Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианство: история и основы вероучения



  1. Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки.
  2. Библия как источник христианского вероучения. Священное писания: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание.
  3. Догматы и таинства христианства. Понятие Священного предания. Деятельность Вселенских соборов.
  4. Этика христианства. Декалог Ветхого завета и заповеди «блаженств» Нового завета. Нагорная проповедь Иисуса Христа.
  1. Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки.

1) Христианство — вторая по времени возникновения и наиболее многочисленная по количеству приверженцев религия. Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи в результате взаимодействия монотеистической традиции иудаизма с религиозными верованиями древних греков и римлян, а также народов Передней Азии. Христианство не является единой религией. Оно распадается на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм. Основателем христианства является Иисус Христос.

Христианство и иудаизм. Место действия всех евангельских сюжетов — Палестина. К моменту возникновения христианства традиционный иудаизм переживает кризис, связанный с утратой независимости, римским гнетом, противоречиями между населением Иудеи и евреями диаспоры, широким проникновением в быт и культуру греко-римских традиций, обычаев, верований.

В иудаизме той эпохи существовало три наиболее влиятельных направления:

1) саддукеи, пытавшиеся приспособить иудаизм к греко-римской культуре, сделать его более рациональным;

2) фарисеи, выступавшие за буквальное, пускай и показное следование заповедям и обрядам Ветхого Завета;

3) ессеи, порвавшие с традиционным иудаизмом, жившие уединенными общинами-коммунами, проповедовавшие аскетизм и скорый приход мессии.

С последним течением, как свидетельствуют археологические находки в пещерах Кумрана близ Мертвого моря, и связано возникновение христианства. Окончательное же оформление христианства как религии, отличной от иудаизма, произошло среди еврейской диаспоры. Из иудаизма христианство заимствовало монотеизм, культ Яхве, отождествленного с Богом Отцом, часть Священного Писания — Ветхий Завет, многие догматы и обряды. Как самостоятельная религия оно оформилось лишь ко II в.

Становление христианства. Распространению христианства способствовали следующие причины:

1) его демократичность, универсализм нравственных принципов, нивелировка классовых и социальных различий. Перед Богом оказывались равны все.

2) Идея равенства перед Богом базировалась на идеях греховности и спасения. Греховность человека и мира объяснялась грехопадением Адама. Распят же Христос, Бог Сын, был во искупление человеческих грехов. Идея спасения реализовывалась через идею искупления. Праведнику, уверовавшему в Христа, обещалось вечное блаженство – или после близкого, по мнению первых христиан, конца света и Страшного суда, на котором каждому «воздастся по делам его», или в загробной жизни.

3) Демократизм раннего христианства отразился в устройстве общин, куда принимали всех желающих, в утверждаемых первыми христианами принципах братства и взаимопомощи, в общности имущества, в раздаче милостыни, в совместных «трапезах любви» (агапах), в которых наравне участвовали богатые и бедные. Сам евангельский миф о Христе указывал на обращенность новой религии к низшим слоям общества: казни через распятие в Риме подвергались только рабы.

По мере увеличения численности общин, роста: количества состоятельных людей среди обращенных трапезы уходят в прошлое. Демократизм уступает место иерархии и централизации.

Первоначально в христианских общинах отсутствовал церковный клир – постоянные служители культа и управляющие имуществом. С точки зрения развития церковной организации в истории христианства можно выделить 3 этапа:

1) демократический период (I—II вв.), когда общинами руководили пророки, апостолы, т.е. харизматики — лица, которым приписывалось обладание особой благодатью, полученной от Святого Духа, — «харизмой»;

2) епископальный период, когда формируется клир (конец II—IV вв.): епископы (греч, «надзиратели»), ведавшие деньгами и имуществом, диаконы (греч. «служители»), руководившие культовой стороной жизни общины, пресвитеры (греч. «старейшины»), авторитеты в вопросах религии;

3) формирование целостной церковной иерархии (IV—VIII вв.), появление митрополитов — руководителей отдельных церквей, состоявших из нескольких епископатов, патриархов — глав церковных объединений, простиравших свою власть на несколько областей, и т.п.

  1. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание.

Священное Писание христиан — Библия (греч. книги), состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Согласно христианскому учению, Священное Писание «богодухновенно», т.е. получено в результате божественного откровения, а его тексты — канонические (греч. закон), обязательные для верующих.

Ветхий Завет христиан — перевод иудейского Танаха. Для христиан он неотделим от более позднего Нового Завета, категорически отвергаемого иудаистами. В отличие от иудаистов, читающих Танах в оригинале, на древнееврейском, православные и католики почитают Ветхий Завет, восходящий к тексту Септуагинты (греч. перевод 70 толковников) — переводу Танаха с древнееврейского на древнегреческий, осуществленному в III—II вв. до н.э. Этот перевод содержит не только канонический иудейский Танах (39 книг), но и 11 неканонических книг, созданных евреями диаспоры в более позднюю эпоху, а также греческие добавления к каноническим текстам. У православных и католиков количество почитаемых книг и дополнений к ним незначительно отличается. Протестанты считают каноническим точный перевод Ветхого Завета с древнееврейского языка.

Новый Завет, состоящий их 27 книг, посвящен деятельности Христа и его ближайших соратников — апостолов (греч. посланник), поэтому и носит название Нового — в противоположность Ветхому, заключенному Богом только с иудеями. Апостолам и их ученикам приписывается авторство всех книг Нового Завета. В структуре Нового Завета можно выделить три части:

Евангелия   От Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна   Оформившееся на базе устных преданий описание рождения, проповеднической деятельности, смерти и воскресения Христа Середина I конец II в.  
Послания апостолов   2 послания Иакова, 2 послания Петра, 3 послания Иоанна, послание Иуды, 14 посланий Павла Послания, которыми обменивались руководители христианских общин в различных городах с целью проповеди и выработки общей догматики Конец I – начало II в.  
Другие книги   Деяния апостолов   Поздняя попытка создать историю проповеднической деятельности апостолов II в.  
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Библейский текст, содержащий эсхатологические пророчества 68-69 гг.  

Между каноническими текстами Библии существуют очевидные противоречия, связанные с тем, что создавались они в разное время представителями различных течений в раннем христианстве. Принято считать, что древнейшая из книг Нового Завета — Апокалипсис; древнейшее из Евангелий — Евангелие от Марка.

Кроме канонических текстов сохранились и христианские апокрифы (греч. скрытый) — произведения, по тем или иным причинам отвергнутые официальной церковью, не включенные ею в канон. В результате археологических поисков обнаружены Евангелия от Петра, от Филиппа, от Фомы, Евангелие Истины, Апокалипсис Петра и другие апокрифы.

  1. Догматы и таинства христианства. Понятие Священного предания. Деятельность Вселенских соборов.

Священное Предание (сказание) – в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием. Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые историческими церквами, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете; включает в себя каноны, авторизованные церквами литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи.

Канон (от греч. «правило, норма») – церковное установление апостолов, Вселенских, некоторых поместных соборов и Отцов Церкви, касающиеся церковного устройства и правил.

Христианская догматика формулировалась и обобщалась в IV—VIII вв. на Вселенских соборах съездах представителей христианских церквей всего мира, в процессе острой борьбы различных направлений в христианстве, богословских школ, при активном участии императорской власти, заинтересован­ной в церковном, а значит, и государственном единстве.

Первый Никейский собор сделал догматом божественное происхо­ждение Иисуса Христа (первая часть Символа веры). Первый Констан­тинопольский собор сформулировал вторую часть Символа веры, признав божественность Святого Духа. Эфесский собор сделал догматом определение Иисуса Христа как воплощенного Лого­са — Слова Божьего, а также узаконил почитание Девы Марии как Богоматери. На Халкедонском соборе церковь сделала дог­матом понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истин­ного человека в одном лице. Догмат о Троице и Иисусе Христе как «единосущном» Отцу Сыне окончательно был оформлен на Втором Константинопольском соборе.

Третий Константинопольский со­бор в целях борьбы с ересями признал человеческую волю Хри­ста, а Второй Никейский собор, осудив как ересь иконоборцев, отри­цавших почитание икон, сделал обязательным культ икон.

Итог деятельности Вселенских соборов — Символ веры, в концентрированном виде содержащий всю христианскую дог­матику:

1. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли.

2. Верую в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного рожденного, не сотворенного, Единосущного Отцу.

3. Верую в таинство воплощения и искупления Иисуса Христа.

4. Верую в страдание Иисуса Христа, распятого за нас при Понтии Пилате.

5. Верую в воскресение Иисуса Христа на третий день по Писанию.

6. Верую в вознесение Иисуса Христа на небо.

7. Верую во второе пришествие и Страшный суд.

8. Верую в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего.

9. Верую в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую крещение и оставление грехов.

11. Ожидаю грядущее воскресение мертвых.

12. Ожидаю жизнь вечную.


  1. Этика христианства. Декалог Ветхого завета и заповеди «блаженств» Нового завета. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Источник христианской этики — в первую очередь Декалог Ветхого завета, жизнь Христа, заповеди Нагорной Проповеди, жизнь и проповедь Его учеников, апостолов, Отцов Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни современной Церкви.

Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию (пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта. Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (В Исходе и Второзаконии).

Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях (каменных плитах), «Скрижалях свидетельства», и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца (Золотой телец – идол, несколько раз появляющийся на страницах Ветхого Завета как предмет культа отступившихся от Бога Израиля), то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей (Во Второзаконии).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...