Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В свою очередь неземные существа положительного характера в живописи представляют собой, по выражению того же Дворжака, «синтетическое изображение человека в образах богов»2.
Могут заметить, что итальянские художники XV—XVI веков прорывались к воспроизведению всего реального богатства окружающей действительности, как бы преодолевая уже ветшавшие религиозные представления.
Однако тот же закономерный процесс сохранения реальных черт самой жизни, несмотря на сугубо религиозное ее восприятие, мы можем наблюдать на примере такой насыщенной религиозным пафосом живописи, какой являлась катакомбная живопись раннего христианства II—III веков. «Ей надо было,— говорит тот же исследователь,— не изображать совершенные по форме тела героических людей, замечательные в земном отношении действия и положения, а призывать к молитве и поднимать души над всем земным... Местом изображения видений и знаков ставится уже не обусловленная и ограниченная земная
1 Макс Дворжак, Очерки по искусству средневековья, М., 1934,
стр. 190—193.
2 Т а м же, стр. 45,
'обстановка, а идеальное свободное пространство, в котором все ощутимое, измеримое, механически связанное потеряло всякую власть и значение. Пространство уводит глаз в неограниченные глубины, и в этом движении вглубь организуются фигуры, которые далеки от всякого подражания действительности, которые стал«беспредметными, как сон» *.
И все же, помимо того, что черты реальной обстановки тогдашнего времени упорно просачиваются и в это «свободное пространство» (как это убедительно показано в послесловии А. А. Сидорова к книге М. Дворжака), сами человеческие фигуры «орантов» (молящихся),изображенные христианскими художниками, сохраняют ощутимый реальный облик, дают нам
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!