Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел 5. 1. Своеобразие социологической мысли в России.



РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ НА ПУТЯХ К СОЦИОЛОГИИ

1. Своеобразие социологической мысли в России.

2. Социальная философия П.Я. Чаадаева

3. Социологические идеи западников и славянофилов

4. В.С. Соловьёв и его социологические воззрения

5. М.М. Ковалевский и его сравнительно-историческая социология.

6. Российский период творчества П. Сорокина.

7. Социологические взгляды Н. Я. Данилевского.

1. Своеобразие социологической мысли в России

Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях.

Возникновение самой социологии, как и суммы вышеперечисленных ее зависимостей, определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. Следует сразу отметить, что именно социология (а не литературоведение, философия, история и т.п.) в итоге оказалась той идейной сферой, где позитивизм в России достиг самых больших результатов.

Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и сложно дифференцировал состав населения города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее постоянной мобильности населения, ломке старых культурных стандартов. Вся совокупность этих изменений вызвала в различных слоях русского общества (особенно у быстро растущей интеллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, Россия не только подарила миру термин "интеллигенция", но и первые теоретические формы самосознания этого слоя, вырастающего на разработке ряда социологических проблем - роли интеллигенции в общественных процессах, идей общественного долга, соотношения "толпы и героя" и т.п.

В качестве особого сильнодействующего момента в процессе институционализации социологии следует отметить влияние русского философского идеализма (предвосхитившего многие идеи "антипозитивистской реакции"). Философия истории (культуры) чаще всего на религиозной основе рассматривалась русскими идеалистами (Вл. Соловьев, Б. Чичерин, Н. Данилевский, Н. Бердяев, С. Франк - самые крупные фигуры этого типа) как единственно правомерная в сфере социального анализа.

Русская социология в своем развитии и функционировании с конца 60-х гг. XIX в. до середины 20-х гг. XX в. прошла три стадии.

Первая стадия - возникновение "новой науки" (конец 60-х- конец 80-х годов) характеризуется своеобразным исследовательским азартом, энтузиазмом. Один за другим в печати начинают обсуждать всевозможные "социальные вопросы": рабочий, земледельческий, национальный, женский и т. п. Правда, граница между обыденным, житейским социальным знанием и научным крайне зыбка, цели исследования абстрактны, сбор материала и обобщение его методологически поспешны на этом хаотическом поприще возникшей новой науки.

На первой стадии русская социология выступает в виде следующих позитивистских подходов: органицизм (А. Стронин), географическая школа (Л. Мечников), психологизм (субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев), историческая социология (В. Ключевский).

Вторая стадия - 1890 -1900-е гг. - охватила все порождения предыдущей стадии: критика шла как в рамках возникших школ и направлений и с целью их укрепления, так и между ними. В теоретико-методологических спорах этой поры ясно вырисовывается понимание, что попытки ранних позитивистов создать новую науку (выпустив два-три поспешных манифеста) - наивность, что социологическая наука еще находится в поиске. На этой стадии начинают работать новые противоречия: борьба между многочисленными конкурирующими теориями в рамках немарксистской социологии и их совместная борьба с марксистской социологией.

Формирование теоретического уровня шло по трем мировоззренческим параметрам: позитивизму, антипозитивизму и неопозитивизму, в каждом из которых необходимо выделить расслоение по социальной онтологии (т.е. трактовка социологами проблемы социальной реальности и законов ее функционирования и развития) и социальной гносеологии (т.е. трактовки ими же возможности познания социальной реальности теми или иными методами).

Особенностями развития отечественной социологии являются следующие положения.

Во-первых, развитие социологии в России как и на Западе происходило в позитивистском направлении

Во-вторых, специфическими чертами развития выступают появление методологического субъективизма (субъективная школа), формирование неопозитивистских представлений (бихевиоризм),

В-третьих, во всех онтологических позициях (позитивизм, антипозитивизм, неопозитивизм) признавалось наличие законов общественной статики и динамики, однако толкование их сущности и сочетания необходимости с моральной оценкой широко варьировалось в каждой из них.

В-четвертых, историческая реализация каждой теоретико-методологической позиции никогда не воплощалась абсолютно в "чистом" виде. Признавалась необходимость широкого синтеза, интеграции этих позиций и диспозиций. Результатом чего можно считать в конце ЗО-х годов вариант еще более широкого синтеза позитивистских и антипозитивистских позиций предложенный П. Сорокиным в знаменательно названной им "интегральной социологии", значение которой может быть правильно понято именно в контексте всей русской социологии.

Особого внимания заслуживают и центральные темы русской социологической литературы.

Первая тема связана с конструированием социологии в качестве самостоятельной науки, обсуждением ее исследовательских сфер и методов, основных теоретико-методологических принципов (монизм-плюрализм, реализм-номинализм, эволюционизм-функционализм и т.п.), и понятий.

Вторая обширная тема русской социологии - обсуждение проблем социальной динамики (эволюции, прогресса), фаз эволюции, их последовательности, "законов и формул" прогресса и соответственно историко-сравнительных методов.

Третья важнейшая тема русской социологии - социальная структура (порядок) и социальное поведение.

Следующая важная тема социологии - личность. Следует отметить, что сколько-нибудь развитой теории личности в русской социологии тех лет нет. Что же касается теоретического и идеологического значения учения о "критической личности", то оно в другом: эта теория явилась первой развитой формой самосознания интеллигенции в России.

После общества и личности другой важнейшей проблемой социологии является культура. Проблемы культуры в целом попали в ведение социальной философии - наиболее долгие и серьезные споры вызвала знаменитая культурология Н. Данилевского, даже если с ней не соглашались, то ее влияние было значительным (например, на П. Сорокина).

И последняя общая проблемная тема, которую необходимо отметить особо: отклики на сочинения западных буржуазных социологов в русской печати. Проводилась большая и оперативная работа по переводам, рецензированию и обзорам зарубежной социологической литературы, практически все сколько-нибудь интересные авторы (О. Конт, Л. Уорд, Д. Гиддингс, Г. Тард, Л. Гумплович, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Бебер, Э. Дюркгейм и многие другие) были переведены на русский язык.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 576 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...