в наследство: в них вступают в момент рождения, их не выбирают, а получают от предков. В этом проявляется их консерватизм — традиционализм.

Субъектом рассудочной избирательной воли является «искусственное» лицо — внешнее механическое единство, определяемое внешним (случайным) образом. Это идеальная конструкция мышления, которая ищет единства во множестве проявлений. Она может относиться к «индивидуальному лицу» — отдельному, независимому от других лиц человеку, вступающему с ними в рационально-избирательные отношения, а также и к коллективу («фиктивное лицо») — множеству лиц, составляющих целое. В результате образуется общество.

Общество — это искусственное (вторичное) образование, порождаемое рассудочной волей. Для него характерна разделенность, обусловливающая ситуацию обмена и создающая фиктивное единство. В обществе люди взаимодействуют в расчете на выгоду. При этом для удовлетворения своеволия, эгоизма и улаживания раздоров используются такие средства, как договор, политика, общественное мнение, которые лежат в основе рационально-избирательных отношений. Договорно-обменные связи основываются на рациональных целях и отличаются целесообразностью, расчетом, ограниченные участием, договоренностью и относительным постоянством.

Социальные отношения в обществе создаются каждый раз как бы заново — рационалистическое общество общественного договора. В этом проявляется антитрадиционализм: в общество вступают «как на чужую землю». Само же видение нового общества было у Ф.Тенниса крайне абстрактным. Он лишь прочерчивает линию социальной эволюции как процесса рационализации социальных отношений: из культуры народности (общность) — в цивилизацию государственности (общество), которая в пределе должна вырасти в «мировое государство», являющееся делом торгового класса. При этом будут преображаться духовная жизнь и способ мышления, когда религия, опирающаяся на глубины народной жизни, уступит место науке, опирающейся на разум и рациональность. Именно данный путь «естественного развития» как смены культуры цивилизаций вызывал алармистские настроения и критику существующего статус-кво.

Разработанную систему «чистых» понятий Ф.Теннис переносит в прикладную и эмпирическую социологию в качестве общих установок.

Таким образом, по главной концепции Ф.Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Ф.Теннис различает «волю» двух типов: а) естественную — основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную — основа «гезельшафта» (общества). Первая характеризует, прежде всего, традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм. Типология гемейншафт — гезельшафт применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 3193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...