Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюционная социология Герберта Спенсера



Герберт Спенсер (1820-1903) – английский социолог, был сторонником либерального индивидуализма и эволюционного учения Чарльза Дарвина. Основными его трудами являются «Основания социологии» (в трех томах 1876-1896), «Социальная статика» (1850), «Основные начала» (1862), «Социология как предмет изучения» (1873).Он применял принципы биологического развития к обществу, сравнивал обществ с живым организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и стремятся обеспечить выживание и функционирование общей системы.

Согласно Г.Спенсеру, Вселенная находится временами в состоянии постоянного развития, временами в состоянии распада. Задача социологии состоит в прослеживании и выявлении этих же процессов в сфере человеческого общества. Основные предположения Г.Спенсера следующие:

1. Развитие является универсальным процессом, т. е. всеобщим законом природы.

2. Общество является органическим и развивающимся целым, которое много сложнее, чем суммы его частей.

3. Общество существует в двух сущностях: в социальной статике и в социальной динамике. Статика представляет собой институциональную структуру и социальные системы общества, а динамика заключает в себе постоянную дифференциацию и развитие структуры.

4. Главные институты общества — политические, церковные, профессиональные, промышленные, семейные и «праздничные». Многогранное индустриальное общество развилось из примитивного общества, пройдя разные этапы. Для Спенсера развитие означало прогресс.

Г.Спенсер считал, что изменения в структуре не могут произойти без изменения функций и что увеличение размеров социальных единиц неизбежно порождает прогрессивную дифференциацию их социальной активности. Действительно, многое в рассуждениях Г.Спенсера о социальных институтах и об их изменениях выражено в функциональных терминах. Г.Спенсер писал: «Чтобы понять, как организация возникла и развивается, следует понять необходимость, проявляющуюся в начале и в дальнейшем». Он анализирует социальные институты в связи с общей матрицей, в которую они укладываются по-разному. Он убежден: «...то, что, с точки зрения наших мыслей и чувств, является крайне плохим обустройством, подходит к условиям, при которых лучшее обустройство просто неприемлемо». Он предупреждал против общей ошибки считать обычаи, которые кажутся странными или отталкивающими по современным стандартам, не имеющими никакой ценности: «Вместо того, чтобы пройти мимо них как не имеющих значения, считающихся отталкивающими предрассудками примитивного человека-дикаря, мы должны поинтересоваться, какую роль они играют в социальном развитии».

При рассмотрении социальных институтов Г.Спенсер подчеркивает непредвиденность последствий деятельности человека, показывая, что они являются не результатом преднамеренных стремлений и мотиваций субъекта, а возникают вследствие функциональных и структурных потребностей. Он писал: «Определяют условия, а не намерения... Тип политической организации не является предметом намеренного выбора». Г.Спенсер призывает нас рассматривать институты с учетом двойного аспекта их эволюционного этапа и функций, которые они поддерживают на этой стадии.

Г.Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Не будучи социальным реалистом, он считал общество особой реальностью, возникшей в результате взаимодействия индивидов и зависящей от них.

Общество разделяется кроме этого на две параллельные системы: внутреннюю и внешнюю. Эти подсистемы помогают обществу сохраняться как органическому целому в процессе развития. Процесс развития представляет собой чередование состояния равновесия с состоянием существенных перемен при движении общества от примитивного к современному и индустриальному.

Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, он сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия между ними и рассматривая общество как «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию.

Подобный подход позволил Г.Спенсеру сделать ряд ценных выводов общего и частного порядка. Это относится, например, к различению трех систем органов (институтов) в социальной системе: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля и т. п.) и регулятивной (управленческой).

Г.Спенсер был сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Условием успешного социального развития он считал принципы «равной свободы» индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.

Социальную эволюцию Г.Спенсер понимал как многолинейный процесс, прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. В его теории социальной эволюции выделяются следующие основные моменты: интеграция (переход от простого к сложному), дифференциация (переход от однородного к разнородному), возрастание порядка (переход от неопределенного к определенному). Он рассматривал три вида эволюции: неорганический, органический, надорганический, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Его вера в социальный прогресс была гораздо более осторожной, чем у О.Конта и К.Маркса; свой взгляд на характер социального развития он определял как «относительный оптимизм». У Г.Спенсера было три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование» и «выживание сильнейшего».

Различая два главных типа обществ - воинственный и промышленный, - Г.Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; в первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощении побежденного победителем; во втором имеет место главным образом промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» в отношении усердия, способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только для победителя, так как в результате растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественного богатства. И наоборот, альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание «слабейших», т. е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации всего общества.

Г.Спенсер был противником «обязательной благотворительности», т. е. государственного принудительного перераспределения социальных благ. Но он был сторонником благотворительности как частного дела, задача которого — «смягчать, поскольку это совместимо с другими целями, несправедливость природы». Он был сторонником равенства, понимаемого как равная свобода индивидов и равенство перед законом. Он был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь, считая правительство «неизбежным злом». Но вместе с тем он доказывал усиление значения управленческих функций в современном обществе и первостепенную роль государства в защите прав его граждан.

Задачей социологии, согласно Г.Спенсеру, является понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи считают более или менее гармоничной системой, разные части которой должны находиться в соотношении, обеспечивающем гарантированность, защищенность и стабильность. В современной социологии популярна идея развития общества «от простого к многообразному», при этом понятия «развитие» и «прогресс» не отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее.

Он впервые среди классиков социологической мысли отделил социологию от утопии, соединив ее с идеей либерализма. Тем самым он внес решающий вклад в превращение социологии в науку. Начиная с Г.Спенсера термин «социология» стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.

Таким образом, в трудах Г.Спенсера содержатся три взаимосвязанных аспекта: эволюционизм (теория социальной эволюции), органицизм (сравнение общества с живым биологическим организмом), функционализм (рассмотрение социальных институтов).

Спенсеровская трактовка таких категорий, как «воинственный» и «индустриальный» типы обществ, «социальная структура», «социальная функция», «социальные институты», «социальная дифференциация и интеграция», внедренных им в социологию, до сих пор сохраняет свое значение.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...