Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Православие как культрурообразующая религия России



Организация православия как восточной ветви христианства.

Основы православного вероучения и культа.

Институт священства. Монашество.

Праздники и посты.

Православный храм и икона.

Современное состояние православия. Русская православная церковь.

  1. Организация православия как восточной ветви христианства.

Православие (от греч. – «ортодоксия» – т.е. в прямом смысле правильное (правое) учение в отличие от искаженного, ложного) сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи и, оформившись после разделения церквей в 1054 г., получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

Различие восточного и западного христианства было обусловлено и особенностями развития духовной культуры. Греческое христианство концентрировало свое внимание на онтологических, философских проблемах, западное — на политических и юридических.

Поскольку православная церковь находилась под покровительством государства, ее история связана не столько с внешними событиями, сколько со становлением вероучения. Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание этого учения в целом различно у разных христианских ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является в конечном счете слово папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии. Для православных единственно верным и достоверным критерием является Священное Предание (постановления первых семи Вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви и канонических богословов, прежде всего труды Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория, Богослова, Иоанна Златоуста)., т.е. считается, что гарантом в понимании Библии, истинности веры мо­гут быть только традиции и предание.

  1. Основы православного вероучения и культа

Основные положения веры (Символ веры, кратко излагающий сущность христианского вероучения) православная церковь объявляет абсолютно истинными, вечными и неизменными, сообщенными человеку самим Богом и непостижимыми разумом. Сохранение их в неприкосновенности является первейшей обязанностью церкви. Невозможно прибавление чего-либо или изъятие каких-либо положений, поэтому установленные католической церковью более поздние догматы — о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (филиокве), о непорочном зачатии не только Христа, но и девы Марии, о непогрешимости римского папы, о чистилище — православие рассматривает как ересь.

Личное спасение верующих ставится в зависимость от выполнения обрядов и предписаний церкви, благодаря чему происходит приобщение к Божественной благодати, передаваемой человеку посредством 7-ми таинств:

1.крещение в младенческом возрасте (одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно церкви, прощение младенцу первородного греха, а взрослому – и других грехов);

2.миропомазание (помазание лба, груди, гул, рук и ног особым ароматическим маслом (миром), во время которого читается молитва о ниспослании на человека Духа Святого) данное таинство совершается сразу после обряда крещения, а его смысл объясняется следующим образом: «Чтобы сохранить ду­шевную чистоту, полученную в крещении, нужна особая Божья по­мощь, которая и проявляется в этом таинстве».

3.причащение (или евхаристия – благодарственные жертвы). Считается, что данный обряд был установлен Иисусом Христом, который им воздавал Хвалу Богу Отцу, благословив и освятив хлеб и вино, приобщил своих учеников, а в их лице и всех верующих к Богу: «Ядите тело мое, пейте кровь мою в знак благодарности ко мне». Церковь дает верующим специально выпеченный хлеб (просфору), которую запивают глотком вина из особого сосуда (потира).

4.покаяние (исповедь).

5.брак (венчание).

6.священство – обряд хиротонии, во время которо­го происходит возложение рук вышестоящего служителя культа на голову нижестоящего, посвящаемого.

7.елеосвящение (соборование) – совершается над тя­желобольным человеком и заключается в смазывании лба, щек, губ, рук и груди освященным деревянным маслом – елеем. Духовный смысл этого таинства заключается в том, что елеосвящение обладает целительной силой и очищает больного от грехов.

Таинства сопровождаются обрядами, которые вместе с богослужениями, молитвами, поклонению кресту, иконам, святым мощам, святыням и религиозными праздниками образуют религиозный культ христианства.

Православие учит соблюдению нравственных заповедей, данных человеку Богом через пророка Моисея, а также выполнению заветов и проповедей Иисуса Христа, изложенных в Евангелиях. Их основным содержанием является соблюдение общечеловеческих норм жития и любовь к ближнему, проявления милосердия и сострадания, а также отказ от сопротивления злу насилием. Православие делает акцент на безропотном перенесении страданий, посланных Богом для испытания крепости веры и очищения от греха, на особом почитании страдальцев — блаженных, нищих, юродивых, пустынников и отшельников. В православии обет безбрачия дают только монахи и высшие чины священнослужителей.

  1. Институт священства. Монашество.

Монашество (от греч. — «отшельник») возникает в последние десятилетия III в. Причины этого сложного явления разнообразны. С одной стороны, оно связано с утратой морального климата ранних времен возникновения христианства, с его тягой к мученичеству. С другой стороны, монашество достигает массовых масштабов, прежде всего в самых густонаселенных районах Средиземноморья. Безработица и нищета толкали людей на бегство из городов и деревень.

В текстах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианскойаскезы (от греч. – «упражнение»), не упомянуты там и монахи. Иисус Христос учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных. Мотив следования Христу во спасение души, единения с ним становится ключевым в христианской аскезе. Другой ее важной особенностью был культ послушания, смирения. Христианин должен был победить не плоть, но свой эгоизм во имя любви к Богу.

На становление монашества оказали влияние иудейские секты ессеев итерапевтов (врачевателей), которые жили коммунами во время появления самых первых идей христианства. Не могло не оказать влияния и буддийское монашество в условиях торгового обмена между азиатским Востоком и Западом.

Первым христианином, получившим прозваниеанахорета(того, кто удаляется), был святойАнтонии (256-356). Он был основателем отшельнического монашестваеремитов (тот, кто живет в уединении, в пустыне).

В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.

Послушник (послушница) – лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды – рясы, послушникам разрешают носить подрясник. Послушники исполняют разные послушания (уборка помещений, прислуживание в алтаре и храме, пение и чтение во время богослужения, работа у свечного ящика, работа в мастерских или подсобных хозяйствах, дежурство в трапезной, звонарство) при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам. По правилам, существовавшим в Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.

Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу. При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет – послушания. Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, клобука и чёток. Рясофорный послушник (рясофорная послушница) сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней, мирской жизни.

2. Инок (инокиня) (от др. русск. «инъ» — иной) — древнерусское название монаха, иначе чернеца. В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок – как бы «новоначальный монах».

Малая схима, или мантийное монашество (Схима (от др.-греч. – образ) – торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения)). Малую схиму еще называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом.

Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета:

1. Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);

2. Безбрачия (или девства);

3. Нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью);

4. Непрестанной молитвы.

В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.

Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).

Великая схима или схимничество. Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимонахом, или схимником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую. Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

  1. Праздники и посты.

Большое значение в православии придается праздникам и постам.

Пост — ритуальное воздержание от принятия определённой пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Книга Левит, глава 16, стих 31 и др.). Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.

По строгости в употребляемой трапезе посты имеют несколько степеней:

· пост «с ядением рыбы»: растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами;

· пост «с ядением сварения с елеем»: горячая растительная пища с растительным маслом;

· пост «с ядением сварения»: горячая растительная пища без масла;

· пост с «сухоядением»: холодная неварёная растительная пища без масла, неподогретое питьё;

· строжайший пост: полное воздержание от пищи, допустима только вода.

Помимо этих постов соблюдаются ещё еженедельные посты по средам (день воспоминания о предательстве Иуды и аресте Иисуса) и пятницам («пяткам») (в память о крестных страданиях и смерти Спасителя) весь год. Но в некоторые среды и пятницы пост отменяется, то есть разрешается есть мясную пищу всю неделю. Такие недели называются «сплошные седмицы»:

· Пасхальная седмица — неделя после Пасхи;

· Троицкая седмица — неделя после Дня Святой Троицы;

· Святки — с 7 января до 18 января, то есть 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), кроме последнего дня — Крещенского сочельника;

· седмица мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста;

· Масленица (без мяса) — неделя перед Великим постом.

Имеются также однодневные посты, в которые разрешается пища с растительным маслом:

· строгий пост в день Усекновение главы святого Иоанна Предтечи — 11 сентября;

· строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября;

· Крещенский сочельник — 18 января.

В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечений и увеселений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций.

Праздники. Важнейший праздник года — Пасха, или Воскресение Иисуса Христа. Ей предшествует длительный, в тече­ние 40 дней, Великий пост (четыредесятница), завершающийся страстной седьмицей (неделей), когда верующие вспоминают страдания Христа на кресте, его смерть и погребение. За неделю до Пасхи, в воскресенье, которое на Руси называют Вербным, праздну­ется Вход Господень в Иерусалим, когда встречающие Его бросали емy под ноги пальмовые ветви.

На сороковой день после Пасхи празднуется Вознесение Господне, когда Он вознесся на небо. На пятидесятый день после Пасхи насту­пает праздник Пятидесятница — день сошествия Святого Духа на апостолов. Этот праздник называют еще Троицей. Суббота накануне Троицы известна как Родительская суббота, когда поминаются усопшие родственники. В первый воскресный день Троицы празд­нуется праздник Всех Святых, после которого начинается Петров пост. Его иногда называют апостольским. Он завершается 12 июля в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (от­сюда его название).

Кроме переходных праздников, не имеющих точных дат и зави­симых от Пасхи, остальные двунадесятые праздники отмечаются в постоянные дни:

Рождество Христово (7 января нового стиля);

Крещение Господне (19 января нового стиля);

Сретение Господне (15 февраля нового стиля) — встреча младен­ца Иисуса Христа в Иерусалимском храме со старцем Симеоном, который признал в нем Мессию — Спасителя мира;

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля нового стиля) — сообщение Деве Марии, что она родит Спасителя Иисуса;

Преображение Господне — Яблочный Спас (19 августа нового стиля) — Христос на Фаворской горе в Палестине во время молит­вы был озарен чудесным светом, преобразился, когда раздался глас Бога-Отца, что Иисус есть Сын Его единородный. В этот день про­изводится освящение первых плодов;

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа нового стиля) отмечается как день памяти скончавшейся в Иерусалиме Божьей Матери;

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября нового стиля);

Воздвижение Креста Господня (27 сентября нового стиля) — память Кресту, на котором был распят Христос;

Введение во храм Святой Богородицы (4 декабря нового стиля), когда Богородица была отдана на воспитание в ветхозаветный храм Божий на приготовление к тому, чтобы стать матерью Спа­сителя мира.

  1. Православный храм и икона.

Православный храм,или церковь, состоит из трех основных частей.

Восточная его часть, отделяемая иконостасом, — алтарь (свя­тилище), где предполагается место бытия Бога. Это помещение для лиц, совершающих богослужение. В центре его находится пре­стол — наиболее почитаемое место в церкви, символизирующее самого Иисуса Христа. Иконостас — имеет трое врат (дверей), средние из которых называются Царскими, потому что через них при вынесении Святых Даров при совершении Божественной ли­тургии проходит сам Царь Славы — Христос. Через эти врата раз­решается проходить лицам в священном сане. На Царских вратах с наружной стороны находятся иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех апостолов-евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними изображена «Тайная вечеря». Слева от царских врат находится икона Божьей Матери, справа — икона Спасителя (Иисуса Христа), а затем — того праздника или свято­го, которому посвящена церковь. Иконостас, как и храм, заверша­ется наверху крестом — символом жертвы, принесенной Христом для спасения человечества.

Средняя часть храма предназначается для верующих. Здесь нахо­дятся иконы, перед которыми зажигаются лампады и восковые све­чи. Перед иконостасом находится возвышение для священнослужи­телей — солея. Средняя ее часть — амвон, на котором читается Евангелие и провозглашается ектения (род молитв, прошений, вхо­дящих в православное богослужение). По краям солеи находятся клиросы для певчих и чтецов. В середине храма против Царских врат алтаря ставится аналой — столик с пологим верхом, на кото­ром обычно лежит икона празднуемого в этот день святого, а во время службы — Евангелие для чтения.

В центральном куполе изображается Христос-Вседержитель, ни­же — архангелы, посредники между Богом и человеком. В парусах, на которых покоится купол, — четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), оставившие людям записанное ими учение Христа в виде Евангелий.

На западной части храма над входными дверями принято обычно помещать изображение Страшного Суда как напоминание христианину, выходящему из храма, о том, что ждет грешника. В западной части храма находится притвор, или трапезная. Здесь совершаются некоторые богослужения, например панихиды по умершим.

Икона (др.-греч. «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

По сюжетам иконы можно разделить на:

· Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.

· Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.

· Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.

· Иконы святых и сил бесплотных.

· Иконы праздников и событий священной истории.

· Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

По технике исполнения выделяют:

· живописные иконы,

· вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья

· литые иконы

· резные иконы

· печатные или типографские иконы

· сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые.

Среди невоцерковлённого народа почитание икон может принимать форму идолопоклонства, когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Подобное отношение, несовместимое с догматом об иконопочитании, систематически критикуется православными богословами.

  1. Современное состояние православия. Русская православная церковь.

В отличие от католицизма право­славие не имеет единого административного центра. Самоуправ­ляемые, административно независимые (автокефальные) церкви, возглавляемые патриархами, митрополитами и архиепископами полностью автономны в своей внутренней жизни. Степень их влия­ния в различных регионах мира и странах различна. В настоящее время насчитывается 17 Автокефальных (Поместных) Православных Церквей. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалии, официальный перечень автокефаль­ных Церквей следующий: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Ру­мынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская, Японская, Китайская.

За Константинопольским патриархом сохраняется титул «Все­ленского патриарха», но он не имеет права вмешиваться в деятель­ность других Церквей. Иначе говоря, Константинопольский патри­арх по авторитету («по чести») считается «первым среди равных». На сегодняшний день наиболее крупная по численности в мире — Русская Православная Церковь.

Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти являются Поме­стный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает уче­ние Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноничекое единство с Поместными Православными церквями, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, изби­рает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процеду­ру такого избрания.

Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а так­же викарных архиереев, возглавляющих синодальные духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подве­домственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместно­го Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических пастыр­ских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужеб­ных чинопоследований; компетентное истолкование законопо­ложений и т.д.

Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви, попечение о внутреннем и внешнем благополучии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно с Синодом, являясь его Предсе­дателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладаю­щих высшим образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к канонической дея­тельности, имеющих доброе свидетельство от внешних (1 Тим. 3, 7). Сан Патриарха является пожизненным.

Русская Православная Церковь разделяется на епархии — мест­ные церкви, возглавляемые архиереем Епархии. Они делятся на округа, а округа — на приходы. Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян. Это первичное звено Рус­ской Православной Церкви. Его возглавляет священник, который Руководит деятельностью прихода с помощью церковного совета — выборного органа из верующих мирян. В состав церковного совета входят староста, его заместитель, казначей и члены ревизионной ко­миссии (не менее трех членов).






Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 878 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...