Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Огюст Конт – основатель социологии



Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). Немаловажной причиной этого является то, что он начал употреблять название «социология» (лат. socius – товарищ, societas – общество и греч. logos - учение).

В творчестве О.Конта выделяют три периода:

I период – 1819-1828 гг., время сотрудничества с Сен-Симоном; издание шести небольших программных сочинений, «опускулов», которые были позднее включены в приложения в IV том его «Системы позитивной политики» (1854 г.);

II период – 1830-1842 гг. – период зрелости, создается и издается шеститомный «Курс позитивной философии» (1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.);

III период – завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Создание 4-томной «Система позитивной политики» (1851-1854 гг.), «Позитивистский катехизис» (1852 г.) и «Субъективный синтез» (1856 г.). В это время О.Конт обосновывает «субъективный» метод.

Мировоззрения О.Конта формировались под влиянием философии просветительства, политических переворотов, свидетелем которых он оказался. Особенно глубокое влияние на О.Конта оказал Клод Анри де Сен-Симон, у которого он в промежуток с 1817 по 1824 год был секретарем и помощником.

Гофман А.Б. в книге «Семь лекций по истории социологии» отмечает, что трудно найти у О.Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям, как различие - «критических» и «органических» периодов в развитии общества; идея прогресса; значение науки, в особенности социальной, в современную эпоху; роль индустриализма и «индустриалов» в современном и будущем обществе и т. д. Можно сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята О.Контом у Сен-Симона. Даже само выражение «позитивная философия» последний использовал еще в 1808 г., т. е. задолго до основателя позитивной философии[1].

Но О.Конта было бы ошибочным считать простым продолжателем Сен-Симона, так как между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения (таблица 1).

Таблица 1 - Теоретические и социально-практические расхождения

О. Конт Клод Анри де Сен-Симон
1. Основной акцент делает на:
- социальном порядке - социальном Прогрессе
2. Взгляды на государство
Сторонник концентрации и централизации политической власти, социальной иерархии и субординации Предсказывает и обосновывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми.
3. Необходимость интеллектуальной реформы как необходимое условие реформы социальной  
4. Представление идей
Идеи представлены в виде развёрнутых, систематических концепций и теорий Идеи представлены в виде набросков концепций, в неразвёрнутой форме

О.Конт стремился предотвратить моральное разложение общества и организовать общество заново по законам «позитивного гуманизма». Он подчеркивал самоценность идей как основу общественного строя и придавал особое значение тем идеям, которые укрепляли бы моральный порядок. Социология О.Конта является своего рода «социальной физикой», с помощью которой он хотел утвердить общественные законы и организовать общество заново по избранной им системе ценностей.

О.Конт пытался применять принципы философии просветительства в решении коренных проблем своего времени и пришел к теории социологического развития, которая базировалась на разуме и системе господствующих социальных ценностей.

Объектом социологии О.Конт считал социальную реальность. Человек по своей природе социален, социальность – его естественное состояние. По О.Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы.

О.Конт выделял следующие свойства социальной реальности:

§ максимальная сложность;

§ наибольшая неупорядоченность и изменчивость;

§ активность;

§ спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком.

Общество состоит из индивидов, обладающих отдельным и независимым существованием и думающих, что они действуют согласно «своим личным импульсам». В действительности они постоянно участвуют в общем развитии, как правило, не задумываясь над этим.

О.Конт подчеркивал примат общества над индивидом. Слово «личность», «личный» часто он употребляет с уничижительным оттенком.

Одним из первых О.Конт разрабатывает в социологии подход к обществу как системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей. Общество основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности.

Недостаток учения О.Конта об обществе появляется в том, что он не различает общество и человечество. Общество он рассматривает как человечество в миниатюре, а человечество – как расширенное до предела общество.

В качестве инструмента познания общества позитивная наука должна быть нацелена на познание законов. В связи с этим О.Конт предлагает «Систему наук и их методов» (таблица 2).

Таблица 2 - Система наук и их методов у О.Конта:

науки методы
Математика (абстрактные) Логика
Конкретные (геометрия, механика) Наблюдение
Астрономия Наблюдение
Физика Наблюдение + Эксперимент
Химия Наблюдение + Эксперимент + Классификация
Биология Наблюдение + Эксперимент + Классификация + Сравнение
Социология Наблюдение + Эксперимент + Классификация + Сравнение + Исторический метод

Каждая более сложная наука строится на более общих (обобщающих) потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения проблем. В случае социологии это «исторический метод». О.Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выделение на этой основе законов развития.

О.Конт считал, что социологию как науку о человеческом обществе следует развивать, чтобы с ее помощью не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества. Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее развившиеся позитивные науки. Критериями «позитивности» выступают: познание законов, предвидение, применение. Позитивная наука – социология – должна в будущем обеспечить познание, которое облегчит политические действия, соответствующие развитию государства в направлении «позитивного состояния».

О.Конт подчёркивает неотделимость метода науки от её предметных теорий. В «объективной» социологии О.Конт исходит из того, что она должна применять общенаучные методы, специфическим образом применять методы, используемые в других науках, и использовать свои собственные методы и приёмы. О.Конт дает следующее определение общенаучного метода наблюдения (таблица 3).

Таблица 3 – Характеристика наблюдения

НАБЛЮДЕНИЕ
В широком смысле В узком смысле
Универсальный подход, характеризующий позитивную методологию и противостоящий произвольным конструкциям а) чистое наблюдение б) эксперимент в) сравнительный метод

Для чистого наблюдения характерны точность и достоверность.

Эксперимент бывает: «прямой» и «косвенный».

Сравнение состоит из способов сравнения:

- сравнение человеческих и животных обществ;

- сравнение различных существующих состояний человеческого общества в разных районах земного шара, народов независимых друг от друга;

- отсюда третий способ: «историческое сравнение различных последовательных состояний человечества» или «исторический метод». Этот метод характерен только для социологии.

Исторический метод важен для предвидения в социологии, так как прошлое для него важнее настоящего.

В «субъективной» социологии О.Конт выделяет «субъективный» метод, который имеет мистический характер. Под субъектом у него выступает всё человечество. Признаки «субъективного» метода:

- общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект;

- эмоционально-альтруистический по своей сути. Это метод «сердца», которому должен быть подчинён ум. Девиз О.Конта «жить для других».

«Субъективный» метод – это метод любви, которую О.Конт провозглашает в качестве не только жизненного, но и методологического принципа. Здесь О.Конт даёт волю воображению и возвращает мышление из позитивной стадии в теологическую и метафизическую.

О.Конт пытался применить принципы философии просветительства в решении коренных проблем своего времени и пришел к теории социологического развития, которая базировалась на разуме и системе господствующих социальных ценностей.

В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) О.Конт различал три стадии развития познавательной деятельности людей, их общественного сознания, которые обозначил как «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Этими стадиями являются:

· теологическая (или воображаемая). На этой стадии доминирует религиозная мифология. Человек понимает явления природы и жизни как результат действия сверхъестественных сил, духов, богов. Происходит переход от политеизма к монотеизму.

· метафизическая (или абстрактная). На этой стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, мировоззрений и сил. Место религиозного воображения занимает опытное знание о явлениях внешнего мира и жизни людей. Однако из-за слабого развития науки понятия, отражающие эти явления, довольно абстрактны.

· позитивная (или научная). На этой стадии человек занимается наблюдением явлений природы и жизни и поисками закономерностей между ними. Эмпирическое познание вытесняет мифологически-религиозное. Управление действием и мышлением получает материалистическое основание. Происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

О.Конт применяет трехступенчатую модель в качестве политико-социальных форм организации. По этой модели развитие идет от теологической и метафизической стадии к высшей ступени – позитивизму.

Таблица 4 – Стадии развития

Стадия развития Теологическая Метафизическая Позитивная
Первопричина Скрытые силы Абстрактная сущность Взаимоотношения явлений
Область науки Теология Математика Социология
Руководитель Священник (воинская элита) Юрист (священство) Ученый (руководители промышленности)
Общественная форма Милитаризованная Юридическая Индустриальная
Тип социальной единицы Семья Государство Народ
Политико-социальные формы организации Военное господство Феодальное господство Промышленная цивилизация

Любой объект, по О.Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его Доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям контовского учения «Порядок и прогресс» (таблица 5).

Таблица 5 - Две части учения О. Конта «Порядок и прогресс»

Социальная статика Социальная динамика
Высшая цель
Обнаружение законов социального порядка Обнаружение законов прогресса
Определение
Это социальная анатомия, изучающая строение социального организма Это социальная физиология, изучающая функционирование
Объект
Общества «в состоянии покоя» Общества «в состоянии движения»

Социальная статика – служит для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных институтов. Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, по О.Конту, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» — не индивид, а семья.

Семья — это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим. Семья — основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство — все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья — это «союз», основанный на инстинктивных, эмоцио­нальных привязанностях, а не «ассоциация». Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.

Разделение труда, по О.Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Правда в отличие от экономистов, О.Конт считает, что кооперация основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование.

Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе О.Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории — основная идея социальной статики.

Разделение труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление — это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении «фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...». О.Конт видит в управлении естественную, необходимую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом.

Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. О.Конт обозначает классы по-разному, но суть их сводится, прежде всего, к тому, что они составляют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей. В современном обществе две наиболее значитель­ные категории — это патрициат и пролетариат.

О.Конт был противником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он разделяет власть на духовную и мирскую. Это разделение реально и благотворно для общества, при условии безоговорочного превосходства духовной власти над мирской. В средневековой Европе духовная власть принадлежала священникам, а мирская — военным. После Французской революции произошло полное поглощение духовной власти властью мирской, которая перешла к политикам и юристам. В современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к «индустриалам», а духовная — к «ученым» («философам», «социологам»).

Религиозно-нравственное начало пронизывает у О.Конта и такой институт, как собственность. Он был сторонником частной собственности и права наследования имущества. Но вместе с тем О.Конт подчеркивает ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается.

В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по О.Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».

Социальная динамика — раскрывает механизм функционирования и развития общества; это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса О.Конта в основе своей является антропологической.

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства. Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у О.Конта изображается как совершенствование, улучшение, Прогресс. Он постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим»[2].

Главный закон социального прогресса у Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

По О.Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французского революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с «Курса позитивной философии». Сначала О.Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в «Системе позитивной политики» он ее указывает: это 1860-1865 гг.

Позитивный, высший этап у О.Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно туманно. Он считает, что пройдет «еще много веков, прежде чем подлинное Великое Существо (т. е. Человечество.) должно будет заняться своим собственным упадком...». Таким образом, у О.Конта, как и у К.Маркса, находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо новый цикл развития, который начинается с новой «теологической» стадии.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции О.Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у О.Конта менялась: если в «Курсе позитивной философии» он утверждал, что наиболее важная часть социологии — социальная динамика, то в «Системе позитивной политике, или Трактате о социологии» — что это социальная статика.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 2267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...