Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В.С. Соловьёв и его социологические воззрения



В. С. Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьев родился в 1853 году в семье историка Сергея Михайловича Соловьева. Выпускник Московского Университета в 1874 году защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии».

В ракурсе социологии В.С.Соловьев представляет интерес с нескольких позиций. Во-первых, как мыслитель, который много сделал для того, чтобы ввести учение О. Конта в обиход российского социально-философского сознания. Во-вторых, как философ, подвергший проницательной критике «контовский закон трех стадий», а вместе с тем и всю контовскую версию позитивистской философии. В-третьих, как теолог, с особым интересом отнесшийся к контовской религии Верховного Существа, открыв путь для выработки особой позиции в отношении к западноевропейской «религии прогресса» вообще.

В своей ранней работе «О. Конт о трех фазисах в умственном развитии человечества» В. С. Соловьев писал, «что этот закон составляет главное, если не единственное, основание всей системы контовского позитивизма, которое на нем стоит и с ним же падает». Закон трех фазисов – социально-философская форма, в которую Конт облачил свою версию прогресса. Сама же эта идея составляла метафизическое, то есть эмпирически не верифицируемое содержание этого «закона», добытое чисто умозрительным способом. Соловьев противопоставляет контовской точке зрения о трех преемственных фазисах в умственном развитии человечества (теологии, метафизики, положительной науке) универсальный синтез теологии, философской метафизики и положительной науки. В.С.Соловьева смущала неуемность мировоззренческих притязаний позитивистов. Позитивисты, по его мнению, хотели, чтобы позитивизм стал единым общим мировоззрением. То есть позитивизм претендовал на то, чтобы служить «единственной твердой основой для социальной реорганизации», которая должна прекратить то состояние кризиса, в котором так долго находятся цивилизованные нации. Критике подвергалась идея о мироизменяющей миссии позитивизма.

В основе соловьевской концепции общества (как «собирательного человека») лежат три идеи:

1. Идея исторического явления Христа, как богочеловека, которая связана со всем мировым процессом настолько неразрывно, что с «отрицанием этого явления падает смысл и целесообразность мироздания».

2. Идея единства личности и общества, согласно которой «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество».

3. Идея общественного прогресса, понятого как переход «от низших форм собирательной жизни к высшим», в котором «личность является началом движение и прогресса».

Идея общественного прогресса (точнее личностно-общественного) конкретизируется Соловьевым в виде трех главных степеней или формаций, последовательно сменяющих одна другую в историческом процессе: родовая; национально-государственная, универсальная. Высшая форма не заменяет и не упраздняет низшую, а, только вбирая ее в свою сферу видоизменяет ее из самостоятельного целого делая подчиненною частью. Общественный прогресс – процесс поступательного «личностно-общественного развития».

Оценивая в целом влияние В. С. Соловьева на развитие российской социологической мысли, выделим основные его достижения. Способствовал введению учения О. Конта в обиход российского социально-философского сознания. Критиковал закон трех стадий. С особым вниманием отнесся к контовской религии Верховного Существа. Проповедовал объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 3667 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...